Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

«Подарки» аномальной зимы

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

По данным наблюдений Удмуртского Гидрометцентра, погода осени и начала зимы отличалась большим непостоянством: теплая погода сменялась резким похолоданием и так же резко — потеплением. Дождь сменялся снегом, снег — дождем. В целом сентябрь, октябрь и ноябрь были на 1 градус теплее нормы, декабрь — на 6-7 градусов, январь — на 9-10 градусов теплее средних многолетних значений температуры. Это был рекорд за весь период наблюдений в Ижевске. В этих условиях вопрос о подготовке к весеннему половодью и дождевым паводкам 2007 года более чем актуален.

Снежный покров лег на слабо промерзшую, местами талую почву. В северных и центральных районах это произошло на 2-3 недели раньше многолетних сроков, 14-15 октября, но в течение ноября-декабря был неустойчивым, под влиянием теплой погоды и дождей таял и вновь устанавливался. Устойчивый снежный покров образовался лишь в середине декабря. В январе за счет частых снегопадов, несмотря на теплую погоду, происходило накопление снега. Подобные явления наблюдались и в образовании ледостава. К 20 декабря толщина льда на реках достигала 20-30 см, что было близко к норме, но с потеплением лед стал таять, разрушаться и в середине января его толщина составляла 10-20 см, около половины многолетней нормы. 19 января в результате сброса воды из Воткинского водохранилища на реке Каме отмечался ледоход. С похолоданием 24 января ледостав на реках восстановился.

Таким образом, в феврале 2007 года сложилась следующая обстановка:

  • высота снежного покрова по республике от 26 до 60 см, около и больше многолетней нормы, только по Ижевску 60% нормы;
  • запас воды в слое снега 100-142 мм около и больше нормы, по Ижевску и Сарапулу — 60-80% нормы;
  • глубина промерзания почвы на большей части территории менее 20 см, по городу Ижевску 47 см, половина многолетней нормы;
  • толщина льда на реках в пределах 30-35 см, высота снега на льду 10-20 см, при потеплении выступает наледная вода;
  • осеннее увлажнение почвы было хорошим, таяние снега в декабре и начале января увеличило запасы влаги в почве.

Таким образом, к началу снеготаяния мы подойдем с характеристиками условий паводка, близкими к среднемноголетним значениям.

Средняя дата перехода среднесуточной температуры воздуха через 0 градусов к положительным — 4-7 апреля, самые ранние сроки — 31 марта — 4 апреля, самые поздние — 29 апреля — 4 мая. Вскрытие рек по югу 12-16 апреля, по северу 16-20 апреля. Пик паводка обычно отмечается через 5-8 дней после вскрытия рек.

Особенности весеннего половодья и дождевых паводков на территории Удмуртской Республики

На территории Удмуртской Республики расположено 1323 пруда и водохранилища, в том числе площадью свыше 5 га — 242. Из них 100 находится в удовлетворительном состоянии, 52 — требуют текущего ремонта, 93 — являются потенциально опасными, 25 — требуют безотлагательного выполнения ремонтных работ.

В республике имеется 12 прудов и водохранилищ емкостью свыше 1 миллиона кубометров.

Серьезную озабоченность вызывает состояние гидротехнического сооружения пруда в селе Брызгалово Вавожского района на реке Седмурча, объем пруда — 4 миллиона кубометров, ниже створа гидроузла расположено 4 населённых пункта, которые будут подвержены затоплению и подтоплению.

Обследование, проведенное специалистами Минприроды и ОАО «Удмуртгипроводхоз», показало, что основной срок эксплуатации прудов и водохранилищ составляет более 10 лет, на большинстве сооружений служба эксплуатации отсутствует, текущий ремонт не производится. Все это привело к тому, что практически все сооружения требуют выполнения ремонтных работ.

Кроме того, не решен полностью вопрос установления права собственности и балансовой принадлежности гидросооружений в соответствии с действующим законодательством.

В зону возможного затопления при авариях на гидротехнических сооружениях могут попасть жилые дома и хозяйственные постройки населённых пунктов, производственные центры, животноводческие фермы сельскохозяйственных предприятий, автодороги республиканского и местного значения, а также другие объекты экономики.

За последние 3 года ситуация с ремонтами ГТС несколько улучшилась благодаря выделению средств федерального бюджета на капитальный ремонт. Выполнены ремонты прудов на Грахов-ском конезаводе, на реке Селычка в Як-Бодье, на реке Оска в деревне Арзамасцево.

