«Попутную» проблему решит конвейер штрафов
МОКШАНОВ Иван Владимирович
заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по УР
Номер журнала:
Рубрика:
В такой ситуации к решению проблемы уже более форсированно, нежели ранее, подключаются надзорные механизмы. О том, в каком ключе реализуется контроль в отношении нефтедобывающих предприятий Удмуртской Республики, рассказывает заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по УР Иван Владимирович Мокшанов.
- Вопросы экологической безопасности находятся сегодня в фокусе особого внимания Правительства РФ. Об этом говорит тематика заседаний президиума Госсовета РФ, встреч Президента страны Дмитрия Медведева с главами министерств и ведомств. Одна из проблем, отмечаемых властью, – низкий процент утилизации попутного нефтяного газа. В России на нефтяных промыслах сжигается около 20 млрд куб. м ПНГ в год. Как в Удмуртии ведется контроль за выполнением мероприятий по рациональному использованию и утилизации ПНГ?
- Проблеме сжигания попутного нефтяного газа было уделено особое внимание еще в Послании Федеральному собранию РФ от 12 ноября 2009 г. Президента РФ Д.А. Медведева. Глава государства назвал сжигание попутного газа вопиющим примером неэффективного использования энергоресурсов. Вследствие сжигания ПНГ загрязняется окружающая среда, десятки миллиардов рублей, говоря образно, превращаются в «дым».
- Как известно, Постановлением Правительства РФ от 08.01.2009 г. № 7 установлен целевой показатель доведения утилизации ПНГ до 95 % к 1 января 2012 г. Как выполняется это требование де-факто?
- Говоря об Удмуртской Республике, следует отметить следующее. Уже сейчас очевидно, что основные нефтедобывающие предприятия, работающие на территории региона, целевого показателя к установленному сроку не достигнут. Утилизация ПНГ по ОАО «Удмуртнефть» составляет в среднем 75,3 %, по группе предприятий ОАО «Белкамнефть» – 47 %. Эти показатели – сведения самих предприятий, основанные на данных косвенного учета ПНГ.
- В чем состоит проблема?
- По сути, сегодня компании заняли выжидательную позицию в надежде на внесение корректив в классификатор полезных ископаемых.
В итоге они потеряли время, отведенное Постановлением Правительства РФ, которое устанавливает целевой показатель утилизации попутного газа.
Как результат, с 1 января 2012 г. их ожидают значительные финансовые потери в виде сверхнормативной платы за выбросы в составе ПНГ легких углеводородов, сероводорода и других загрязнителей. При этом надо отметить, что изменения в классификаторе полезных ископаемых для данной ситуации никакого значения иметь не будут.
Предприятия нефтедобывающей отрасли в большей своей части не обладают технологиями утилизации и переработки ПНГ, эффективными, в первую очередь, с экономической точки зрения.
- Возможно, проблема заключается и в том, что предприятия испытывают дефицит технологий, которые могли бы создать условия для полной утилизации и переработки попутного нефтяного газа? А также в целом в отсутствии инфраструктуры для его сбора, подготовки, транспортировки?
- Конечно, на сегодняшний день предприятия нефтедобывающей отрасли в большей своей части не обладают технологиями утилизации и переработки ПНГ, эффективными, в первую очередь, с экономической точки зрения. Но все же компаниями постепенно внедряются технологии по использованию попутного нефтяного газа.
Так, часть ПНГ используется в котельных для собственных производственных нужд предприятий, отопления бытовых помещений на месторождениях, часть газа применяется в процессах подготовки нефти. Но это не решает данную проблему.
Для корректировки ситуации применяются механизмы надзора.
В 2011 г. планируется плановая проверка ОАО «Удмуртнефть» с независимым аналитическим контролем. В ходе работы будет проверена достоверность данных, предоставляемых в расчетах платы в части выбросов в атмосферный воздух, а также выполнения условий выданных специальных разрешений на выброс. В случаях выявления превышений установленных нормативов выбросов к предприятиям будет применено административное наказание по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ «Нарушения условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух» и процедура приостановления действия разрешения на выброс.
- Важная составляющая проблемы сжигания ПНГ связана с фактором энергоэффективности. Каковы перспективы для расширения компаниями арсенала энергоэффективных технологий, используемых при утилизации ПНГ?
- Политика энергоресурсоэффективности является одной из приоритетных составляющих стратегии социально-экономического развития страны. Ее ключевая цель – рациональное использование углеводородного сырья, в том числе попутного нефтяного газа.
Основными документами, регламентирующими использование попутного газа, являются ведомственные инструкции и методики к содержанию проектных документов на различные стадии разработки месторождений. Однако в них отсутствуют четкие и конкретные требования, обязывающие недропользователей проводить технологические и технико-экономические исследования, обеспечивающие комплексную разработку месторождений. В лицензиях на право пользования недрами, на разработку и добычу углеводородного сырья в основной массе отсутствуют требования к утилизации и использованию попутного нефтяного газа.
Возникают определенные трудности, связанные с отсутствием нормативной правовой базы в части рационального использования ПНГ. Также существует проблема, касающаяся наличия в попутном нефтяном газе соединений серы, азота, других примесей, которые не позволяют обеспечить его полную утилизацию.
В целом, решая вопросы утилизации попутного нефтяного газа, следует исходить из экологических требований, а также из фактора обеспечения наибольшего экономического эффекта.