Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Обеспечение пожарной безопасности на предприятиях нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей

 
ГОРИН  Владимир Николаевич,  заместитель главного  государственного инспектора Республики Башкортостан  по пожарному надзору, полковник внутренней  службы

ГОРИН Владимир Николаевич
заместитель главного государственного инспектора Республики Башкортостан по пожарному надзору, полковник внутренней службы

Номер журнала: 

Рубрика: 

О  требованиях к оперативному плану тушения пожаров, а также о том, какие рекомендации должны соблюдать данные предприятия, рассказывает Владимир Николаевич Горин — заместитель главного государственного инспектора Республики Башкортостан по пожарному надзору.

- Каковы требования к оперативному плану тушения пожаров, который должен присутствовать на предприятиях нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей? Какие нарушения и недостатки выявляются в оперативных планах при осуществлении надзорной деятельности на таких предприятиях в Республике Башкортостан?
- План тушения пожара должен сос­тавляться на предприятиях (объектах) нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности (нефтеперекачивающие станции общей вместимостью резервуарных парков 10 тыс. м3 и более, газокомпрессорные станции); нефтегазоперерабатывающих заводах; сооружениях для добычи и подготовки нефти и газа на континентальном шельфе; нефтебазах общей вместимостью резервуарных парков 20 тыс. м3 и более; станциях хранения газа; объектах добычи и подготовки нефти и газа.
Разработке ПТП должен предшествовать глубокий анализ оперативно-тактических особенностей объекта и его противопожарного состояния с прогнозированием места возникновения и развития возможных ситуаций, а также масштабов их последствий, материалы крупных пожаров на аналогичных объектах. Разработанный ПТП должен быть скорректирован с планом ликвидации аварийных ситуаций объекта для совместного использования при ликвидации пожаров и аварий. 
Структура и содержание разделов ПТП должны быть строго регламентированы. Текстовая часть ПТП должна состоять из следующих основных разделов:  титульный лист (приложение 4); оглавление; оперативно-тактическая характеристика объекта; прогноз наиболее вероятных мест возникновения и развития пожаров; расчет необходимого количества сил и средств; организация взаимодействия подразделений ГПС со службами жизнеобеспечения объекта и территориальными службами города (района); рекомендации РТП и должностным лицам штаба пожаротушения, требования соблюдения правил охраны труда и техники безопасности.
В текстовой части разделов ПТП должны быть изложены:  оперативно-тактическая характеристика объекта; пожарная нагрузка в помещениях; особенности и прогноз развития пожара; противопожарное водоснабжение объекта и прилегающей территории; водные данные расчета необходимого количества сил и средств при каждом варианте тушения пожара, порядок и возможное время их сосредоточения; рекомендуемые средства тушения. 
Дополнительно должны прилагаться конкретные рекомендации РТП, оперативному штабу пожаротушения и тылу на пожаре; инструкции по взаимодействию оперативного штаба со службами жизнеобеспечения объекта, города и другими организациями; основные обязанности и порядок действия обслуживающего персонала объекта при возникновении пожара; необходимые расчетные и справочные материалы, относящиеся к развитию и тушению пожара на объекте. 
В графической части ПТП должны быть представлены: 
- план-схема объекта на местности (генплан) с указанием разрывов до соседних строений, вариантами рацио­нальной расстановки пожарной техники, а также с указанием всех водоисточников;
- поэтажные планы, а в необходимых случаях — разрезы основных зданий и сооружений объекта с нанесением дорог и проездов;
- схема для начальника тыла по расстановке пожарной техники на водоисточники (с указанием подачи возможного количества технических приборов тушения, схемы подачи воды в перекачку или подвоза ее с удаленных водоисточников);
- схемы организации связи на пожаре.
На плане-схеме выделенными контурами показывают объект возможного пожара, прилегающие здания (открытые технологические установки, сооружения) с указанием степени огнестойкости и разрывов; наносят водоисточники, которые можно использовать при тушении пожара, их объем и расстояния по маршрутам прокладки рукавных линий; обозначают расстановку пожарных автомобилей, прибывающих на объект по установленному номеру (рангу) пожара. 
На поэтажных планах показывают места расположения средств пожаротушения: внутренних пожарных кранов, узлов управления спринклерной системой, насосных станций, стационарных установок газового и пенного тушения, вентиляционных агрегатов противодымной защиты и местных электрощитов управления ими, места отключения электроэнергии, установки задвижек на внутреннем противопожарном водопроводе, наличие лифтов, эвакуационные выходы из помещений в коридоры, фойе, вестибюли и пути движения по ним до выхода на лестничную клетку или непосредственно наружу. Указывается месторасположение основного технологического оборудования (с указанием его основных технических характеристик и параметров работы); прямых и обратных технологических потоков (с указанием их условных сечений, производительности и параметров работы), межблочной отсекающей запорной арматуры (с указанием ее типа, исполнения, быстродействия); систем противопожарной защиты (с указанием их основных характеристик); приведенный радиус зон интенсивности воздействия ударной волны при взрыве; места возможного образования пожаровзрывоопасной среды; участки возможных аварий и их причины; вероятные источники зажигания; пути распространения огня при пожаре; предусмотренные проектом меры защиты участков, узлов и аппаратов от пожара и взрыва. 
