Острые проблемы безопасной эксплуатации подъемных сооружений
Ильясов Рамиль Ринатович
главный государственный инспектор Приволжского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
Подавляющее большинство подъемных сооружений не подпадают под плановые проверки Ростехнадзора. Проверить работу ПС можно лишь в случае аварии, несчастного случая или жалобы гражданина. При этом статистика говорит о росте аварийности на этих объектах. Тревожную ситуацию в данной сфере проанализировали в Приволжском управлении Ростехнадзора.
Приволжское управление Ростехнадзора осуществляет надзор за подъемными сооружениями на территории трех республик: Татарстан, Чувашии и Марий Эл. По состоянию на июль 2020 г. под надзором находится 1211 предприятий и организаций, эксплуатирующих 8836 подъемных сооружений (ПС) на опасных производственных объектах. Из них:
- 7604 грузоподъемных крана;
- 957 подъемников (вышек);
- 255 строительных подъемников;
- 10 эскалаторов в метрополитенах;
- шесть буксировочных канатных дорог;
- четыре подвесные канатные дороги.
- Рамиль Ринатович, расскажите о ситуации с промышленной безопасностью на объектах, эксплуатирующих грузоподъемные механизмы? Какова динамика аварийности?
- В 2019 году Приволжском управлением Ростехнадзора зарегистрирована одна авария, три тяжелых несчастных случая и два несчастных случая со смертельным исходом. За шесть месяцев 2020 года произошло четыре аварии, два несчастных случая со смертельным исходом и два групповых несчастных случая.
- Действительно, динамика неутешительная. Почему аварийность не снижается, а напротив — растет? С какими проблемами приходится сталкиваться при проведении проверок подъемных сооружений?
- Подъемные сооружения (за исключением подвесных канатных дорог) согласно законодательству о промышленной безопасности относятся к четвертому классу опасности и не подпадают под плановые проверки Ростехнадзора.
Внеплановые проверки проводятся только на основании поступивших обращений, жалоб граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, которые создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий, поручений Правительства РФ и прокуратуры. Стоит отметить, что раньше проводились рейдовые проверки, когда инспекторский состав мог выезжать на проверки кранов без предварительного извещения и сразу же производить приостановку работы подъемных сооружений, создающих угрозу.
Рост аварийности и несчастных случаев при работах, связанных с подъемными сооружениями, произошел с 2013 года, когда опасные производственные объекты, на которых эксплуатируются стационарно установленные подъемные сооружения, законодательством о промышленной безопасности были отнесены к объектам с низкой опасностью и фактически перестали контролироваться органами Ростехнадзора. Весь надзор свелся к постановке на учет в органе Ростехнадзора технических устройств (подъемных сооружений), регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, ведение которого осуществляет Ростехнадзор и его территориальные органы, и ежегодному принятию отчетов по производственному контролю у эксплуатирующих опасные производственные объекты организаций.
Соблюдение требований законодательства о промышленной безопасности и действующих правил безопасности по подъемным сооружениям оставлено государством в компетенции самих эксплуатирующих организаций, что зачастую, в подавляющем количестве случаев, идет вразрез с финансовыми интересами собственников ПС и эксплуатирующих ПС организаций.
И если мы затронем общую существующую проблему в подготовке кадров, то в этой отрасли она стоит наиболее остро. Безопасность при эксплуатации грузоподъемных механизмов при строительстве должны обеспечивать не только эксплуатирующие ПС организации, но и собственники строительных площадок, на которых ведутся работы. Кроме того, заказчики также должны требовать от своих подрядчиков соблюдения требований законодательства в области промышленной безопасности.
- Какие нарушения чаще всего выявляются при проведении проверок объектов, на которых эксплуатируются подъемные сооружения?
- Особое внимание уделяется башенным кранам, именно по ним поступает наибольшее количество обращений граждан, и при их проверках выявляется большое количество нарушений.
