О состоянии пассажирских лифтов жилого фонда и грузоподъемных механизмов в Удмуртской Республике
Номер журнала:
Рубрика:
Одной из причин аварийности и травматизма на опасных производственных объектах является износ основных производственных фондов. В ряде отраслей этот показатель превышает 60%. Особенную тревогу вызывает положение дел при эксплуатации грузоподъемных сооружений. Так, 82% грузоподъемных кранов, эксплуатирующихся сегодня в промышленности и строительстве, отработали нормативный срок службы. Из них подлежат проведению экспертизы промышленной безопасности – 100% портальных кранов, 87% башенных, 94% гусеничных и 73% автомобильных.
Шапкин Борис Иванович, заместитель руководителя Управления Ростехнадзора по УР |
В марте прошлого года глава Ростехнадзора Константин Пуликовский призвал специалистов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ ужесточить контроль над использованием и эксплуатацией строительных кранов по всей стране. Поводом заявления стал высокий уровень аварийности и травматизма на строительных площадках. Падение кранов, по статистике Ростехнадзора, - достаточно частое явление. Что касается Удмуртии, то тема их безопасной эксплуатации на сегодняшний день весьма актуальна и для республики. В связи со строительным бумом проблема носит особенно острый характер.
Распоряжением по Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Удмуртской Республике № 05/5 от 13.03.07 года была назначена целевая проверка башенных кранов, эксплуатируемых на территории республики. Основанием для ее проведения послужила авария, произошедшая 27.02.07 в г. Санкт-Петербурге и повлекшая за собой групповой несчастный случай при эксплуатации башенного крана КБ-503.
Всего было проинспектировано 45 башенных кранов, из них 23, которые установлены на строительных площадках. В ходе проверки инспектора отдела государственного строительного надзора и надзора за подъемными сооружениями выявили 424 нарушения норм и правил эксплуатации башенных кранов, что повлекло за собой выдачу 34-х предписаний. По результатам проверки инспекторами отдела наложено 24 административных взыскания, из которых на руководителей и специалистов – 15, на юридическое лицо – 1, 8 материалов переданы в суд на временную остановку деятельности. Общая сумма штрафов составила 50 тысяч рублей. По решению суда в 2007 году была приостановлена эксплуатация 12-ти башенных кранов (ООО «Стройтехмонтаж», ООО «Химстрой», ООО «Можгинское строительное объединение»). В текущем году решением суда была приостановлена эксплуатация 4-х башенных кранов (ООО «Усяпы- Строй», ООО «Оримекс-Сувар», ООО «Глазовский лесозавод».
В настоящее время каждый башенный кран, работающий на строительных объектах, находится под пристальным вниманием наших сотрудников. Для обеспечения безопасной эксплуатации и для того, чтобы подвигнуть владельцев кранов заниматься обновлением оборудования, мы требуем:
- при проведении экспертизы башенных кранов обязательного выполнения всего комплекса работ по обследованию и капитально-восстановительному ремонту, предусмотренного нормативными документами, а также при продлении срока эксплуатации башенных кранов;
- при установке крана в стесненных условиях (а таких строительных площадок сейчас большинство) в соответствии с требованиями Правил - наличие и функционирование приборов координатной защиты. Контролируется также заключение экспертизы промышленной безопасности на проект производства работ краном, где должны быть сведения о необходимости подобных приборов. Так, были недопущены к эксплуатации до устранения нарушений башенные краны на строительных площадках ООО «Титанстрой», ООО «Оримекс-Сувар», ООО «ПСК-3», ОСПАО «ЧУС», ООО «Римский квадрат».
Управление обращает особое внимание на увеличение процента - 38 пассажирских лифтов жилого фонда городов Удмуртской Республики, отработавших нормативный срок службы и подлежащих обследованию. К 2010 году количество таких лифтов составит уже 50%. Совершенно очевидно, что решить данную проблему можно, только приняв на правительственном уровне Республиканскую целевую программу замены лифтов. С каждым годом нарастает тенденция старения лифтового парка. Она связана с медленным обновлением оборудования, введенного в эксплуатацию 25 лет назад, во время масштабного строительства домов повышенной этажности. Если в 2012 году потребуется замена 6-ти лифтов, то в 2013 году уже 96, в 2014 году – 123, в 2015 году – 149-ти лифтов. В сумме за четыре этих года потребуется замена 374-х лифтов!
В соседних с Удмуртией регионах такие программы уже приняты и успешно реализуются. Так, в Перми действует подобная четырехлетняя программа, по которой планируется заменить 470 лифтов. В Казани в 2007 году были выделены средства на замену 149 лифтов. Целевая программа, действующая в Екатеринбурге, позволит до 2010 года заменить 800 лифтов.
У нас нет информации об утверждении на 2008 год титульного списка объектов жилищного фонда г. Ижевска на проведение ремонта и восстановление лифтов, отработавших нормативный срок службы.
В октябре 2006 года по инициативе Управления по экологическому и технологическому надзору Ростехнадзора по УР было принято распоряжение Главы Администрации г. Ижевска №169 от 31.10.06 года, в котором МУ «ГЖУ Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» в бюджете на 2007 год были предусмотрены финансовые средства по проведению работ в части модернизации диспетчерской связи лифтов в 2007-2009 годах. Также был утвержден согласованный с Управлением график, в соответствии с которым в 2007 году модернизация диспетчерской связи должна быть проведена на 513 лифтах и в 2008 году на 712 лифтах. Необходимо отметить, что в настоящее время вышеуказанный график срывается.
В заключение я бы хотел привести слова руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Константина Борисовича Пуликовского: «Ростехнадзор будет продолжать контролировать выполнение правил безопасной эксплуатации лифтов. Если недостатки не устраняются, будем штрафовать эксплуатирующие организации и приостанавливать работу лифтов в жилых домах. Главное для нас – безопасность людей».