Главное — ведутся работы по ремонту водосброса Ижевского гидроузла.

Готовность гидротехнических сооружений к весеннему половодью 2007 года

Со вступлением в силу с I января 2007 г. нового Водного кодекса РФ в систему управления безопасностью ГТС включаются органы исполнительной власти Удмуртской Республики и органы местного самоуправления, поскольку статьей 26 часть своих полномочий Российская Федерация передает на места. Это означает, что весь комплекс мер по предотвращению негативного воздействия паводковых вод и ликвидации его последствий в отношении прудов, полностью расположенных на территориях муниципальных образований, на земельных участках, принадлежащих на праве собственности юридическим и физическим лицам, ложится на этих водопользователей (ст. 7,8 и 27 ВК).

Собственники, балансодержатели и пользователи прудов обязаны ежегодно резервировать финансовые и материальные ресурсы на содержание и охрану ГТС, на профилактические и ремонтно-восстановительные работы, на обеспечение безаварийного пропуска весенних и дождевых паводков, на ликвидацию последствий паводков.

Если этого делаться не будет, в ближайшее десятилетие Удмуртия может потерять более половины своего прудового фонда.

Паводок 2006 года на территории республики прошел без чрезвычайных ситуаций. Проверка, проведенная Управлением Минприроды УР, показала, что 85 процентов водохозяйственных объектов к паводку были подготовлены.

Однако из-за непроведения своевременных ремонтно-профилактических работ на аварийных гидротехнических сооружениях, отсутствия должного контроля за предполоводной сработкой уровней воды на безхозных прудах произошло полное разрушение сооружений гидроузла на реке Кылт в селе Волипельга Вавожского района, а также на реке Кильцемка, в створе существующего мостового перехода на автодороге сообщением Ува — Старая Чунча в Увинском районе. Частично разрушен гребень плотины над паводковым водосбросом и донным водоспуском на гидроузле на реке Каменный Ключ в деревне Пычанки Завьяловского района.

В результате интенсивного формирования паводковых расходов и резкого подъема уровней на водотоках произошло разрушение деревянных мостовых переходов через реки Кечевка в селе Яган Малопургинского района, Лема у деревни Кочуково ООО «Луч» Юкаменского района.

Для обеспечения сохранности водохранилищ и прудов в зимний период ежегодно производится предледоставная сработка горизонтов воды в них. Осенью 2006 г. Управлением Минприроды УР проведена выборочная проверка степени готовности к работе в условиях зимней межени 23 прудов.

Специалистами городских и районных муниципальных образований были проверены еще 64 гидроузла.

Результаты проведенных обследований показали, что предзимняя сработка уровней была выполнена на 78% прудов. На 15 прудах из-за технических особенностей водосбросных сооружений уровень воды понизить не представляется возможным.

На 4 прудах уровни остались на летних отметках.

Не предоставили информацию о выполнении распоряжения Правительства УР 8 районов — Глазовский, Кезский, Киясовский, Малопургинский, Можгинский, Сюмсинский, Увинский, Ярский. Пять районов республики — это Алнашский, Воткинский, Игринский, Кизнерский и Як-Бодьинский — не представили достоверных сведений о количестве проверенных и подготовленных к паводку прудов. Для сбора оперативной информации о готовности водохозяйственного комплекса республики к обеспечению безаварийного пропуска предстоящего весеннего паводка будет проведена выборочная проверка готовности аварийных и предаварийных ГТС в предпаводковый и паводковый периоды, собрана и проанализирована оперативная информация с мест о складывающейся в республике водохозяйственной обстановке, собраны и обработаны сведения о причиненном паводком ущербе.

