Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

март 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Острые проблемы безопасной эксплуатации подъемных сооружений

 
Ильясов  Рамиль Ринатович, главный государственный инспектор Приволжского управления Ростехнадзора

Ильясов Рамиль Ринатович
главный государственный инспектор Приволжского управления Ростехнадзора

Номер журнала: 

Рубрика: 

Подавляющее большинство подъемных сооружений не подпадают под плановые проверки Ростехнадзора. Проверить работу ПС можно лишь в случае аварии,  несчастного случая или жалобы гражданина. При этом статистика говорит о росте аварийности на этих объектах. Тревожную ситуацию в данной сфере проанализировали в Приволжском управлении Ростехнадзора.

Приволжское управление Ростехнадзора осуществляет надзор за подъемными сооружениями на территории трех республик: Татарстан, Чувашии и Марий Эл. По состоянию на июль 2020 г. под надзором находится 1211 предприятий и организаций, эксплуатирующих 8836 подъемных сооружений (ПС) на опасных производственных объектах. Из них:
- 7604 грузоподъемных крана;
- 957 подъемников (вышек);
-  255 строительных подъемников;
- 10 эскалаторов в метрополитенах;
- шесть буксировочных канатных дорог;
- четыре подвесные канатные дороги.

- Рамиль Ринатович, расскажите о ситуации с промышленной безопасностью на объектах, эксплуатирующих грузоподъемные механизмы? Какова динамика аварийности?
- В 2019 году Приволжском управлением Ростехнадзора зарегистрирована одна авария, три тяжелых несчастных случая и два несчастных случая со смертельным исходом. За шесть месяцев 2020 года произошло четыре аварии, два несчастных случая со смертельным исходом и два групповых несчастных случая.

- Действительно, динамика неутешительная.  Почему аварийность не снижается, а напротив — растет? С какими проблемами приходится сталкиваться при проведении проверок подъемных сооружений?
- Подъемные сооружения (за исключением подвесных канатных дорог) согласно законодательству о промышленной безопасности относятся к четвертому классу опасности и не подпадают под плановые проверки Ростехнадзора.
Внеплановые проверки проводятся только на основании поступивших обращений, жалоб граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, которые создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий, поручений Правительства РФ и прокуратуры. Стоит отметить, что раньше проводились рейдовые проверки, когда инспекторский состав мог выезжать на проверки кранов без предварительного извещения и сразу же производить приостановку работы подъемных сооружений, создающих угрозу.
Рост аварийности и несчастных случаев при работах, связанных с подъемными сооружениями, произошел с 2013 года, когда опасные производственные объекты, на которых эксплуатируются стационарно установленные подъемные сооружения, законодательством о промышленной безопасности были отнесены к объектам с низкой опасностью и фактически перестали контролироваться органами Ростехнадзора. Весь надзор свелся к постановке на учет в органе Ростехнадзора технических устройств (подъемных сооружений), регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, ведение которого осуществляет Ростехнадзор и его территориальные органы, и ежегодному принятию отчетов по производственному контролю у эксплуатирующих опасные производственные объекты организаций. 
Соблюдение требований законодательства о промышленной безопасности и действующих правил безопасности по подъемным сооружениям оставлено государством в компетенции самих эксплуатирующих организаций, что зачастую, в подавляющем количестве случаев, идет вразрез с финансовыми интересами собственников ПС и эксплуатирующих ПС организаций.
И если мы затронем общую существующую проблему в подготовке кадров, то в этой отрасли она стоит наиболее остро. Безопасность при эксплуатации грузоподъемных механизмов при строительстве должны обеспечивать не только эксплуатирующие ПС организации, но и собственники строительных площадок, на которых ведутся работы. Кроме того, заказчики также должны требовать от своих подрядчиков соблюдения требований законодательства в области промышленной безопасности. 

