Порядок проведения медосмотров совершенствуется
Синицына Татьяна Александровна
руководитель Государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда в Ярославской области
Номер журнала:
Рубрика:
Обязанность работодателя
Организация проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров является одной из главных обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда, возложенных Трудовым кодексом РФ на каждого работодателя.
Как предварительные, так и периодические медицинские осмотры работников проводятся за счет средств работодателя. Данная обязанность работодателя также установлена Трудовым кодексом Российской Федерации, и ее неисполнение влечет наступление административной ответственности.
На время прохождения медицинского осмотра за работниками, обязанными в соответствии с Трудовым кодексом РФ проходить такой осмотр, сохраняется средний заработок по месту работы. Эта норма закреплена в ст. 185 ТК РФ. В случаях непрохождения в установленном порядке обязательных медицинских осмотров работники не могут быть допущены к исполнению ими трудовых обязанностей.
С 2020 г. паспорта здоровья отменены. Информация, полученная в ходе обязательного медицинского осмотра, будет вноситься в медицинскую карту, и по запросу будет выдаваться выписка из нее обследованному работнику.
Обязанность работника
Согласно положениям ст. 214 Трудового кодекса РФ прохождение работниками обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров является обязанностью не только работодателей, но и самих работников.
Для организации прохождения медосмотров работодателями утверждаются списки контингентов работников, подлежащих прохождению осмотров, и поименные списки таких работников, на основании которых медицинской организацией утверждается соответствующий календарный план. Для прохождения периодического осмотра работники обязаны прибывать в медицинскую организацию в день, установленный календарным планом.
Уклонение от прохождения медосмотра может быть рассмотрено как дисциплинарный проступок работника. Это влечет недопущение последнего к выполнению трудовой функции, и позволяет работодателю применять к такому работнику в зависимости от конкретных обстоятельств одно из предусмотренных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий.
Кто пойдет на медосмотр?
Согласно требованиям ст. 213 Трудового кодекса РФ медицинские осмотры должны проходить в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 г. № 302н):
- работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, на работах, связанных с движением транспорта для определения их пригодности к выполнению поручаемой работы и для предупреждения профессиональных заболеваний;
- работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Кроме Порядка проведения обязательных медицинских осмотров Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 г. № 302н утверждены Перечень вредных, опасных производственных факторов и Перечень работ, при наличии (выполнении) которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников. Соответственно, выполняя работы, включенные в указанный перечень, или выполняя трудовую функцию, в ходе которой на работника воздействуют вредные, опасные производственные факторы, включенные в перечень, работник должен проходить в установленном порядке обязательные медицинские осмотры.
Кем проводится медосмотр?
Согласно порядку, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04. 2011 г. № 302н, предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими на это право, а также право на проведение экспертизы профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Для организации работ по проведению осмотров указанными медицинскими организациями формируются постоянно действующие врачебные комиссии.
Новое: учет ранее полученных результатов
Начиная с 07.01.2020 г., в соответствии с внесенными в действующий порядок изменениями при проведении предварительного или периодического осмотра могут учитываться результаты ранее проведенных (не позднее одного года) предварительного или периодического осмотра, диспансеризации, иных медицинских осмотров, подтвержденные медицинскими документами работника, за исключением случаев выявления у такого работника симптомов и синдромов заболеваний, свидетельствующих о наличии медицинских показаний для повторного проведения исследований и иных медицинских мероприятий.
Уклонение от прохождения медосмотра может быть рассмотрено как дисциплинарный проступок работника. Это влечет недопущение последнего к выполнению трудовой функции, и позволяет работодателю применять к такому работнику в зависимости от конкретных обстоятельств одно из предусмотренных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий.
Новое: медосмотр — в центре профпатологии
Согласно внесенным изменениям в действующий порядок с 01.07.2020 г. на медосмотр в центр профпатологии нужно будет направлять:
- работников, занятых на работах во вредных, опасных условиях труда (подклассы 3.1-3.4, класс 4 по результатам специальной оценки условий труда);
- работников с заключениями о предварительном диагнозе профессионального заболевания;
- работников со стойкими последствиями несчастных случаев.
Для работников, занятых на работах во вредных, опасных условиях труда, первый периодический осмотр в центре профпатологии проводится при стаже работы пять лет во вредных условиях труда, последующие периодические осмотры у данных категорий работников в центре профпатологии проводятся один раз в пять лет. В год проведения данного осмотра периодический осмотр в другой медицинской организации не проводится.
Еще изменения
Также с 2020 г. действуют следующие новые правила:
- медицинским организациям предоставлено право для уточнения диагноза получать информацию о состоянии здоровья осматриваемого лица через доступ в медицинскую информационную систему. Сведения в эту систему вносят поликлиники по месту жительства или прикрепления работников;
- расширен перечень документов, которые предъявляет в медицинскую организацию претендент на вакансию. Если раньше нужно было направление, паспорт и заключение по результатам психиатрического свидетельствования, то теперь дополнительно предоставлются СНИЛС и выписка из медицинской карты;
- если раньше в заключении по результатам осмотра указывалось, выявлены или нет противопоказания, то теперь в медицинском заключении должны указываться вредные факторы или виды работ, в отношении которых в установленном порядке выявлены противопоказания, а в случае если противопоказания не выявлены, то должна указываться группа здоровья;
- паспорта здоровья отменены. Информация, полученная в ходе обязательного медицинского осмотра, будет вноситься в медицинскую карту, и по запросу будет выдаваться выписка из нее обследованному работнику.
Нарушения в порядке проведения медосмотров
В ходе проведения Государственной инспекцией труда в Ярославской области мероприятий по контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, наиболее часто выявляются следующие факты:
- допуск работников к работе в отсутствие проведения предварительных медицинских осмотров,
- допуск работников к работе в отсутствие проведения или несвоевременного проведения периодических осмотров, в случаях, когда проведение таких осмотров обязательно.
Такие факты являются нарушением требований ст. 212, ст. 213 Трудового кодекса РФ со стороны работодателей или их должностных лиц и квалифицируются как административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде административного штрафа:
- в размере от 110 тыс. руб. до 130 тыс. руб. при установлении вины и привлечении юридического лица;
- в размере от 15 тыс. руб. до 25 тыс. руб. при установлении вины и привлечении должностного лица или индивидуального предпринимателя.