Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

март 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Оценка результативности и эффективности системы управления охраной труда

 
Севастьянов Борис Владимирович,  д.т.н., профессор

Севастьянов Борис Владимирович
д.т.н., профессор

Селюнина Наталья Викторовна, старший преподаватель

Селюнина Наталья Викторовна
старший преподаватель

Лисина Елена Борисовна, к.т.н., доцент

Лисина Елена Борисовна
к.т.н., доцент

Шадрин Роберт Олегович, к.т.н., доцент

Шадрин Роберт Олегович
к.т.н., доцент

Номер журнала: 

Рубрика: 

С 01.01.2018 г. вступил в   действие новый межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.3-2016 «ССБТ. СУОТ в организациях. Оценка результативности и эффективности». 

Проблематика
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (СУОТ). Важную роль на практике для принятия решений играет оценка результативности и эффективности СУОТ.
Проведение оценки результативности и эффективности деятельности в области охраны труда является важнейшей процедурой по реализации современных подходов к регулированию в области охраны труда.
Одним из основных аспектов проблемы оценки результативности и эффективности СУОТ на протяжении многих лет было то, что в России отсутствовали  нормативно закрепленные критерии оценки состояния охраны труда.
Оценка результативности и эффективности подразумевает постоянный сбор и анализ определенных исходных данных, необходимых для оценки текущего состояния и условий охраны труда, тенденций их изменения со временем и при необходимости идентификации процедур управления, требующих улучшения.
В связи с этим особую значимость приобретает реализация процедур самооценки организацией результативности и эффективности своей деятельности в области охраны труда.

Новые критерии
В ГОСТ 12.0.230.3-2016 предложено использовать  показатели результативности и эффективности деятельности (ПРЭД), которые подразделяются на два типа:  
1. Показатели эффективности управления (ПРЭУ).
2. Показатели результативности и эффективности функционирования (ПРЭФ).
В свою очередь ПРЭУ используются для анализа:
- результативности и эффективности плановых мероприятий по управлению охраной труда;
- действий руководства организации, влияющих на результативность и эффективность деятельности в области охраны труда, и возможно состояния условий и охраны труда;
- соответствия состояния условий и охраны труда требованиям национального законодательства;
- финансовых затрат и потенциальной величины выгод от предотвращенного ущерба, связанного с недостатками в обеспечении требований охраны труда.
ПРЭФ охватывают:
-  показатели безопасности материальных объектов и оборудования, применяемых в организации;
- показатели безопасности услуг (подрядных, сервисных работ), поддерживающих производственную и хозяйственную деятельность организации.
 Выбор и разработка собственных ПРЭД (ПРЭУ и ПРЭФ) осуществляется таким образом, чтобы имелась возможность сопоставления результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда с соответствующими критериями результатов эффективности деятельности (КРЭД). В качестве КРЭД могут выступать локальные, местные, региональные, корпоративные, национальные (в том числе законодательно закрепленные) данные (показатели, индексы, индикаторы и т.п.) в области охраны труда.
Основными КРЭД  системы управления охраной труда являются:
- улучшение условий и повышения безопасности труда работающих, оцениваемое динамикой условий труда на рабочих местах вследствие выполненных мероприятий;
- снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- повышение производительности труда, качества продукции за счет улучшения условий труда, если их причинно-следственную связь удается вычленить и формализовать;
- достижение всех намеченных целей своевременно и без необоснованного превышения запланированных ресурсов (финансовых, материальных, людских, временных и т.п.).

Примеры показателей
В ГОСТе приводятся примерные показатели  результативности и эффективности управления (ПРЭУ) в области охраны труда, которые включают шесть основных аспектов управления охраной труда в организации:
1. Политика.
2. Организация.
3. Планирование и применение.
4. Предотвращение опасностей.
5. Оценка.
6. Действия по улучшению.
Для каждого аспекта управления охраной труда разработаны возможные показатели эффективности управления. 
Примерные  показатели результативности и эффективности функционирования (ПРЭФ) системы управления охраной труда включают анализ следующих видов деятельности: 
- общие данные  (среднесписочная численность работающих, количество рабочих мест,  количество единиц оборудования, количество подрядных организаций на объектах организации и  т.д.);
- сумма затрат на производство продукции;
- травматизм и профзаболеваемость;
- условия труда;
- обеспеченность работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- санитарно-бытовое обслуживание;
- медицинское обслуживание;
- предоставление компенсаций за тяжелую работу, работу во вредных и опасных условиях труда;
- проведение учений по охране труда;
- обеспечение технической безопасности производства;
- готовность к действиям при инцидентах, авариях и несчастных случаях.