Графическая часть ПТП должна выполняться в двух экземплярах, (один экземпляр для использования на пожаре как рабочий материал НШ) в масштабе, на отдельных листах, единого формата А4 (М11) с размером не менее 210х297 мм. Рекомендуемые форматы: генеральный план — А3 (М12), поэтажные планировки и разрезы — А4 (М11) - А3 (М12). Допускается для крупных и сложных в оперативном отношении объектов увеличивать размер до 594x  420 мм формат А1 (М24). Размеры копий планировок и других схем должны быть четкими и не более установленного формата. Масштаб допускается в пределах М1:50 - М1:200. Все материалы графической части и рекомендации участникам тушения пожара должны быть защищены от порчи. При этом листы большого формата должны иметь возможность складываться до установленного формата плана тушения пожара. 
- Что бы Вы порекомендовали предприятиям этой отрасли в целях повышения уровня защищенности объектов?
- Для того чтобы предотвратить возможность возникновения пожара на предприятии или хотя бы уменьшить возможный ущерб в случае его возникновения, следует соблюдать правила организации противопожарной безопасности, проводить обязательный инструктаж работников на предмет правил противопожарной безопасности, проводить обязательные проверки состояния систем противопожарной сигнализации, противопожарных преград, состояния электросетей и систем молниезащиты, состояния эвакуационных выходов.
Руководителям предприятий предоставлено право налагать административные взыскания на нарушителей правил и требований пожарной безопасности. В случае грубого их нарушения руководитель предприятия имеет право поставить вопрос о привлечении виновного к судебной ответственности. Важнейшим публично-правовым средством воздействия государства на предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов, задействованных в производственной сфере экономики, в том числе и в нефтегазодобыче, является техническое регулирование.
Современная реформа технического регулирования относится к наиболее значимым и сложным преобразованиям, призванным существенно повысить качество продукции и стимулировать внедрение новых технологий в практику производственной деятельности хозяйствующих субъектов путем установления обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации, утилизации, выполнению работ и оказанию услуг, а также оценке и подтверждению соответствия.
Введенный в действие 27 декабря 2003 года Федеральный закон №184-ФЗ «О техническом регулировании» выстраивает новую систему взаимоотношений между государством и хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. При этом роль и ответственность бизнеса неизмеримо повышаются. Бизнес должен стать соавтором изменений технического законодательства и главной заинтересованной стороной создания современной системы стандартизации мирового уровня для своих производств.
На предприятиях необходимо предусматривать системы контроля, управления и противоаварийной защиты технологических процессов, предназначенные для своевременного выявления возникновения возможных пожаро­опасных аварийных ситуаций и предотвращения их развития.
В зависимости от условий организации производств допускается применение как одноступенчатой, так и двухступенчатой структуры контроля и управления технологическими процессами, проводимыми на предприятии. При двухступенчатой структуре контроль и управление технологическими процессами осуществляются со щита оператора объекта (из операторной) с передачей основных технологических параметров на ЦПУ.
Однако основные меры в случае возникновения пожара всегда одинаковы. Первым делом необходимо оповестить о пожаре по телефону пожарную охрану, а также сообщить о чрезвычайной ситуации добровольной пожарной дружине предприятия. Затем необходимо включить систему пожарной безопасности и пожаротушения, если она не является автоматической.
 По команде руководства необходимо остановить производство и обесточить электрооборудование в соответствии с правилами аварийной установки, а также отключить вентиляцию, перекрыть подачу газа и других горючих веществ. Только после этого можно приступать к тушению пожара. Здесь также необходимо четкое соблюдение всех правил и предосторожностей, чтобы избежать еще большего материального ущерба, порчи имущества предприятия и нанесения вреда здоровью тех, кто участвует в ликвидации возгорания. После приезда пожарной бригады все работники предприятия должны покинуть опасную зону.
Из зоны возгорания необходимо вывести работников, которые не участвуют в остановке производства и ликвидации пожара. Сотрудники, которые участвуют в ликвидации возгорания, имеют необходимые должностные инструкции, согласно которым они выполняют конкретные действия и отвечают за их исполнение своими подчиненными. 

План тушения пожара должен составляться на следующих хозяйствующих субъектах и производственных объектах: 

- предприятиях (объектах) нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности (нефтеперекачивающие станции общей вместимостью резервуарных парков 10 тыс. м3 и более, газокомпрессорные станции);
- нефтегазоперерабатывающих заводах;
- сооружениях для добычи и подготовки нефти и газа на континентальном шельфе;
- нефтебазах общей вместимостью резервуарных парков 20 тыс. м3 и более; станциях хранения газа;
- объектах добычи и подготовки нефти и газа.

Все статьи рубрики