Почему падают лифты
АЛЕШИН Алексей Владиславович
руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Номер журнала:
Рубрика:
В связи со сложившейся аварийной ситуацией в лифтовой сфере в Ростехнадзоре было проведено заседание Общественного совета, на котором обсуждалось состояние парка лифтового оборудования в РФ, а также проблемные вопросы и пути их решения. В заседании приняли участие руководитель Службы Алексей Алешин, члены Общественного совета, а также приглашенные специалисты: заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис, исполнительный директор Национального лифтового Союза Петр Харламов и другие.
После вступления в силу технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» в 2013 году надзор за соблюдением установленных в нем требований согласно постановлению Правительства РФ был возложен на Ростехнадзор (в отношении лифтов на стадии эксплуатации), Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (в отношении лифтов, выпускаемых в обращение, и связанных с требованиями к этой продукции процессов проектирования и изготовления, а также монтажа (за исключением монтажа при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которого контроль над соблюдением обязательных требований, установленных техническим регламентом, обеспечивается федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ при проведении государственного строительного надзора), а также на федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов РФ при осуществлении государственного строительного надзора в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности.
В рамках осуществляемых полномочий по настоящее время Ростехнадзором проводятся мероприятия по государственному контролю (надзору) над соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» при эксплуатации лифтов, а также выполняются работы, направленные на устранение упомянутого правового пробела в нормативном правовом регулировании. Службой разработаны: проект федерального закона «О внесении изменений в статью 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации», проект Постановления Правительства «О порядке организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов» и проект «Порядок организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов».
В результате оптимизации контрольно-надзорных функций Ростехнадзора и с учетом принятых технических регламентов с 15 марта 2013 года лифты (наряду с подъемными платформами для инвалидов и эскалаторами, кроме эскалаторов в метрополитенах) исключены из категории опасных производственных объектов. Это сделало невозможным применение к ним норм законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов и, в частности, ранее действовавших правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов.
Размывание надзорных функций между несколькими органами при отсутствии требований, конкретно определяющих разграничение их полномочий и порядок взаимодействия, либерализация требований законодательства в области промышленной безопасности с выведением лифтов из категории опасных производственных объектов повлекли изменение формы надзорной деятельности и сокращение численности инспекторского состава. Это повлекло за собой снижение уровня безопасности, что подтверждается фактами аварий на лифтах и несчастными случаями при их использовании. После вывода лифтов из категории опасных производственных объектов и отмены технического регламента Российской Федерации перестал проводиться учет технических устройств (лифтов) и, как следствие, организаций, их эксплуатирующих. В целях недопущения потери сведений, содержащихся в государственном реестре опасных производственных объектов, а также информации по учету технических устройств в рамках технического регламента «О безопасности лифтов» Российской Федерации Ростехнадзором в течение 2012-2013 гг. проводилась большая работа по архивации указанных сведений, которая и является на текущий момент единственным достоверным, но устаревшим источником информации для планирования проверок, анализа и отчетности (нет сведений по владельцу лифта — нет возможности спланировать плановую проверку, отказ по внеплановой проверке).
В настоящее время обязательные требования к лифтам и приборам безопасности лифтов установлены техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов», который вступил в силу 15 февраля 2013 года. Данный технический регламент устанавливает лишь общие требования к безопасной эксплуатации лифтов. Более детализированные требования установлены в документах по стандартизации, однако последние не являются обязательными для применения.
Практика применения требований технического регламента Таможенного союза в РФ показала наличие правового вакуума нормативно-правового регулирования вопросов обеспечения безопасной эксплуатации лифтов: отсутствие требований к квалификации персонала, порядка учета лифтов, проведения планово-восстановительных ремонтов, организации диспетчерского контроля и т.д. Не реализован ряд пунктов технического регламента Таможенного союза, предусматривающих установление национальным законодательством государства — члена Таможенного союза — порядка ввода лифтов в эксплуатацию, а также требований безопасности к утилизации лифтов.
В настоящее время в РФ отсутствует нормативный правовой акт, устанавливающий требования к обеспечению безопасности на опасных объектах (лифтах, подъемных платформах для инвалидов, эскалаторах, кроме эскалаторов в метрополитенах), входящих в систему инженерно-технического обеспечения зданий, в том числе конкретные требования к специализированным организациям, осуществляющим техническое обслуживание лифтов, квалификации их работников и специалистов. Помимо этого изменения законодательства в области промышленной безопасности с выведением лифтов из категории опасных производственных объектов и вступлением в силу требований технического регламента Таможенного союза без конкретизации порядка их применения в нормативном правовом акте (в отличие от республик Беларусь и Казахстан, где указанные объекты сохранены как опасные производственные) в Российской Федерации привели к утрате требования по ведению учета лифтов, а также замене требований о проведении технических освидетельствований и экспертиз промышленной безопасности лифтов лицензированными экспертными организациями на проведение оценки соответствия лифта аккредитованными организациями.
В настоящее время обязательные требования к лифтам и приборам безопасности лифтов установлены техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов», который вступил в силу 15 февраля 2013 года. Данный технический регламент устанавливает лишь общие требования к безопасной эксплуатации лифтов. Более детализированные требования установлены в документах по стандартизации, однако последние не являются обязательными для применения.
При этом у Ростехнадзора отсутствуют полномочия по надзору и проведению проверок организаций, выполняющих работы по техническому обслуживанию и ремонту лифтового хозяйства, а также осуществляющих оценку технического состояния лифта в процессе эксплуатации. Это позволяет недобросовестным и непрофессиональным организациям выполнять работы по техническому обслуживанию и ремонту лифтового хозяйства некачественно, без надлежащего обеспечения уровня безопасности, создавая угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В рамках осуществляемых полномочий по настоящее время Ростехнадзором проводятся мероприятия по государственному контролю (надзору) над соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» при эксплуатации лифтов, а также выполняются работы, направленные на устранение упомянутого правового пробела в нормативном правовом регулировании. Службой разработаны: проект федерального закона «О внесении изменений в статью 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации», проект Постановления Правительства «О порядке организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов» и проект «Порядок организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов». Кроме того, постановлением Правительства РФ от 23 августа 2014 года № 848 на Ростехнадзор также возложены функции по проведению расследований аварий на лифтах.
По результатам активного обсуждения данного вопроса на заседании Общественный совет при Ростехнадзоре решил продолжить работы по совершенствованию государственного надзора за соблюдением существующих требований и устранению пробелов в нормативном правовом регулировании в части безопасной эксплуатации лифтов, подъемных платформ для инвалидов и эскалаторов в целях усиления надзора за качеством обслуживания и ремонта лифтов, а также снижения риска возникновения в дальнейшем трагических случаев, вызываемых нарушениями в их работе.
Статья подготовлена по материалам сайта www.gosnadzor.ru.