Проведение противопаводковых мероприятий, спасательных и аварийно-восстановительных работ в Удмуртской Республике

Главным Управлением МЧС России по Удмуртской Республике и МЧС УР для проведения противопаводковых мероприятий, спасательных и аварийно-восстановительных работ в Удмуртской Республике проводятся следующие мероприятия:

  • определяется состав сил и средств постоянной готовности;
  • создаются оперативные и механизированные группы со средствами спасения на воде, организуются тренировки по их сбору;
  • Государственным учреждением «Поисково-спасательная служба Удмуртской Республики» подготовлены и прошли аттестацию 15 взрывников, из них организованы оперативные группы по выполнению взрывных работ в наиболее вероятных местах ледовых заторов;
  • проводится технический осмотр автомобильной техники и плавсредств, привлекаемых на паводок;
  • создается необходимый запас взрывчатых веществ и средств взрывания для обеспечения взрывных работ;
  • организуется взаимодействие с территориальным отделом МВД Удмуртской Республики по информированию о времени и месте производства взрывных работ (по заявкам глав администраций районов);
  • на предприятиях строительного комплекса создаются запасы материальных средств (песок, щебень, гравий) для использования в случае необходимости на гидротехнических сооружениях;
  • в городах и районах республики спланировано привлечение инженерной техники для предотвращения и ликвидации подтопления;
  • планируются работы по очистке водосточных кюветов, ливневой канализации и водопропускных сооружений;
  • планируются подготовка и очистка подъездных путей к гидротехническим сооружениям, местам проведения взрывных работ;
  • планируется доведение сигналов экстренной эвакуации и порядок действия по ним до жителей населенных пунктов, проживающих в зоне возможного затопления (подтопления);
  • специалистами МПР Удмуртской Республики совместно со специалистами МЧС Удмуртской Республики проводятся проверки технического состояния гидротехнических сооружений и их готовность к пропуску паводковых вод;
  • для организации безаварийного пропуска весеннего паводка на территории Удмуртской Республики планируют организовать работу на 11 гидрологических постах. Дополнительно на период паводка будут выставлены 5 гидрологических постов;
  • усилен контроль Территориальным управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию населения по Удмуртской Республике за качеством хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, санитарной очисткой территорий населенных пунктов, особое внимание уделяется территориям водозаборов;
  • проводится проверка системы оповещения населения в зонах возможного затопления. На период весеннего половодья организовано взаимодействие с:
  • войсковыми частями в/ч МО 55498 (п. Кизнер), в/ ч 35776 (г. Камбарка), в/ч 86696 (с. М. Пурга), в/ч 93233 ( п. Игра);
  • министерствами, ведомствами и организациями республики;
  • Удмуртским отделом по надзору за промышленной безопасностью опасных производственных объектов по проверке ПОО в районах возможных затоплений;
  • МПР УР, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике, Камским бассейновым управлением государственного надзора на внутреннем водном транспорте по проверке ГТС;
  • образовательным учреждением «Ижевский аэроклуб» на ведение воздушной разведки, доставки спасателей-подрывников к местам выполнения взрывных работ и спасателей к местам проведения поисково-спасательных работ авиасредствами: МИ-2 — вертолет, АН-2 — самолет;
  • Удмуртским ЦГМС по обмену информацией о прогнозе погоды и паводковой обстановки на территории республики и представления специализированной гидрометеорологической информации.

На проведение противопаводковых мероприятий из бюджета Удмуртской Республики запланировано выделение финансовых средств в размере 900 тысяч рублей.

«Противопаводковые» рекомендации органам власти и организациям

Вопросы организации и проведения мероприятий по подготовке к пропуску весеннего половодья и готовности гидротехнических сооружений к безопасному пропуску весенних вод 2007 года рассматривались на заседании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства УР. В результате было принято решение рекомендовать руководителям органов исполнительной власти и местного самоуправления, организаций и предприятий независимо от форм собственности:

  • Государственному учреждению «Удмуртский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» с началом активного снеготаяния организовать работу временных гидрологических постов в бассейне реки Иж, обеспечить их необходимым оборудованием и подготовку к практическим действиям;
  • определить места возможного затора льда и разливов;
  • обеспечить доведение прогнозов в период весеннего половодья до глав администраций городов и районов республики через МЧС Удмуртской Республики, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.

Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики с начала активного снеготаяния:

  • провести проверку потенциально опасных и аварийных прудов и выдать рекомендации по сработке водоемов и пропуску паводковых вод;
  • контролировать режим работы Ижевского, Воткинского, Камбарского и Пудемского водохранилищ;
  • провести рабочее совещание с представителями министерств, ведомств и организаций по проведению подготовительного этапа ускоренной инвентаризации гидроузлов на территории Удмуртской Республики;
  • подготовить перечень водохозяйственных объектов, подлежащих предпаводковому обследованию и представить его Председателю Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Удмуртской Республики;

Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике, Камскому бассейновому водному управлению, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики с начала весеннего половодья еженедельно по вторникам к 10-00 часам представлять сведения о состоянии гидротехнических сооружений, паводковой обстановке в Территориальный центр мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Удмуртской Республики МЧС Удмуртской Республики.

