Новый этап реформирования контрольно-надзорной деятельности
Игошин Виктор Викторович
старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и соблюдением прав предпринимателей управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Удмуртской Республики, советник юстиции, кандидат юридических наук
Номер журнала:
Рубрика:
Одним из важнейших условий успешного экономического развития является оптимальный баланс интересов предпринимателей и задач контролирующих органов. Федеральным законодательством ключевая роль в обеспечении такого баланса отведена прокуратуре.
Мораторий продлен
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 2516 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336» введенный в 2022 году мораторий на проведение внеплановых проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий продлен на текущий год.
Как и прежде, внеплановое инициирование проверки возможно лишь в исключительных случаях при условии согласования с органами прокуратуры либо по закрытому перечню оснований, не требующих такого согласования.
Индикаторы риска
Помимо этого скорректировано основание для проведения внепланового проверочного мероприятия, обусловленное выявлением индикаторов риска нарушения обязательных требований.
Ранее такая возможность предусматривалась лишь в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, опасных производственных объектов I и II класса опасности, гидротехнических сооружений I и II класса, либо в случаях установления таких обстоятельств, которые влекут непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или создают риск возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.
Теперь перечисленные ограничения сняты, выявление любого индикатора риска может служить основанием для организации и проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия при условии согласования с органами прокуратуры.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Перечни индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам контроля утверждаются нормативными правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровней, цель их разработки контрольными (надзорными) органами – оценка риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
Таким образом, законодательством не предусмотрено включение в перечни индикаторов риска сведений о характере нарушений обязательных требований.
Внимание на профилактику
Получил дальнейшее развитие институт профилактики нарушения обязательных требований.
Контролирующему органу предоставлено право принятия решения об исключении контрольного (надзорного) мероприятия из плана в случае, если ему предшествовал профилактический визит (в течение трех месяцев до начала плановой проверки).
Названное профилактическое мероприятие проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференцсвязи, в ходе его проведения предусмотрена возможность получения от инспектора консультации по вопросам соблюдения обязательных требований и снижения риска причинения вреда (ущерба) при осуществлении деятельности. Использование потенциала профилактических мероприятий является приоритетным по отношению к контрольным (надзорным).
Указанные изменения федерального законодательства направлены на расширение применения риск-ориентированного подхода и стимулирование добросовестного соблюдения хозяйствующими субъектами обязательных требований в условиях проведения реформы контрольно-надзорной деятельности.
Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.