Предупреждение аварий: дефекты монтажа стальных конструкций
Дмитриев А.А.
зам. генерального директора ЗАО «Техсервис»; Мелешин Н.М., начальник отдела экспертизы — эксперт в области промышленной безопасности ЗАО «Техсервис»; Перов М.С., директор ООО «Ремавтокран»; Само йлов Е.А., ведущий инженер- проектировщик ООО СКБ «Высота»; Савин цев И.Г., начальник отдела экспертизы — эксперт в области промышленной безопасности ООО СКБ «Высота»
Номер журнала:
Рубрика:
В статье Сахновского М.М., Титова А.М. журнала «Уроки аварий стальных конструкций» дан анализ причин аварий стальных конструкций 105 зданий и сооружений, и получено следующее распределение отказов* (см. диаграмму).
Статистические данные свидетельствуют о том, что существующее положение дел в строительно-монтажной сфере страны находится далеко не в лучшем состоянии. Наибольшее число аварий и обрушений за последние годы произошло при монтаже конструкций. Причинами, как правило, были: грубые отступления от СНиП, низкое качество выполнения работ, отступления от ППР (проектов производства работ). Если рассматривать обрушения современных металлических конструкций и сооружений, то наибольшее число аварий приходится на покрытия промышленных зданий (транспортерные эстакады и тому подобные сооружения). Наибольшее число обрушений и повторяемых аварий произошло со стальными конструкциями зданий, в которых ограждающие конструкции были выполнены из сборного железобетона.
Дефекты, допущенные при монтаже, не всегда сразу приводят к аварии. Часто даже грубые отступления от проекта и технических условий сказываются не сразу, а при неблагоприятном сочетании нескольких факторов.
Основные дефекты, которые возникают при неправильном монтаже: ослабление поперечного сечения или отсутствие элемента (вырез элемента или части сечения, отсутствие элемента, предусмотренного проектом, абразивный износ, уменьшение сечения по сравнению с проектом в результате замены при монтаже); дефекты монтажных сварных швов (неполномерность швов, пороки сварки, отсутствие швов); общее искривление элемента по всей длине (распространенный дефект на монтаже из-за неправильной транспортировки или неправильного складирования); местное искривление на части длины элемента или вмятина (распространенный дефект на монтаже из-за неправильной строповки); ослабление или отсутствие болтов или заклепок (человеческий фактор); дефекты болтовых и заклепочных соединений (неполномерность головок, перекос стержня, неплотность пакета); отклонение или смещение конструкций относительно проектного положения; взаимное смещение конструкций (расцентровка элементов, внеузловое опирание); зазоры в местах сопряжения элементов; повреждения защитного покрытия.
В сложившейся ситуации главнейшей задачей видится повышение качества монтажных работ. Необходимо тщательно и своевременно инструктировать и проверять знания монтажников в вопросах правильного ведения работ по монтажу металлических и других инженерных конструкций. Усиливать авторский и технический надзор за выполнением монтажных работ.
Первичная задача предупреждения аварий на действующих и вновь вводимых производствах решается организацией службы по эксплуатации и надзором за промышленными зданиями. Такая служба позволит вести мониторинг технического состояния металлических конструкций зданий. Своевременно обнаруживать и устранять дефекты, допущенные в процессе монтажа (которые не обнаружились в процессе приемки здания в эксплуатацию), а также организовывать работы по всем видам ремонта и следить за уровнем воздействия технологических процессов на строительные конструкции зданий.
* — событие, при котором нарушается работоспособное состояние объекта, называется отказом.