Статистические показатели
При анализе условий и охраны труда и составлении программ улучшения условий и охраны труда на различных уровнях управления, надзора и контроля применяются статистические показатели для объективного сравнительного анализа и измерения результативности и эффективности проводимых мероприятий, а также наглядности описания состояния условий и охраны труда.
Статистические показатели представляют собой количественную характеристику правовых, социальных, экономических, гигиенических, организационных и технико-технологических явлений и процессов охраны труда в условиях их качественной определенности, непосредственно связанной с состоянием охраны труда.
Примеры статистических показателей для оценки результативности и эффективности деятельности в области охраны труда, приведенные в таблице, являются наиболее характерными и наиболее часто используемыми для целей регулирования деятельности в области охраны труда.
Они могут быть применены к любой совокупности первичных статистических данных, свойственных отдельному субъекту права (работодателю) и к любой их совокупности (в том числе действующей в рамках вида экономической деятельности, отрасли, характера производственной деятельности, территории и т.д.).

Примеры показателей для оценки результативности и эффективности деятельности в области охраны труда

Базовые абсолютные статистические показатели:

  • Численность населения
  • Численность трудоспособного (экономически активного) населения
  • Численность лиц, застрахованных от профессиональных рисков (самостоятельно и/или работодателями)
  • Численность лиц, получающих трудовую пенсию по старости
  • Численность лиц, получающих социальное обеспечение по факту страхового случая, связанного с их работой, производственного травмирования или профессионального заболевания
  • Численность лиц, получающих обеспечение (социальное, страховое) по факту страхового случая, связанного с потерей кормильца из-за смертельного травмирования, острого отравления, острого радиационного поражения
  • Численность рабочих мест
  • Численность хозяйствующих субъектов права (в том числе с разбивкой по численности работников, принятой в статистических показателях государства, на территории которого применяется настоящий стандарт)
  • Численность страхователей — всего работодателей, в том числе индивидуальных предпринимателей
  • Среднесписочная численность застрахованных работников одним страхователем — работодателем
  • Численность подозрений на профессиональное заболевание, зарегистрированных по обращениям граждан в органы здравоохранения
  • Численность травм, признанных производственными по результатам расследования, в том числе численность смертельных травм или травм с тяжелым исходом
  • Численность заболеваний, признанных профессиональными по результатам расследований
  • Численность организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, прошедших требуемую аккредитацию (с разбивкой по направлениям и объектам оказания услуг)
  • Среднерыночная стоимость оказания услуг в области охраны труда (в пересчете по направлениям и объектам оказания услуг)

Относительные статистические показатели эффективности защиты от профессиональных рисков:

  • Удельная численность пострадавших работников в результате несчастных случаев на производстве в расчете на 1000 работников за календарный год
  • Удельная численность выявленных сокрытий несчастных случаев на производстве (в процентах от суммы учтенных и сокрытых несчастных случаев на производстве) за календарный год
  • Удельная численность лиц, которым впервые в рассматриваемом году установлено профессиональное заболевание, в расчете на 10 000 работников
  • Удельная численность лиц, которым впервые в рассматриваемом году установлена инвалидность по трудовому увечью, в расчете на 10 000 работников
  • Удельная численность лиц, которым впервые в рассматриваемом году назначено социальное обеспечение по профессиональным рискам, в расчете на 10 000 работников
  • Удельная численность лиц, которым назначено социальное обеспечение по профессиональным рискам, в расчете на 10 000 работников (с разбивкой на общий, смертельный, несмертельный травматизм, профессиональные заболевания, впервые выявленные профессиональные заболевания)

Относительные статистические показатели состояния условий труда и степени профессиональных рисков:

