Основные нарушения в работе АЗС
Федчишина Екатерина Александровна
помощник Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора
Номер журнала:
Рубрика:
Природоохранной межрайонной прокуратурой проведен ряд проверок соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности автозаправочных станций, действующих на территории Удмуртской Республики, в ходе которых был выявлен ряд нарушений требований федерального законодательства.Строительство и работа любой легальной автозаправочной станции сопровождается контролем со стороны государства. Но если «создание» АЗС проходит по всем правилам, то их повседневная деятельность нередко ведется с нарушением законов.
Наиболее распространенными являются нарушения требований земельного законодательства. «Не у всех юридических лиц надлежащим образом оформлены правоустанавливающие документы на земельные участки, используемые для размещения автозаправочных станций, — рассказывает помощник Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Екатерина Александровна Федчишина. — У ряда организаций не имелось ни договоров аренды, ни договоров субаренды с собственниками или пользователями указанных земельных участков».
Между тем самовольное занятие земельного участка или его использование без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю (а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности) влечет за собой административную ответственность по ст.7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
В тех случаях, когда АЗС размещается на землях сельскохозяйственного назначения, в обязательном порядке должен быть осуществлен перевод данного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности. За использование земельного участка не по целевому назначению законодательством предусмотрена административная ответственность по ст.8.8 КоАП РФ. Также в ходе проверок выявлено большое количество нарушений экологических требований. Так, согласно ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.02 г. «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды. В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на опасные отходы на основании данных об их составе и свойствах, а также оценки их опасности должен быть составлен паспорт.
По требованию ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.99 г. «Об охране атмосферного воздуха», ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды (Управлением Ростехнадзора по УР).
В соответствии со ст.ст. 3, 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за негативное воздействие на окружающую среду взимается плата в порядке, установленном законодательством РФ. Нормативы платы установлены Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления». Кроме того, плата за негативное воздействие на окружающую среду должна производиться не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В нарушение указанных требований закона у ряда предприятий не имеется разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов. Предприятиями не разрабатываются нормативы размещения отходов и их лимиты, проекты нормативов предельно-допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отсутствуют паспорта на опасные отходы. Не всегда осуществляется внесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду в установленные законом сроки. За указанные правонарушения законом предусмотрена ответственность по статьям 8.2, 8.21, 8.41 КоАП РФ.
Следующим блоком идут нарушения градостроительного законодательства РФ в части строительства и ввода в эксплуатацию АЗС без получения соответствующих на то разрешений. Порядок получения разрешения на строительство и ввод объектов строительства в эксплуатацию установлен статьями 51 и 55 Градостроительного кодекса РФ. Кроме того, согласно статье 49 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация объектов капитального строительства подлежит обязательной государственной экспертизе, в рамках которой дается оценка соответствия проектной документации, в том числе санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям. Без положительного заключения государственной экспертизы проектной документации разрешение на строительство выдано быть не может.
Строительство объектов капитального строительства без разрешения на строительство и их дальнейшая эксплуатация без разрешения на ввод в эксплуатацию влекут за собой привлечение виновного лица к административной ответственности по ст.9.5 КоАП РФ.