Выявляются нарушения требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, в основном они касаются технического состояния устройств. Также выявляются такие нарушения, как:
- эксплуатация подъемных сооружений с истекшими нормативными сроками службы;
- несоответствие проектов производства работ с применением подъемных сооружений и технологических карт погрузочных-разгрузочных работ с применением подъемных сооружений реальным условиям, а также невыполнение требований, изложенных в них;
- отсутствие на предприятиях необходимых нормативных правовых актов и нормативных технических документов, регламентирующих правила эксплуатации подъемных сооружений на опасных производственных объектах;
- невыполнение работниками и специалистами предприятий требований должностных и производственных инструкций;
- ввод башенных кранов в работу после их монтажа на новом строительном объекте без участия в работе комиссии уполномоченного представителя Ростехнадзора;
- отсутствует обученный и прошедший проверку знаний, не имеющий медицинских противопоказаний персонал;
- строительная площадка не соответствует проекту производства работ, не выставлены знаки безопасности.
Что же касается других подъемных механизмов (подъемники (вышки), эскалаторы в метрополитенах, строительные подъемники, буксировочные канатные дороги), то при их эксплуатации допускаются идентичные нарушения, только они не фиксируются инспекторами Ростехнадзора из-за невозможности проведения проверок организаций, эксплуатирующих такие ПС.
- Какие санкции применяются к нарушителям?
- В 2019 году по результатам надзорной деятельности проведена работа по привлечению юридических лиц и ИП, работников подконтрольных предприятий к ответственности за нарушения требований правил промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, где эксплуатируются подъемные сооружения, и при этом назначено 212 административных наказаний. Привлечено к административной ответственности в виде административных штрафов 124 юридических, должностных и физических лиц. 26 раз применялось административное приостановление деятельности.
За шесть месяцев 2020 года назначено 28 административных наказаний. 18 лиц привлечено к административной ответственности в виде штрафов. Было применено семь административных приостановлений деятельности.
Административные штрафы – это не самоцель проверок, а действенная мера для стимулирования к выполнению требований промышленной безопасности, а временный запрет деятельности – крайняя мера, когда есть угроза жизни и здоровью людей.
- В чем, на Ваш взгляд, основные причины неудовлетворительной ситуации с обеспечением безопасности при эксплуатации ГПМ?
- Это целый комплекс причин:
- собственниками и руководителями эксплуатирующих ПС организаций преднамеренно не осуществляется контроль за промышленной безопасностью на опасных производственных объектах;
- низкая квалификация машинистов грузоподъемных механизмов, стропальщиков;
- отсутствие аттестованных в установленном порядке инженерно-технических работников;
- допуск к самостоятельной работе не обученного и не аттестованного в установленном порядке персонала.
Все это в совокупности создает аварийные ситуации и может привести к трагедии.
Хочу рассказать о том, что пострадавшие при работе ПС работники зачастую сами не соблюдают элементарные правила безопасности, а также требования руководства по эксплуатации подъемных сооружений. Это наглядно продемонстрировал групповой несчастный случай, который произошел в результате аварии на фасадном подъемнике в г. Казани.
05.03.2020 г. при подъеме вверх пяти работников в рабочей платформе фасадного двухподвесного подъемника, принадлежащего ООО «СК «Казанский фасад» и смонтированного на фасаде строящегося 10-этажного жилого дома в жилом комплексе по ул. Н. Ершова в Советском районе г. Казани, произошел обрыв одного стального проволочного каната подъемного, при этом ловитель, расположенный на торцевом борту рабочей платформы со стороны оборванного каната, не произвел захват каната предохранительного, из-за чего рабочая платформа подъемника изменила пространственное положение и повисла на одном канате подъемном.
В результате падения людей вниз, двое человек от полученных травм скончались на месте, один — в больнице. Двое получили травмы, отнесенные к категории тяжелой степени. У данных работников в момент аварии отсутствовали средства индивидуальной защиты — предохранительные (монтажные) пояса.
- На что следует обратить особое внимание руководителям предприятий, эксплуатирующих ГПМ? Что необходимо предпринять для повышения уровня промышленной безопасности на данных объектах?
- В средствах массовой информации говорят об ответственности бизнеса перед обществом. К сожалению, увеличение аварий и несчастных показывают обратное. Важно, чтобы собственники проявляли инициативу по модернизации производства и обеспечению безопасности, чувствовали личную ответственность за жизни людей. Безусловно, неукоснительное соблюдение требований законодательства является гарантом безопасности.