Основные положения внедрения «электронного надзора» в сфере труда
УКРАИНСКИЙ Олег Вячеславович
советник руководителя Роструда
Номер журнала:
Рубрика:
В целях обеспечения исполнения мероприятий, предусмотренных «регуляторной гильотиной», Роструд подготовил концептуальные предложения по новым подходам к системе государственного контроля в сфере труда.
Концепция изменений
С учетом необходимости реализации принципов наименьшего регуляторного воздействия и риск-ориентированности по реализации механизма «регуляторной гильотины» в рамках осуществления поиска и выбора адекватного способа управления рисками предлагается введение практики удаленной проверки требований с использованием электронных средств, в том числе с учетом степени территориальной доступности мест проведения оценки (мониторинг за прохождением медицинских осмотров, соблюдением режима труда и отдыха и т.д).
Кроме того, в связи с формированием новой структуры нормативного правового регулирования в сфере труда необходимо обеспечить формирование новых унифицированных критериев с точки зрения как риск-ориентированных критериев участия должностных лиц Роструда в мониторинге соблюдения трудового законодательства, так и индикаторов риска нарушения обязательных требований как основания для проведения плановых и внеплановых проверок.
Таким образом, цель изменений — обеспечить повышение эффективности контроля и надзора за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за счет внедрения современных цифровых технологий.
Реализуемые цели
Задачи, реализуемые в рамках внедрения, следующие:
- осуществить разработку и реализацию мероприятий, направленных на внедрение в контрольно-надзорную деятельность в сфере труда современных технологий дистанционного контроля, автоматизированного мониторинга деятельности работодателей, выполнение интерактивных профилактических мероприятий;
- обеспечить совершенствование правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности;
- сократить количество плановых проверок в отношении проверяемых лиц, участвующих в процессах автоматизированного мониторинга работодателей, а также реализующих интерактивные профилактические мероприятия, вплоть до полной отмены;
- обеспечить полный цикл электронного взаимодействия между государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации и проверяемыми лицами в рамках проведения документарных проверок;
- способствовать внедрению на российских предприятиях современных технологий, обеспечивающих соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, путем ведения электронного кадрового документооборота и применения автоматических средств контроля за соблюдением работниками требований охраны труда.
Экспериментальный этап
Рассмотрим основные этапы и мероприятия, реализуемые Рострудом в рамках внедрения дистанционного надзора.
В рамках экспериментального этапа будет осуществлена реализация мероприятий, направленных на обеспечение возможности ведения электронных документов, связанных с работой, предусмотренных трудовым законодательством, без дублирования их на бумажном носителе.
Планируется обеспечить возможность ведения работодателем электронных документов, связанных с работой, посредством использования собственной информационной системы или с использованием электронного сервиса информационно-аналитической системы — общероссийской базы вакансий «Работа в России». Должно быть обеспечено право работодателя представлять соответствующие документы, связанные с работой, при поступлении запросов уполномоченных органов
и организаций, а также профессиональных союзов, в том числе при проведении государственного контроля (надзора), в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
В ходе ведения работодателем электронных документов, связанных с работой, с использованием электронного сервиса информационно-аналитической системы — общероссийской базы вакансий «Работа в России» разрабатывается превентивный автоматический формально-логический контроль соответствия трудовых договоров, договоров о материальной ответственности, ученических договоров требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также информационно-правовая поддержка работодателей по вопросам формы и содержания иных электронных документов, связанных с работой.
В результате реализации мероприятий, предусмотренных на перспективном этапе в отношении проверяемого лица, участвующего в осуществлении автоматизированного мониторинга, должны быть полностью исключены плановые контрольно-надзорные мероприятия.
В рамках этапа также запланированы создание и апробация технологии дистанционного контроля и электронного взаимодействия между государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации и проверяемыми лицами в рамках проведения документарных проверок. Должно быть обеспечено право работодателя на осуществление электронного взаимодействия (получение от государственных инспекций труда документов, формируемых в ходе проверки, и направление документов в государственные инспекции труда в соответствии с запросом государственных инспекторов труда, уполномоченных на проведение проверок) с использованием личного кабинета работодателя в системе электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф», сформированного на основе учетных данных работодателя в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации».
Этап развития
Этап развития включает в себя создание и внедрение технологий автоматизированного мониторинга деятельности работодателей и осуществления работодателями интерактивных профилактических мероприятий, развитие методов риск-ориентированного планирования контрольно-надзорных мероприятий.
Указанный этап предполагает создание на базе электронного сервиса информационно-аналитической системы — общероссийской базы вакансий «Работа в России», предназначенной для ведения работодателем электронных документов, связанных с работой, модуля формально-логического контроля, семантического анализа и автоматического мониторинга соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Для функционирования данного модуля должен быть определен базовый перечень связанных с работой электронных документов и данных, собираемых работодателями в ходе использования автоматических средств контроля за соблюдением работниками требований охраны труда (при наличии), а также методика их формирования в рамках сервиса (в том числе автоматической передачи из информационных систем работодателей) и оценки, позволяющие в автоматическом режиме принять решение об отсутствии либо наличии правонарушений в действиях (бездействии) работодателя, использующего сервис.
Работодателям будут предоставлены электронные сервисы для проведения интерактивных профилактических мероприятий в форме самопроверки, электронного дистанционного консультирования, самодекларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Необходимо обеспечить «бесшовную» интеграцию между личными кабинетами работодателей в информационно-аналитической системе — общероссийской базе вакансий «Работа в России» и системе электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф», гарантирующую возможность использования всех предусматриваемых концепцией функций информационных систем без необходимости повторной авторизации.
Цель изменений — обеспечить повышение эффективности контроля и надзора за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за счет внедрения современных цифровых технологий.
Готовятся предложения по совершенствованию правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности. Так, необходимо обеспечить определение категории риска на основе нескольких моделей:
- статистическая модель — предусматривает присвоение категории в зависимости от единых постоянных критериев (таких, как вид экономической деятельности и др.);
- динамическая модель — предусматривает изменение категории риска на основе изменяемых критериев (наличие правонарушений, несчастных случаев и др.);
- превентивная модель — предусматривает изменение (только снижение) категории риска в случае использования работодателями сервисов, предназначенных для ведения электронных документов (по результатам мониторинга), проведения интерактивных профилактических мероприятий в форме самопроверки (по результатам декларирования). Должно быть обеспечено профилирование требований, предъявляемых к проверяемым лицам в ходе плановых проверок, в зависимости от полноты применения превентивных механизмов и категории риска.
Перспективный этап
Далее, в рамках перспективного этапа, планируется расширение перечня связанных с работой электронных документов и данных, собираемых работодателями в ходе использования автоматических средств контроля за соблюдением работниками требований охраны труда (при наличии), а также изменение методики их формирования в рамках сервиса информационно-аналитической системы — общероссийской базы вакансий «Работа в России» (в том числе автоматической передачи из информационных систем работодателей) и оценки, позволяющих в автоматическом режиме принять решение об отсутствии либо наличии правонарушений в действиях (бездействии) работодателя, использующего сервис.
Следующий шаг — формирование полного перечня документов и данных, автоматический мониторинг которых позволит принимать объективное решение о надлежащем исполнении работодателем требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Должна быть осуществлена соответствующая доработка сервиса, методик формирования и оценки данных.
В результате реализации мероприятий, предусмотренных на перспективном этапе в отношении проверяемого лица, участвующего в осуществлении автоматизированного мониторинга, должны быть полностью исключены плановые контрольно-надзорные мероприятия.