  • Удельная численность работников, занятых во вредных условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (в процентах от общей численности или в расчете на 1000 работников)
  • Удельная численность работников, занятых в опасных условиях труда (в процентах от общей численности или в расчете на 1000 работников)
  • Удельная численность работников, занятых в допустимых условиях труда, отвечающих установленным санитарно-гигиеническим нормам (в процентах от общей численности или в расчете на 1000 работников)
  • Удельная численность рабочих мест, на которых проведена оценка условий труда (в том числе в форме обязательных по национальному законодательству оценок условий труда) (в процентах от общего количества рабочих мест)
  • Удельная численность рабочих мест, на которых по результатам оценки условий труда установлены вредные и/или опасные условия труда (в процентах от общего количества рабочих мест)
  • Удельная численность работников, занятых на рабочих местах, прошедших оценку условий труда (в процентах от общей численности занятых работников или в расчете на 1000 работников)
  • Удельная численность работников, охваченных периодическими медицинскими осмотрами (в процентах от общей численности занятых работников или в расчете на 1000 работников)
  • Удельная численность работников, работающих вахтовым методом (в процентах от общей численности занятых работников или в расчете на 1000 работников)
  • Удельная численность работодателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты (в процентах от общей численности работодателей или в расчете на 1000 работодателей)
  • Удельная численность работодателей, эксплуатирующих собственные транспортные средства (в процентах от общей численности работодателей или в расчете на 1000 работодателей)
  • Удельная численность работодателей, деятельность которых относится к тому или иному классу профессионального риска (в процентах от общей численности работодателей или в расчете на 1000 работников)
  • Удельная численность лиц, болеющих теми или иными профессиональными заболеваниями, в зависимости от этиологии заболевания (в процентах от общей численности заболевших или в расчете на 10 000 работников)
  • Удельная численность лиц, болеющих теми или иными профессиональными заболеваниями в зависимости от класса профессионального риска производственной деятельности работодателя (в процентах от общей численности заболевших или в расчете на 10 000 работников)

Относительные статистические показатели эффективности регулирования деятельности работодателей по выполнению государственных нормативных требований охраны труда (на уровне региона, отрасли, фокус-группы организаций):

  • Удельная численность работодателей, имеющих системы организации работ по охране труда и безопасности производства (системы управления охраной труда,интегрированные системы и т.п.) (в процентах от общей численности работодателей или в расчете на 1000 работодателей)
  • Удельная численность работодателей, имеющих сертифицированные системы организации работ по охране труда и безопасности производства (системы управления охраной труда, интегрированные системы и т.п.) (в процентах от общей численности работодателей или в расчете на 1000 работодателей
  • Удельная численность работодателей, оформивших в установленном порядке декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (в процентах от общей численности работодателейили в расчете на 1000 работодателей)
  • Удельная численность работодателей, имеющих штатных работников — специалистов по охране труда (в процентах от общей численности работодателей, обязанных их иметь, или в расчете на 1000 работодателей)
  • Удельная численность работодателей, имеющих работников — уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда (в процентах от общей численности работодателей или в расчете на 1000 работодателей)
  • Удельная численность работодателей, имеющих совместный комитет (комиссию) по охране труда (в процентах от общей численности работодателей или в расчете на 1000 работодателей)
  • Удельная численность работодателей, своевременно проведших оценку условий труда (в процентах от общей численности работодателей или в расчете на 1000 работодателей)
  • Удельная численность работодателей, своевременно организовавших прохождение периодического медицинского осмотра работниками (в процентах от общей численности работодателей или в расчете на 1000 работодателей)
  • Удельная численность работодателей, заключивших с представителями работников коллективный договор, который прошел уведомительную регистрацию (в процентах от общей численности работодателей или в расчете на 1000 работодателей)
  • Удельная численность работодателей – индивидуальных предпринимателей, своевременно прошедших обучение по охране труда в аккредитованных организациях (в процентах от общей численности работодателей — индивидуальных предпринимателей или в расчете на 1000 работодателей – индивидуальных предпринимателей)
  • Удельная численность специалистов по охране труда, имеющих профильное образование или прошедших профессиональную переподготовку через систему дополнительного профессионального образования по охране труда (в процентах от общей численности специалистов по охране труда)
  • Удельная численность страхователей, которым установлены скидки к страховому тарифу (в процентах от общей численности страхователей или в единицах на 1000 страхователей)
  • Удельная численность страхователей, которым установлены надбавки к страховому тарифу (в процентах от общей численности страхователей или в единицах на 1000 страхователей)

