Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

«Попутную» проблему решит конвейер штрафов

 
МОКШАНОВ  Иван Владимирович,  заместитель руководителя  Управления  Росприроднадзора по УР

МОКШАНОВ Иван Владимирович
заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по УР

Номер журнала: 

Рубрика: 

В такой ситуации к решению проблемы уже более форсированно, нежели ранее, подключаются надзорные механизмы. О том, в каком ключе реализуется контроль в отношении нефтедобывающих предприятий Удмуртской Респуб­лики, рассказывает заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по УР Иван Владимирович Мокшанов.     

- Вопросы экологической безопаснос­ти находятся сегодня в фокусе особого внимания Правительства РФ. Об этом говорит тематика заседаний президиума Госсовета РФ, встреч Президента страны Дмитрия Медведева с главами минис­терств и ведомств. Одна из проб­лем, отмечаемых властью, – низкий процент утилизации попутного нефтяного газа. В России на нефтяных промыслах сжи­гается около 20 млрд куб. м ПНГ в год. Как в Удмуртии ведется контроль за выполне­нием мероприятий по рациональному использованию и утилизации ПНГ?
- Проблеме сжигания попутного неф­тяного газа было уделено особое внимание еще в Послании Федеральному собранию РФ от 12 нояб­ря 2009 г. Президента РФ Д.А. Медведева. Глава государства назвал сжигание попутного газа вопиющим примером неэффективного использования энергоресурсов. Вследствие сжигания ПНГ загрязняется окру­жающая среда, десятки миллиардов рублей, говоря образно, превращают­ся в «дым».
- Как известно, Постановлением Правительства РФ от 08.01.2009 г. № 7 установлен целевой показатель доведения утилизации ПНГ до 95 % к 1 января 2012 г. Как выполняется это требование де-факто? 
- Говоря об Удмуртской Республике, сле­дует отметить следующее. Уже сейчас очевидно, что основные неф­тедобывающие предприятия, работающие на территории региона, целевого показателя к установленному сроку не достигнут. Утилизация ПНГ по ОАО «Удмуртнефть» составляет в среднем 75,3 %, по группе предприятий ОАО «Белкамнефть» – 47 %. Эти показатели – сведения самих предприятий, основанные на данных косвенного учета ПНГ.

- В чем состоит проблема?
- По сути, сегодня компании заняли выжидательную позицию в надежде на внесение корректив в классификатор полезных ископаемых. 
В итоге они потеряли время, отведенное Постановлением Правительства РФ, которое устанавливает целевой показатель утилизации попутного газа.
Как результат, с 1 января 2012 г. их ожи­дают значительные финансовые потери в виде сверхнормативной платы за выбросы в составе ПНГ легких углеводородов, сероводорода и других загрязнителей. При этом надо отметить, что изменения в классификаторе полезных ископаемых для данной ситуа­ции никакого значения иметь не будут. 

Предприятия нефтедобывающей отрасли в большей своей части не обла­дают технология­ми утилизации и переработки ПНГ, эффективными, в первую очередь, с экономической точки зрения.

- Возможно, проблема заключается и в том, что предприятия испытывают дефицит технологий, которые могли бы создать условия для полной утилизации и переработки попутного нефтяного газа? А также в целом в отсутствии инфраструктуры для его сбора, подготовки, транспортировки?
- Конечно, на сегодняшний день предприя­тия нефтедобывающей отрасли в большей своей час­ти не обладают технологиями утилизации и переработки ПНГ, эффективными, в первую очередь, с экономической точки зрения. Но все же компаниями постепенно внедряются технологии по использованию попутного нефтяного газа.
Так, часть ПНГ используется в котельных для собственных производственных нужд предприятий, отопления бытовых помещений на месторождениях, часть газа применяет­ся в процессах подготовки нефти. Но это не решает данную проблему.
Для корректировки ситуации применяются механизмы надзора. 
В 2011 г. планируется плановая проверка ОАО «Удмуртнефть» с независимым аналитическим контролем. В ходе работы будет проверена достоверность данных, предоставляемых в расчетах платы в части выбросов в атмосферный воздух, а также выполнения условий выданных специальных разрешений на выброс. В случаях выявления превышений установленных нормативов выбросов к предприятиям будет применено административное наказание по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ «Нарушения условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух» и процедура приостановления действия разрешения на выброс.

- Важная составляющая проблемы сжигания ПНГ связана с фактором энергоэффективности. Каковы перспективы для расширения компаниями арсенала энергоэффективных технологий, используемых при утилизации ПНГ?
- Политика энергоресурсоэффективности является одной из приоритетных составляю­щих стратегии социально-экономического развития страны. Ее ключевая цель – рацио­нальное использование углеводородного сырья, в том числе попутного нефтяного газа.
Основными документами, регламенти­рующими использование попутного газа, являются ведомст­венные инструкции и методики к содержанию проектных документов на различные стадии разработки месторождений. Однако в них отсутствуют четкие и конк­ретные требования, обязывающие недропользователей проводить технологические и технико-экономические исследования, обеспечивающие комплексную разработку месторождений. В лицен­зиях на право пользования недрами, на разработку и добычу углеводородного сырья в основной массе отсутствуют требования к утилизации и использованию попутного нефтяного газа. 
Возникают определенные труд­ности, связанные с отсутствием нормативной правовой базы в части рационального использования ПНГ. Также существует проблема, касаю­щаяся наличия в попутном нефтяном газе соединений серы, азота, других примесей, которые не позволяют обеспечить его полную утилизацию.
В целом, решая вопросы утилизации попутного нефтяного газа, следует исходить из экологических требований, а также из фактора обес­печения наибольшего экономического эффекта. 

Все статьи рубрики