Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Основные положения правил

 
Каляпин Вячеслав Михайлович, начальник отдела по надзору в электроэнергетике УТЭН по УР

Каляпин Вячеслав Михайлович
начальник отдела по надзору в электроэнергетике УТЭН по УР

Номер журнала: 

Рубрика: 

Основные положения правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики

Информацию предоставляет начальник отдела по надзору в электроэнергетике УТЭН по УР

Основными положениями Правил определяются:Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.06 № 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее — Правила), разработанные в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «Об электроэнергетике» и статьей 6 Федерального закона «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…», а также внесены изменения в ряд действующих нормативных актов, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики и даны поручения федеральным органам исполнительной власти по разработке сопутствующих нормативных актов. Правила устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, а также определяют условия взаимодействия субъектов оптового и розничного рынков электрической энергии в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией.

  • порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика и порядок определения и изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков;
  • правила деятельности гарантирующих поставщиков на розничных рынках и правила заключения публичных договоров с гарантирующими поставщиками и их исполнения;
  • особенности функционирования энергосбытовых организаций и участия организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства в торговле электрической энергией на розничных рынках;
  • особый порядок принятия покупателей электрической энергии на обслуживание гарантирующим поставщиком;
  • основы организации расчетов на розничных рынках электрической энергии;
  • обеспечение надежности снабжения потребителей электрической энергией и ее качества;
  • особенности оказания услуг по передаче электрической энергии и оплаты потерь электрической энергии на розничных рынках;
  • особенности участия производителей (поставщиков) электрической энергии в отношениях, связанных с ее куплей-продажей на розничных рынках;
  • особенности осуществления торговли по нерегулируемым ценам;
  • основные положения организации коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках;
  • порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае нарушения своих обязательств потребителями электрической энергии, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий.

Согласно Правилам одним из основных субъектов розничного рынка электрической энергии становится гарантирующий поставщик, осуществляющий продажу электрической энергии на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам), который обязан в установленном порядке заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом (покупателем), чьи энергопринимающие ус-тройства находятся в границах зоны его деятельности. В отличие от этого все остальные энергосбытовые (энергоснабжающие) организации свободны в праве заключения договоров энергоснабжения с потребителями и не могут быть принуждены к заключению договоров энергоснабжения.

Правила определяют порядок присвоения организациям статуса гарантирующего поставщика на конкурсной основе, начиная с 1 января 2008 г. Правилами также определено, что до момента определения победителя первого конкурса гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с 1 сентября 2006 г. являются:

а) акционерные общества энергетики и электрификации и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации акционерных обществ энергетики и электрификации и являющиеся правопреемниками таких акционерных обществ по договорам энергоснабжения; 

б) энергоснабжающие организации, которые по состоянию на 1 сентября 2006 г. осуществляют поставку электрической энергии в объеме не менее 50 млн кВт*ч в год для снабжения граждан-потребителей и (или) финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к принадлежащим таким организациям электрическим сетям, либо энергосбытовые организации, которые в порядке правопреемства приобретают права и обязанности таких энергоснабжающих организаций по договорам энергоснабжения;

в) энергосбытовые организации, снабжающие потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям ОАО «Российские железные дороги»;

г) хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, технологически не связанные с Единой энергетической системой России и изолированными электроэнергосистемами, если потребители, энергопринимающие устройства которых присоединены к таким объектам, не имеют договоров энергоснабжения с организациями, соответствующими указанным в подпунктах «а», «б» и «в».

Зоны деятельности гарантирующих поставщиков в каждом регионе устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания назначенных гарантирующих поставщиков.

B случае если статус гарантирующего поставщика присвоен организации, соответствующей указанным в подпунктах «б» и «в», которая не является участником оптового рынка электроэнергии, она обязана получить статус субъекта оптового рынка не позднее 1 января 2008 года. После этой даты организации, не получившие статус субъекта оптового рынка, лишаются статуса гарантирующего поставщика.

