Применение автономных котельных
Номер журнала:
Рубрика:
ПЕТРОВ М.Л., начальник отдела по надзору за объектами газораспределения и газопотребления Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике
При реализации национальных программ «Газификация» и «Доступное жилье» возникла необходимость модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства. Здесь не обойтись без разработки и внедрения энергоэффективных и энергосберегающих экологически безопасных технологий.
В топливном балансе коммунального теплоснабжения природный газ составляет около 45%, однако энергетическая эффективность использования его при применении устаревших технологий равна системам теплоснабжения на угле или мазуте. Его сжигание должно быть максимально приближено к потребителю, что позволяет минимизировать трансмиссионные потери тепловой энергии. Этого можно достигнуть путем внедрения автономного и поквартирного теплоснабжения, позволяющего повысить энергетическую эффективность до 85 и 92% соответственно вместо существующей при централизованном – 55-60%.
При реализации целевой программы «Газификация Удмуртской Республики на 2005-2009 гг.» должна быть принята идеология максимальной автономизации источников коммунального теплоснабжения путем реконструкции действующих и строительства новых полностью автоматизированных без обслуживающего персонала автономных источников тепла (крьшные, встроенные, пристроенные) с количественным регулированием отпуска тепла, гармонически встраиваемых в архитектурный облик района, здания. Как показали расчеты по проектам автономного теплоснабжения жилых домов и общественных зданий в городе Ижевске по улицам Локомотивная, 50 лет Пионерии, торговый центр «Леон», единовременные капитальные вложения на источники тепла (крышные котельные) сокращаются почти на 30%, на тепловые сети – в 3,4 раза, почти на 50% уменьшается годовой расход топлива, стоимость отпускаемого тепла снижается в 2,5 раза. При этом повышается надежность, экономическая безопасность и комфортность обеспечения теплом потребителей. Однако это не простое уменьшение мощности источника тепловой энергии и приближение его к потребителю. Это в первую очередь возможность использования энергосберегающих технологий во всей цепочке выработки – транспортировки – распределения и потребления тепла. Переход на принципиально новую систему количественно-качественного регулирования, обеспечивающего совпадение по времени режимов выработки и потребления тепла с наименьшими потерями и затратами. Такие решения автономного теплоснабжения могут успешно реализовываться при строительстве новых, а также при уплотнении существующих районов массовой жилой застройки, имеющих дефицит мощностей по источникам тепла. Строительство автономных источников непосредственно в жилой застройке определяет высокие экологические и санитарно-гигиенические требования к используемому оборудованию, материалам и технологиям.
Поквартирная система теплоснабжения бесспорно позволяет использовать наиболее эффективный механизм энергосбережения в рыночных условиях:
• потребитель сам определяет объем потребления энергии в зависимости от экономических возможностей и физиологических потребностей;
• потребитель оплачивает только ту часть энергии, которую он фактически потребил;
• в какой-то степени решает организационно-правовые проблемы, присущие автономному теплоснабжению, исключая из игры монопольные структуры.
Однако широкое распространение поквартирного теплоснабжения в России сдерживается пока еще недостаточным опытом проектирования, строительства таких систем с организационно-правовыми взаимоотношениями потребителя со всеми участниками проекта. И если отсутствие нормативной базы проектирования и научно-обоснованных методов расчета может в какой-то степени компенсироваться научно-техническим потенциалом научно-проектных институтов, изучением и внедрением зарубежного опыта, которые закладываются в Технические условия (ТУ) проектирования и строительства поквартирного теплоснабжения, являющиеся основой разрабатываемой научно-проектными институтами нормативной базы, то блоку проблем организационно-правового характера, обеспечивающего в первую очередь безопасность, надежность и комфортность системы, пока не уделяется должного внимания.
В первую очередь это касается вопросов осуществления надзора за безопасностью.
Известно, что Ростехнадзор РФ по своему статусу не осуществляет надзора за безопасностью использования газа в быту. Не развита сеть сервисного обслуживания, отсутствует система подготовки, аттестации, аккредитации сервисных центров и надзора за их работой.
Наряду с разработкой и установлением федеральных качественных и удельных стандартов необходимо создать условия для проведения единой технологической политики в области внедрения передовых технологий в коммунальное теплоснабжение и создания правового экономического механизма заинтересованности всех сторон во внедрении и использовании энергосберегающих технологий (вместо субсидий и дотаций льготные кредиты и льготное налогообложение), перестроить коммунальное теплоснабжение из «черной дыры» бюджета и средств населения в выгодный для всех бизнес.