О нормировании в области охраны окружающей среды
Ашихмина Татьяна Владимировна
начальник отдела нормирования и администрирования платежей Управления Ростехнадзора по УР
Номер журнала:
Рубрика:
Основой для нормирования в области охраны окружающей среды является система экологических законов, регламентов и стандартов, которая наравне с технологическими регламентами регулирует производственную деятельность предприятий.
Цель нормирования – установление предельно допустимых норм, гарантирующих экологическую безопасность населения и обеспечивающих рациональное использование природных ресурсов.
Задачи управления качеством окружающей среды на уровне предприятий решаются, как правило, в ходе работ по нормированию его выбросов, сбросов и установлению лимитов на размещение отходов.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду устанавливаются в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, при которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.
Нормирование в сфере обращения с отходами
В целях предотвращения негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
Разрабатывают их в соответствии с:
- ст. 24 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 г. №7-ФЗ;
- ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 г. №89-ФЗ;
- Приказом Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 19.10.07 г. №703 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
В этих документах установлены общие принципы разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) от деятельности предприятий и организаций.
В соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
Норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;
Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
При разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) учитываются:
- объемы используемых сырья, материалов, изделий с учетом проектной мощности;
- результаты инвентаризации отходов и объектов их размещения;
- наличие и мощность имеющихся объектов использования и обезвреживания отходов данного вида;
- наличие, вместимость, мощность и расчетный срок эксплуатации имеющихся объектов размещения отходов;
- экологические, санитарно-гигиенические и иные требования к размещению отходов;
- возможность обеспечения сохранности ресурсного потенциала у размещаемых отходов;
- экономически целесообразный объем транспортной партии для вывоза отходов;
- наличие имеющихся технологий переработки отхода данного вида, которые включены в банк данных о технологиях использования и обезвреживания отходов, являющийся составной частью государственного кадастра отходов;
- предельно допустимые вредные воздействия отходов, предполагаемых к размещению, на окружающую среду;
- экологическая обстановка на территории.
ПНООЛР разрабатываются непосредственно природопользователем, возможно по его заказу научной, проектной или иной организацией и утверждаются для проектируемых (реконструируемых) и действующих предприятий-водопользователей.
Контроль за соблюдением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Сведения о перечне, свойствах и количестве разрешенных к размещению отходов, внесенные в ПНООЛР, ежегодно предоставляются в территориальный орган Ростехнадзора в виде Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами.
Нормирование воздухоохранной деятельности
В целях оценки и регулирования воздействий на атмосферный воздух, выбросов вредных (загрязняющих) веществ при функционировании хозяйствующих субъектов, устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:
1. технические нормативы выбросов - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели.
Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.
2. предельно допустимые выбросы - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются и утверждаются в соответствии со:
- ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 г. №7-ФЗ;
- ст. 12, 14, 22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» №96-ФЗ от 04.05.99;
- Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».
В случае невозможности соблюдения нормативов ПДВ юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для таких источников могут быть установлены временно согласованные выбросы (ВСВ) с обязательным установлением графика их постоянного снижения до ПДВ и разработкой мер для этого.
3. временно согласованный выброс - временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса
Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению соответствующих территориальных органов специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.
План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух разрабатывается и осуществляется юридическими лицами, для которых устанавливаются временно согласованные выбросы, с учетом степени опасности указанных веществ для здоровья человека и окружающей природной среды.
Утвержденное Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» Положение определяет порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов. В соответствии с п. 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него:
- Предельно допустимые и временно согласованные выбросы устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
- Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
- Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Нормативы ПДВ используются при:
- осуществлении государственного контроля за использованием и охранной атмосферного воздуха;
- установлении размеров платежей, связанных загрязнением атмосферного воздуха;
- наложении штрафов и предъявлении исков о возмещении ущерба при нарушении воздухоохранного законодательства;
- оценки эффективности воздухоохранных мероприятий.
Контроль за соблюдением нормативов ПДВ
С целью соблюдения нормативов ПДВ осуществляется производственный и государственный контроль за сбросом сточных вод.
При производственном контроле необходимо:
- осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников;
- проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
Природопользователь согласовывает с территориальным органом Ростехнадзора проекты нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, объем и порядок предоставления информации о выбросах ЗВ в атмосферный воздух.
Государственный контроль за соблюдение нормативов ПДВ осуществляют территориальные органы исполнительной власти, которые должны обеспечить соблюдение условий, установленных разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Порядок осуществления государственного контроля определяется водным и природоохранным законодательством.
Комментарий специалиста
Экологический аудит
Страхова Фаузия Равилевна, директор ООО "НИЦ "ЭКАС" |
Во многих странах, в том числе и в России, в результате нарастающей озабоченности общества состоянием окружающей среды, нехватки достоверной информации в этой области начал развиваться такой вид услуг, как экологический аудит (далее - ЭА).
ЭА – это деятельность по независимой проверке соответствия хозяйственной деятельности требованиям законодательства в области охраны окружающей среды.
Как деятельность ЭА отмечен в ФЗ (от 4 мая 1999 года №96-ФЗ, статья 27) «Об охране атмосферного воздуха», в соответствии с которым государственным инспекторам по охране окружающей среды предоставлено право вносить предложения о проведении ЭА объектов хозяйственной деятельности.
Понятие ЭА закреплено в статье 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»: это независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
Объектом ЭА может быть хозяйственная и иная деятельность, в том числе и прошлая, связанная с воздействием на окружающую среду, природные объекты, а также результаты деятельности. ЭА проводится для подтверждения действительного состояния окружающей среды (экологической безопасности) на месте хозяйственной деятельности предприятия.
В настоящее время экологический аудит, являясь в основном процедурой добровольной, широко используется предприятиями для получения объективной оценки экологических аспектов деятельности предприятия, в том числе при планировании, выборе оптимальной стратегии развития, принятии решения о предполагаемых инвестициях. В конечном итоге результаты ЭА являются основой для принятия решения:
- о соответствии и/или несоответствии деятельности предприятия существующим нормативным требованиям;
- об эффективности существующей системы управления;
- о величине потенциальных экологических рисков и значимости их последствий;
- об эколого-экономической эффективности реализуемых мероприятий.