Конкурсы на присвоение статуса гарантирующего поставщика будут проводиться, как правило, один раз в 3 года. Это необходимо для обеспечения конкуренции энергоснабжающих и энергосбытовых организаций на рынке, повышения качества обслуживания потребителей и сокращения издержек. Участником конкурса может быть любая коммерческая организация независимо от формы собственности и осуществляемых ею на розничных рынках функций, удовлетворяющих требованиям Правил. Конкурс организуется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена зона деятельности гарантирующего поставщика. В случае признания очередного конкурса несостоявшимся следующий конкурс проводится через каждые 3 месяца с даты проведения конкурса, признанного несостоявшимся, вплоть до определения победителя конкурса или присвоения статуса гарантирующего поставщика единственному участнику конкурса. Если победитель очередного конкурса не выявлен, действующий гарантирующий поставщик продолжает осуществлять свою деятельность.

В случае ухудшения финансового состояния действующего гарантирующего поставщика, невыполнения гарантирующим поставщиком принятых на себя обязательств, а также при его добровольном отказе от выполнения функций предусмотрено проведение внеочередного конкурса.

При смене гарантирующего поставщика потребителям-юридическим лицам нужно будет заключить договоры с новым гарантирующим поставщиком, а потребителям-гражданам — только начать платить новому гарантирующему поставщику.

Процедура смены гарантирующего поставщика будет публичной. Извещение о смене гарантирующего поставщика должно публиковаться в средствах массовой информации, размещаться в пунктах приема платежей за электроэнергию (в том числе в отделениях Сбербанка России и Почты России), а также в сети Интернет (в том числе на сайтах энергосбытовых компаний, отраслевых ведомств и их региональных подразделений).

Правила определяют порядок заключения публичных договоров с гарантирующими поставщиками: процедуру подачи заявки гарантирующему поставщику лицом, намеревающимся заключить договор энергоснабжения, порядок заключения договора энергоснабжения и урегулирования разногласий, права и обязанности сторон по договору энергоснабжения.

Правила также предусматривают и определяют порядок участия организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства в торговле электрической энергией для оказания коммунальных услуг по электроснабжению. Устанавливается, в частности, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, а также собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в соответствии с настоящими Правилами и жилищным законодательством Российской Федерации. При этом определение объемов поставленной электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

Порядок распределения между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме объема электрической энергии, поставленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) или сетевая организация несут ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии в пределах границ балансовой принадлежности внутридомовых электрических сетей в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации несет лицо, осуществляющее обслуживание внутридомовых инженерных систем.

Владельцы нежилых помещений в многоквартирных домах приобретают электрическую энергию на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией). Правила определяют условия обеспечения надежности снабжения потребителей электрической энергией и ее качества. Устанавливается, что качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций, системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Указанные субъекты отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.

Правилами устанавливаются критерии для определения категории надежности снабжения потребителя электрической энергией.

Правилами определены особенности деятельности производителей электрической энергии на розничных рынках. В отношении производителей электрической энергии, которые соответствуют количественным критериям, предъявляемым к субъектам оптового рынка, но таковыми не являются, установлено, что с 1 января 2007 года они могут поставлять электрическую энергию только гарантирующим поставщикам, в границах зоны деятельности которых они расположены, по цене, не превышающей стоимость покупки электрической энергии гарантирующим поставщиком на оптовом рынке. Это продиктовано необходимостью их стимулирования к получению статуса субъектов оптового рынка, где созданы прозрачные условия для конкуренции производителей и существуют механизмы по контролю за предоставлением ими мощности своего генерирующего оборудования. Правилами усилены требования к учету электроэнергии, определены расчетные способы, применяемые при отсутствии приборов учета, установлена ответственность потребителей за нарушение работы приборов учета. Установлена обязанность потребителей по точному планированию объемов потребления электроэнергии и ответственность за потребление электроэнергии в большем или меньшем объеме по сравнению с запланированным. В Правилах четко описана процедура введения частичного или полного ограничения режима потребления электроэнергии, в том числе для предотвращения или ликвидации аварий, а также по причине нарушения потребителями электроэнергии порядка оплаты электроэнергии. Кроме того, определен Перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается.

Правилами закреплена система ценообразования на розничном рынке, предусматривающая поставку части объемов электроэнергии по регулируемой цене (в 2007 г. около 95%), а части — по цене, отражающей стоимость электрической энергии на конкурентном оптовом рынке в рамках предельного уровня нерегулируемых цен (в 2007 г. около 5%). Предельный уровень нерегулируемых цен определяется по специальной, зафиксированной в Правилах формуле на основании ежемесячно публикуемой НП «АТС» информации о средней стоимости единицы электрической энергии, сложившейся на оптовом рынке за истекший месяц, с учетом регулируемых государством тарифов на услуги по передаче электрической энергии, услуги НГГ «АТС» и РАО «ЕЭС России», сбытовой надбавки.