Министерству по делам ГО и ЧС Удмуртской Республики:

  • провести корректировку плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Удмуртской Республики;
  • проверить систему оповещения членов Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечить работу оперативной группы;
  • организовать сбор данных о паводковой обстановке через Территориальный центр мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Удмуртской Республики МЧС Удмуртской Республики.

Государственному учреждению «Поисково-спасательная служба Удмуртской Республики» при МЧС Удмуртской Республики:

  • подготовить команду спасателей-подрывников для проведения взрывных работ. Взрывные работы по дроблению льда и ликвидации ледовых заторов проводить по заявкам глав администраций городов и районов;
  • создать необходимый запас взрывчатых веществ и средств взрывания для обеспечения взрывных работ;
  • информировать территориальные отделы внутренних дел МВД Удмуртской Республики и администрации городов и районов, на территории которых планируется проведение взрывных работ, о времени и месте производства взрывных работ.

Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Институт гражданской защиты и пожарной безопасности Удмуртской Республики» до 15 марта 2007 года размножить и довести до глав администраций памятку администрации муниципального образования о порядке действий в случае угрозы затопления.

Главам администраций городов и районов республики:

  • провести обследование гидротехнических сооружений, которые находятся в аварийном состоянии, и решить вопрос о целесообразности проведения капитального ремонта или их полной ликвидации;
  • гидротехнические сооружения, водоемы сработать до минимально допустимого уровня и поддерживать его до пропуска весеннего паводка. Пруды, находящиеся в аварийном состоянии, опорожнить полностью;
  • определить состав сил и средств, привлекаемых для проведения спасательных и других работ, уточнить расчеты по временному отселению населения и сельскохозяйственных животных из предполагаемых зон затопления, довести до сведения жителей сигналы экстренной эвакуации и порядок действия по ним;
  • создать оперативные и механизированные группы со средствами спасения на воде и организованного пропуска паводковых вод, организовать тренировки по их сбору;
  • уточнить и доработать детальные планы эвакуации и первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения с расчетом привлекаемых сил и средств по сценариям максимального затопления;
  • с момента начала весеннего половодья обеспечить ежедневное представление сведений о паводковой обстановке в Территориальный центр мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Удмуртской Республики МЧС Удмуртской Республики;
  • организовать постоянное наблюдение за подъемом уровня воды на водоемах и своевременное доведение обстановки до председателей Комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления Удмуртской Республики;
  • в период паводка установить круглосуточное дежурство в администрациях, а также на объектах экономики, попадающих в зону возможного затопления;
  • создать в необходимых объемах финансовые ресурсы, запасы пиломатериалов, щебня, песка и других материальных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций и первоочередного жизнеобеспечения населения;
  • организовать обследование основных дорог, мостов, водопропускных труб и кюветов, принять меры по их очистке, ремонту и дополнительному укреплению;
  • обеспечить защиту водоводов, источников водоснабжения и поддержание качества питьевой воды в пределах санитарных норм.

Государственному учреждению «Управтодор»:

  • проверить состояние мостовых переходов и обеспечить подготовку мостов к пропуску ледохода и паводковых вод;
  • провести обследование состояния мостов по р. Чепце и согласовать перечень мостов со специалистами МЧС Удмуртской Республики в местах проведения взрывных работ.

Министерству внутренних дел Удмуртской Республики:

  • обеспечить безопасность в районах проведения взрывных работ;
  • обеспечить пропуск большегрузной техники по дорогам республики к местам возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечить охрану и общественный порядок в районах затопления и проведения аварийно-спасательных работ.

Ижевскому аэроклубу обеспечить постоянную готовность вертолета Ми-2 и самолета АН-2 для ведения воздушной разведки, доставки подрывников к местам выполнения взрывных работ и спасателей к местам проведения спасательных работ.

Территориальному учреждению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Удмуртской Республике провести комплекс санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение заболевания населения, попавшего в зоны затопления, острыми кишечными инфекциями.

Контроль за исполнением настоящего решения возложен на Главное Управление МЧС России по Удмуртской Республике, Министерство по делам ГО и ЧС Удмуртской Республики, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "АльфаPR"

Все статьи рубрики