Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Особенности плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

 
ЛАТЫПОВ Марат Раисович, начальник ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, генерал-майор внутренней службы

ЛАТЫПОВ Марат Раисович
начальник ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, генерал-майор внутренней службы

Номер журнала: 

Рубрика: 

Редакция журнала обратилась в Главное управление МЧС по Республике Башкортостан с вопросами о необходимых мерах, которые должны приниматься в организациях по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, в частности, о плане таких действий.

- Как категорируются чрезвычайные ситуации в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов?
- Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.08.2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2002  г. № 240,  от 14.11.2014 г. № 1188) в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
- локального значения — разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 т нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
- муниципального значения — разлив от 100 до 500 т нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 т нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
- территориального значения — разлив от 500 до 1000 т нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта РФ либо разлив от 100 до 500 т нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
- регионального значения — разлив от 1000 до 5000 т нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 т нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта РФ;
- федерального значения — разлив свыше 5000 т нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).

Руководство работами по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется комиссиями по чрезвычайным ситуациям, а на море — также отраслевыми специализированными органами управления.

В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов на море выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
- локального значения — разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 500 тонн нефти и нефтепродуктов;
- регионального значения — разлив от 500 до 5000 т  нефти и нефтепродуктов;
- федерального значения — разлив свыше 5000 т  нефти и нефтепродуктов.
Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий, категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.

- В каких организациях должен иметься план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов? Каково значение этого документа?
- В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» в организациях, имеющих опасные производственные объекты, и осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее план).
Перечень организаций (согласно их отраслевой принадлежности) утверждается федеральным органом исполнительной власти по согласованию с МЧС России, Министерством природных ресурсов РФ и Федеральным горным и промышленным надзором России.
Планирование действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов проводится в целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС(Н), определения необходимого состава сил и специальных технических средств для локализации разливов в сроки, установленные ПП РФ № 240, и поддержания их в постоянной готовности для обеспечения безопасности населения и территорий, а также максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае их возникновения.

- Какие основные документы регламентируют разработку плана?
- Постановление Правительства РФ от 21.04.2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»;
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»;
- Приказ МПР РФ от 03.03.2003 г. № 156 «Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации»;
- Приказ МЧС России от 28.12.2004 г. № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ»;
- для Республики Башкортостан — Постановление Кабинетов министров Республики Башкортостан от 25.01.2002 г. № 22 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».

- Кем разрабатывается план?
- Нормативными документами в области предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов не установлены требования к разработчику плана. Им может быть как экспертная организация, так и сами объекты экономики. 
Общие требования к порядку разработки, согласованию и утверждения планов определены приказом МЧС России от 28.12.2004 г. № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ». Действия данного приказа распространяются на функциональные и территориальные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС) и организации, независимо от форм собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов.

- Что должно предусматриваться планом?
- Планом должны предусматриваться:
- прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
- количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов (далее силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;
- организация взаимодействия сил и средств;
- состав и дислокация сил и средств;
- организация управления, связи и оповещения;
- порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени готовности;
- система взаимного обмена информацией между организациями — участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
- первоочередные действия при получении сигнала о чрезвычайной ситуации;
- географические, навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти и нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении операции по его ликвидации;
- обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи;
- график проведения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

- Что должно учитываться при расчете необходимого количества сил и средств?
- При расчете необходимого количества сил и средств должны учитываться:
- максимально возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов;
- площадь разлива;
- год ввода в действие и год последнего капитального ремонта объекта;
- максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;
- физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов;
- влияние места расположения объекта на скорость распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их попадания в морские и речные акватории, во внутренние водоемы;
- гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия в месте расположения объекта;
- возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также профессиональных аварийно-спасательных формирований, дислоцированных в регионе (при условии их письменного согласия на участие в ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов);
- наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке нефтяных отходов;
- транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов;
- время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;
- время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не должно превышать четырех часов при разливе в акватории и шести часов — при разливе на почве.