Это позволит осуществлять либерализацию цен на розничном рынке синхронно с процессом либерализации на оптовом рынке, будет стимулировать гарантирующего поставщика к минимизации своих расходов по покупке электрической энергии на оптовом рынке и в то же время защитит потребителей электрической энергии от его неосторожной ценовой политики.

При этом для населения на переходный период гарантируется поставка всего фактически потребленного объема по регулируемым ценам!

Энергосбытовые организации, которые не осуществляют поставку электрической энергии населению, вправе поставлять электрическую энергию по договорным ценам. При этом следует учитывать, что для потребителей электрической энергии, заключающих договоры с такими энергосбытовыми организациями по собственному желанию, всегда есть экономический критерий для оценки предлагаемой ими цены — стоимость поставки электрической энергии гарантирующим поставщиком.

Правила определяют и иные особенности функционирования энергосбытовых организаций, порядок действий энергосбытовой организации и потребителей, направленный на предупреждение случаев, когда могут возникать недобросовестные энергосбытовые организации, предлагающие потребителям продажу электрической энергии в отсутствие договоров, обеспечивающих приобретение этой электрической энергии на оптовом или розничном рынке.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Преснухин Виктор Константинович.
Преснухин
Виктор Константинович
, министр топлива, энергетики и связи УР

Торги на ОГК показали, что заинтересованность в инвестировании генерации появилась

В августе прошлого года Правительством РФ было принято Постановление № 530, которым были утверждены правила функционирования розничного рынка. Впервые был введен институт гарантирующего поставщика.

С 1 сентября введена свободная цена на часть объемов электроэнергии. Часть электрической энергии продается уже по рыночным ценам. И введены требования по часовому учету для крупных генерирующих компаний и крупных потребителей. В этом же постановлении были зафиксированы меры по защите населения. Весь объем энергии население должно покупать только по регулируемым ценам, с регулируемого рынка. Деятельность гарантирующего поставщика у нас регулируется региональными властями. То есть мы в любой момент можем обратиться к гарантирующему поставщику, и он обязан заключить с нами договор о поставке электроэнергии. Цель реформирования энергетики — создание частного конкурируемого сектора. Конкурируемый сектор — это генерация, сбыт и сервис. А федеральная сетевая компания — системный оператор и распределительные сети — это государство. Поживем — увидим. Но торги на ОГК показали, что заинтересованность в инвестировании генерации появилась.

 

Вахрушев Андрей Игоревич.
Вахрушев
Андрей Игоревич
,
начальник управления реализации услуг ОАО «Удмуртэнерго»

Цель — обеспечение устойчивого функционирования электроэнергетики

Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее ППР) определили основные права и обязанности в отношениях потребителей с сетевой организацией.

Помимо обязанностей по качественному и надежному снабжению электрической энергией, ППР наделили сетевую организацию следующими правами в отношениях с потребителями:

  • проверка достоверности основных условий договора энергоснабжения, позволяющих определить объем и режим подачи электрической энергии;
  • ввод ограничений режима потребления электрической энергии при отсутствии договора энергоснабжения;
  • контроль осуществления коммерческого учета электрической энергии потребителями;
  • сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей.

ППР определили следующие обязанности потребителей в отношениях с сетевой организацией:

  • представлять сетевой организации основные условия договора энергоснабжения;
  • обеспечить сохранность, целостность и обслуживание приборов коммерческого учета, установленных на его объектах,
  • представлять сетевой организации показания приборов коммерческого учета и обеспечить беспрепятственный доступ представителей сетевой организации к этим приборам учета в целях осуществления проверки состояния приборов учета и снятия проверочных (контрольных) показаний;
  • самостоятельно вводить ограничения режима потребления электрической энергии по требованию и под контролем сетевой организации.

Взаимное выполнение указанных условий взаимодействия потребителей с сетевой организацией позволит обеспечить устойчивое функционирование электроэнергетики, качественное и надежное снабжение потребителей электрической энергией.

Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "АльфаPR"

Все статьи рубрики