Статистические показатели регулирования деятельности работодателей по выполнению государственных нормативныхтребований охраны труда:

  • Удельная численность действующих муниципальных программ по улучшению условий и охраны труда (в процентах от общей численности муниципальных образований региона)
  • Удельная численность территориальных (муниципальных) трехсторонних соглашений по регулированию социально-трудовых отношений (в процентах от общей численности муниципальных образований региона)
  • Удельная численность муниципальных служащих — специалистов по охране труда, ведущих непосредственную работу по реализации функций по управлению охраной труда в соответствии с переданными им отдельными полномочиями по государственному управлению охраной труда (в процентах от общей численности муниципальных образований региона)
  • Удельная численность муниципальных мероприятий по улучшению условий и охраны труда (в процентах от общей численности муниципальных образований региона)
  • Удельные финансовые затраты на организационные мероприятия по управлению условиями и охраной труда за год (на одного застрахованного работника или в процентах от средней заработной платы)

Статистические показатели надзора за правоприменительной практикой работодателей по выполнению государственных нормативных требований охраны труда:

  • Удельная численность работодателей, охваченная проверками по охране труда территориальным органом государственной инспекции труда (в процентах от общей численности работодателей или в расчете на 1000 работодателей)
  • Удельная численность работодателей, охваченных общественными проверками по охране труда по линии профсоюзов (в процентах от общей численности работодателей или в расчете на 1000 работодателей)
  • Удельная численность выявленных в ходе проведения проверок правонарушений (на одну проверку)
  • Удельная численность предписаний, выданных по результатам проведения проверок (в процентах от числа проверок)
  • Удельная численность мероприятий реагирования на выявленные нарушения (в процентах от числа проверок), в том числе:
    - оформление трудовых договоров с работниками;
    - прекращение использования не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
    - отстранение от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда
  • Удельная численность принятых судами решений о назначении административных наказаний на основании протоколов, оформленных должностными лицами государственной инспекции труда (в процентах от числа направленных в суды протоколов для привлечения к административной ответственности лиц, виновных в допущенных административных правонарушениях)
  • Удельная численность привлеченных по результатам проверок к дисциплинарной ответственности работников организаций, виновных в допущенных нарушениях требований трудового законодательства (в единицах на 1000 работников)
  • Удельная численность направленных материалов в органы прокуратуры и следствия в целях рассмотрения в установленном порядке вопроса о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц, 
    виновных в допущенных нарушениях требований трудового законодательства в связи с несчастными случаями на производстве (в процентах к числу несчастных случаев на производстве)
  • Удельная численность обращений граждан (в единицах на 100 000 работников)
  • Удельная численность проведенных расследований несчастных случаев (в процентах от числа несчастных случаев, признанных страховыми)
  • Удельная численность несчастных случаев, квалифицированных как «не связанные с производством», из общего количества расследованных несчастных случаев (в процентах)

Статистические показатели защиты пострадавших от профессиональных рисков средствами обязательного социального страхования:

  • Объем средств, направляемый на страховое обеспечение по причине утраты трудоспособности и/или утраты кормильца (в процентах от суммы собираемых взносов и в процентах от суммарной заработной платы застрахованных работников)
  • Удельная численность несчастных случаев и/или случаев заболевания, подозреваемого как имеющее причинную связь с условиями труда и рассматриваемого как возможное профессиональное заболевание, квалифицированных как «не страховые», из общего количества произошедших и расследованных случаев (в процентах)
  • Удельная численность лиц, получающих страховое обеспечение по причине утраты трудоспособности (из-за несчастного случая, и/или из-за острого отравления, и/или из-за хронической 
    профессиональной болезни) (в единицах на 100 000 застрахованных работников)
  • Удельная численность несчастных случаев и/или случаев профессионального заболевания, сокрытых от своевременного расследования и учета, в определенный календарный период к общему числу 
    таких расследованных случаев в тот же период (в процентах)
  • Удельная численность лиц, получающих страховое обеспечение по причине утраты кормильца (в процентах к числу лиц, получающих страховое обеспечение, или в единицах на 100 000 населения)