В целях отработки планов на федеральном и региональном уровнях проводятся комплексные учения или командно-штабные тренировки не реже одного раза в два года.

- Каким образом вводится в действие план? Каков срок его действия?
- Введение планов в действие оформляется приказом по организации, с уведомлением органов исполнительной власти, утвердивших планы.
В зависимости от уровня планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС(Н) предусматривается время на разработку, согласование и утверждение планов с момента введения в действие настоящих правил, а также с момента регистрации вновь создаваемых объектов и организаций.
Введение планов в действие должно осуществляться в следующие сроки:
Планы организаций:
- объектового и местного уровней — четыре месяца;
- территориального уровня — шесть месяцев;
- регионального уровня — девять месяцев;
- федерального (трансграничного) уровня — 12 месяцев;
Планы органов местного самоуправления — шесть месяцев;
Планы территориальных подсистем РСЧС — девять месяцев;
Планы регионов — 12 месяцев;
Планы функциональных подсистем РСЧС — 12 месяцев;
Планы звеньев функциональных подсистем РСЧС территориальные — шесть месяцев, региональные — 12 месяцев.

Планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов подлежат корректировке (переработке) досрочно по решению одного из органов, его утвердившего, или при принятии соответствующих нормативных правовых актов.

Сроки действия планов:
- организаций для объектового и местного уровня — три года, территориального уровня — четыре года, регионального и федерального уровней — пять лет;
- территориальных и функциональных подсистем РСЧС — пять лет;
- звеньев функциональных подсистем РСЧС территориальных — четыре года, региональных — пять лет.

- Можно ли корректировать план? Когда это необходимо?
- По истечении сроков действия планы подлежат корректировке (переработке). Кроме того, планы подлежат корректировке (переработке) досрочно по решению одного из органов, его утвердившего, или при принятии соответствующих нормативных правовых актов.
Корректировка (переработка) планов также осуществляется при изменении исходных данных, влияющих на уровень и организацию реагирования на ЧС(Н), 
с уведомлением органов исполнительной власти, утвердивших эти планы.

- Кто осуществляет руководство работами по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов?
- Руководство работами по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется комиссиями по чрезвычайным ситуациям, а на море — также отраслевыми специализированными органами управления. Эти работы проводятся круглосуточно в любую погоду (на море — при допустимых навигационных и гидрометеорологических условиях). Смена состава формирований (подразделений), создаваемых организациями, проводится непосредственно на рабочих местах.

- Как регулярно и с какой целью проводятся учения по отработке действий по локализации и ликвидации ЧС, обусловленной утечкой нефтепродуктов? Какие недостатки выявляются при проведении таких учений?
- В целях отработки планов на федеральном и региональном уровнях проводятся комплексные учения или командно-штабные тренировки не реже одного раза в два года.
Порядок и периодичность проверки готовности сил и средств, привлекаемых для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов локального, местного и территориального значения, определяются комиссиями по чрезвычайным ситуациям соответствующих субъектов Российской Федерации.
В Республике Башкортостан порядок и периодичность проведения комплексных учений и командно-штабных тренировок регламентированы Методическими рекомендациями, утвержденными Комиссией Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (протокол № 2 от 04.03.2016 г.).
В числе основных замечаний при проведении таких учений отмечаются следующие:  
- несоблюдение сроков представ-ление планов и актов учений;
- не в полной мере отрабатываются вопросы взаимодействия и оповещения;
- не обеспечено присутствие в полном составе членов КЧС и ОПБ объекта;
- оформление документов выполнено не в полном объеме;
- персонал плохо укомплектован средствами персональной защиты, средствами связи;
- недостаточное знание личным составом и персоналом объекта своих функциональных обязанностей при возникновении чрезвычайной ситуации;
- неприменение отличительных знаков (повязок) для руководителей учений, спец. служб, членов КЧС и ОПБ, а также соответствующих указателей и обозначений.

Статья находится в свободном доступе благодаря: Журнал, охрана труда

Все статьи рубрики