Образовательные кластеры
КОРОТКОВ Евгений Олегович
государственный инспектор Приволжского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
Предъявляемый спрос на рабочую силу высокой квалификации и существующий отрыв программ профессиональной подготовки специалистов от требований рынка труда существенно сокращают возможности трудоустройства. В настоящее время ситуация такова, что в наиболее сложном положении находится молодежь. Кроме этого, в последние годы были нарушены традиции приобретения и развития трудовых навыков.
Согласно проводимым социологическим опросам, профессиональные планы выпускников школ, как правило, не соответствуют потребностям рынка труда. В структуре вакансий, имеющихся в органах занятости республики, 74% составляют места для рабочих, а абсолютное большинство выпускников школ (около 80%) планируют поступать в высшие учебные заведения. Однако реализуют свои профессиональные возможности по выбранной специальности менее половины выпускников образовательных учреждений. Это подтверждает и тот факт, что доля молодежи в числе регистрируемых безработных последние годы неизменно составляет около 30%, порядка 16% молодых людей – выпускники учебных заведений.
Успешное решение вопросов трудоустройства выпускников во многом зависит от их готовности к выходу на рынок труда. Это осознанный выбор профессии, учебного заведения, а также психологическая готовность к смене профессии, личная и профессиональная мобильность на рынке труда.
В этой связи возрастает значимость системы профессиональной ориентации, прежде всего молодых граждан, которая является необходимым звеном управления человеческими ресурсами, обеспечения социальной стабильности общества.
«Необходимо поднимать престиж рабочих профессий, которые среди молодежи крайне не популярны, - говорит заместитель начальника отдела профессионального обучения, профориентации и психологической поддержки Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ Галина Александровна Давыдова, - более 70% потребностей работодателей - в специалистах рабочих профессий, таких как токарь, механосборщик, слесарь. По сути, в скором времени может оказаться так, что отрасли химии, нефтехимии, машиностроения и строительства могут ощутить серьезный недобор квалифицированных кадров».
Решение проблемы, конечно, есть – это возвращение к некоторым принципам советской системы образования, когда учащиеся 10-11 классов получали рабочие специальности в учебно-производственных комбинатах. Только в нашем веке эту практику назвали «системой образовательных кластеров». Так, на базе 11-ти крупнейших промышленных предприятий Республики Татарстан будут созданы образовательные кластеры. Идея их создания возникла на фоне обсуждения реформирования системы профессионального образования республики.
Система работы образовательных кластеров заключается в том, что базовые предприятия передают в отраслевое министерство данные о своей потребности в кадрах и через систему госзаказа формируется заявка в кластер. Крупнейшие промышленные предприятия, в том числе «КамАЗ», «Казаньоргсинтез», «Красный Восток агро», обязуются при этом обеспечить учащимся оплачиваемую практику на современном оборудовании и гарантировать последующее трудоустройство. Таким образом, в состав образовательных кластеров войдут головной вуз, средние и начальные профессиональные образовательные учреждения, а также базовые предприятия.
Однако пока неизвестно, каким образом впишутся в систему кластеров средние и малые предприятия, входящие в состав промышленных кластеров, а также учреждения дошкольного, общего среднего образования, дополнительного образования и повышения квалификации.
Зачастую именно средние и малые предприятия являются поставщиками продуктов и услуг, необходимых для производственного процесса. Успех кластера зависит от работы всех его частей. Преградой к образованию кластеров могут послужить низкий уровень образования и низкая квалификация рабочих, слабо развитая технология, нехватка доступного капитала, слабое развитие общественных институтов. Должна быть ответная адекватная реакция местных законодательных, образовательных и других структур, поставщиков на нужды кластера.
С одной стороны, на предприятиях ощущается нехватка рабочих специальностей, с другой - на этих же предприятиях в большинстве случаев именно рабочий персонал нарушает требования и правила безопасности.
Специалисты Приволжского управления Ростехнадзора сходятся во мнении, что большинство нарушений техники безопасности связано с человеческим фактором – специалист может на «отлично» знать производство, но отступить от правил. По статистике, не первый год основными причинами несчастных случаев на производстве являются неудовлетворительная организация производства работ и игнорирование требований безопасности.
Информация
Согласно Трудовому кодексу, специалист по охране труда обязан быть у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, где численность работников более 50 человек, тогда как ранее требовалось наличие такого специалиста в организациях с численностью более 100 работников.
Согласно законодательству, руководители и специалисты организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели не реже 1 раза в 3 года обязаны проходить обучение по охране труда.