Статистические показатели выполнения работодателями нормативных требований охраны труда согласно национальному законодательству:

  • Удельная численность работодателей, имеющих сертифицированную систему организации работ по охране труда и безопасности производства (системы управления охраной труда, интегрированные системы и т.п.), к числу всех работодателей
  • Удельная численность работодателей, имеющих совместный комитет (комиссию) по охране труда, к числу всех работодателей
  • Удельная численность работодателей, подписавших коллективный договор и соглашения по охране труда, к числу работодателей, работники которых объединены в действующую профсоюзную организацию.

Цели оценки
Оценивание результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда — специальный процесс и инструмент управления, предназначенный для обеспечения руководства организации достоверной информацией, позволяющей определить соответствие деятельности в области охраны труда совокупности критериев, заданных руководством организации на основании требований национального законодательства.
Оценка результативности и эф-
фективности подразумевает постоянный сбор и анализ определенных исходных данных, необходимых для оценки текущего состояния 
и условий охраны труда, тенденций их изменения со временем, и при необходимости идентификации процедур управления, требующих улучшения.
Целями проведения оценки результативности и эффективности системы управления охраной труда являются:
- оценка общей стратегии (политики) организации в области охраны труда и процедур функционирования системы управления охраной труда по предотвращению связанных с работой травм и заболеваний удовлетворять другим пот-
ребностям организации и заинтересованных сторон, включая органы государственного управления, надзора и  контроля;
- определение необходимых изменений в процедурах функционирования системы управления охраной труда, включая изменения в политике и в целевых показателях результативности эффективности;
- сравнение запланированных и фактически достигнутых целевых показателей;
- определение необходимых корректирующих действий, в том числе с учетом результатов расследования различного рода небезопасных происшествий;
- обеспечение обратной связи с подразделениями и работниками в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования всей системы управления.
 Оценка (в том числе и самооценка) результативности и эффективности деятельности в области охраны труда позволяет организации:
- реализовать систематический подход к совершенствованию системы управления охраной труда, идентифицировать и анализировать процедуры деятельности, требующие улучшения;
- использовать унифицированный набор критериев при оценке результативности и эффективности своей системы управления охраной труда;
- получать объективные данные о текущем состоянии своей системы управления охраной труда, основанные на фактах, а не на личном восприятии руководителей и/или работников;
- определять, что в данной ситуации должна сделать организация в целом, ее отдельные подразделения и каждый работник, исходя из единой системной концепции совершенствования деятельности по охране труда и, прежде всего, исходя из выявленных возможных направлений улучшения;
- отслеживать изменения в состоянии системы управления охраной труда и  определять объем изменений, произошедших с момента проведения предыдущей оценки (самооценки);
- проводить сравнения с лучшими практическими результатами, достигнутыми как в самой организации, так и  в других организациях, распространять передовой опыт лучших подразделений организации или других организаций;
- внедрять различные инициативы и передовые методы управления охраной труда в повседневную деятельность организации;
- устанавливать основу для признания передовых достижений в области охраны труда и стимулирования подразделений и работников.
Даже в случаях, когда организация не имеет формально оформленной системы управления охраной труда, проведение оценки результативности и эффективности ее деятельности в области охраны труда позволяет ей задавать определенные критерии совершенствования и оценивать соответствие собственной деятельности в области охраны труда и ее результативности и эффективности этим критериям.


Литература:
1. ГОСТ 12.0.230.3-2016  «ССБТ. Системы управления охраной труда. Оценка результативности и эффективности». Введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.05.2017 г. 
№ 471-ст [Электронный ресурс] — URL: http://docs.cntd.ru/document/1200145713.
2. Волкова Н.В., Ефимова Е.И. Мониторинг функционирования системы управления охраной труда // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. №1 (14). [Электронный ресурс] — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-funktsionirovaniya-sistemy-u....

Все статьи рубрики