- Какие нарушения чаще всего выявляются при проведении проверок объектов, на которых эксплуатируются подъемные сооружения? 
- Особое внимание уделяется башенным кранам, именно по ним поступает наибольшее количество обращений граждан, и при их проверках выявляется большое количество нарушений.
Выявляются нарушения требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, в основном они касаются технического состояния устройств. Также выявляются такие нарушения, как:
- эксплуатация подъемных сооружений с истекшими нормативными сроками службы;
- несоответствие проектов производства работ с применением подъемных сооружений и технологических карт погрузочных-разгрузочных работ с применением подъемных сооружений реальным условиям, а также невыполнение требований, изложенных в них;
- отсутствие на предприятиях необходимых нормативных правовых актов и нормативных технических документов, регламентирующих правила эксплуатации подъемных сооружений на опасных производственных объектах;
- невыполнение работниками и специалистами предприятий требований должностных и производственных инструкций;
- ввод башенных кранов в работу после их монтажа на новом строительном объекте без участия в работе комиссии уполномоченного представителя Ростехнадзора;
- отсутствует обученный и прошедший проверку знаний, не имеющий медицинских противопоказаний персонал;
- строительная площадка не соответствует проекту производства работ, не выставлены знаки безопасности.
Что же касается других подъемных механизмов (подъемники (вышки), эскалаторы в метрополитенах, строительные подъемники, буксировочные канатные дороги), то при их эксплуатации допускаются идентичные нарушения, только они не фиксируются инспекторами Ростехнадзора из-за невозможности проведения проверок организаций, эксплуатирующих такие ПС.

- Какие санкции применяются к нарушителям?
- В 2019 году по результатам надзорной деятельности проведена работа по привлечению юридических лиц и ИП, работников подконтрольных предприятий к ответственности за нарушения требований правил промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, где эксплуатируются подъемные сооружения, и при этом назначено 212 административных наказаний. Привлечено к административной ответственности в виде административных штрафов 124  юридических, должностных и физических лиц. 26 раз применялось административное приостановление деятельности.
За шесть месяцев 2020 года назначено 28 административных наказаний. 18 лиц привлечено к административной ответственности в виде штрафов. Было применено семь административных приостановлений деятельности.
Административные штрафы – это не самоцель проверок, а действенная мера для стимулирования к выполнению требований промышленной безопасности, а временный запрет деятельности – крайняя мера, когда есть угроза жизни и здоровью людей.

- В чем, на Ваш взгляд, основные причины неудовлетворительной ситуации с обеспечением безопасности при эксплуатации ГПМ? 
- Это целый комплекс причин:
- собственниками и руководителями эксплуатирующих ПС организаций преднамеренно не осуществляется контроль за промышленной безопасностью на опасных производственных объектах;
- низкая квалификация машинистов грузоподъемных механизмов, стропальщиков;
- отсутствие аттестованных в установленном порядке инженерно-технических работников;
- допуск к самостоятельной работе не обученного и не аттестованного в установленном порядке персонала.
Все это в совокупности создает аварийные ситуации и может привести к трагедии.
Хочу рассказать о том, что пострадавшие при работе ПС работники зачастую сами не соблюдают элементарные правила безопасности, а также требования руководства по эксплуатации подъемных сооружений. Это наглядно продемонстрировал групповой несчастный случай, который произошел в результате аварии на фасадном подъемнике в г. Казани. 
05.03.2020 г. при подъеме вверх пяти работников в рабочей платформе фасадного двухподвесного подъемника, принадлежащего ООО «СК «Казанский фасад» и смонтированного на фасаде строящегося 10-этажного жилого дома в жилом комплексе по ул. Н. Ершова в Советском районе г. Казани, произошел обрыв одного стального проволочного каната подъемного, при этом ловитель, расположенный на торцевом борту рабочей платформы со стороны оборванного каната, не произвел захват каната предохранительного, из-за чего рабочая платформа подъемника изменила пространственное положение и повисла на одном канате подъемном.
В результате падения людей вниз, двое человек от полученных травм скончались на месте, один — в больнице. Двое получили травмы, отнесенные к категории тяжелой степени. У данных работников в момент аварии отсутствовали средства индивидуальной защиты — предохранительные (монтажные) пояса.

- На что следует обратить особое внимание руководителям предприятий, эксплуатирующих ГПМ? Что необходимо предпринять для повышения уровня промышленной безопасности на данных объектах?
- В средствах массовой информации говорят об ответственности бизнеса перед обществом. К сожалению, увеличение аварий и несчастных показывают обратное. Важно, чтобы собственники проявляли инициативу по модернизации производства и обеспечению безопасности, чувствовали личную ответственность за жизни людей. Безусловно, неукоснительное соблюдение требований законодательства является гарантом безопасности.

Все статьи рубрики