Новые правила выдачи лицензий на работу с отходами
ФАЙЗРАХМАНОВА Юлия Ильгизовна
начальник отдела государственной экологической экспертизы и лицензирования Департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу
Номер журнала:
Рубрика:
Со дня вступления в силу Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. (далее – Закон) возникла необходимость во внесении изменений в положение о лицензировании отдельных видов деятельности. В связи с этим 28.03.2012 г. постановлением Правительства РФ было утверждено новое Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности № 255 (далее – Положение).
Новое Положение вступило в силу 17.04.2012 г. и определяет порядок лицензирования деятельности по обращению с отходами включенными в федеральный классификационный каталог отходов (далее – ФККО), осуществляемый юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Основными нововведениями в части лицензионных требований стало:
- наличие у соискателя лицензии или/и лицензиата должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами;
- проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов в соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 г.;
- наличие трудовых договоров у работников соискателя лицензии/лицензиатов, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами и имеющих профессиональную подготовку, подтвержденную сертификатами (свидетельствами) на права работы с отходами.
Для получения разрешительного документа заявитель обращается в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления планируемой деятельности. Заявление предоставляется по установленной форме на основании приказа № 855 от 30.11.2011 г. в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». К заявлению прилагаются документы, перечень которых определен п. 5 Положения.
Здесь можно отметить следующие изменения требований к представляемым документам:
- нет требований об указании сведений о составе отходов.
В случае если в представленном перечне отходов I-IV класса опасности указаны отходы, не включенные в ФККО (в виде группы отходов) с определенным классом опасности, возникает необходимость в соответствии с приказом МПР России от 15.06.2001 г. № 511 в подтверждении данной информации протоколами количественно-химического анализа отхода, составленными специально аккредитованными организациями. Это требование заменяет ранее предписанное лицензионное требование о наличии паспорта опасного отхода;
- наличие у соискателя лицензии системы производственного контроля.
Ранее это требование предъявлялось лишь лицензиатам. Действующее Положение определяет порядок предоставления названного документа в соответствии с требованиями со ст. 26 ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. Также программа производственного контроля должна быть согласована с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенциями.
При намерении лицензиата переоформить действующий разрешительный документ в части осуществления новых видов работ или осуществления лицензируемого вида деятельности по новому адресу ныне применяемое Положение определяет перечень требуемых лицензирующим органом документов. Также заявление в данном случае отличается от ранее представляемого.
Статьей 13 Закона определен конкретный и исчерпывающий порядок представления соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии и их приема лицензирующим органом. Здесь можно отметить, что срок принятия решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии увеличился до 45 рабочих дней. Законодателем также предусмотрена возможность для заявителей в тридцатидневный срок устранить нарушения, выявленные в ходе документарной проверки.
Грубыми нарушениями лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 Положения и повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Закона. При установлении фактов, например, таких как возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, ответственные лица несут административную и персональную ответственность в соответствии с КоАП Российской Федерации. Должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере природопользования, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, выносится решение о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата. Также возможно привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований. Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирование лицензии определен ст. 20 Закона.
Таким образом, новый порядок лицензирования дисциплинирует как соискателей лицензии, так и лицензиатов в части предоставления более полной информации о возможном негативном воздействии на окружающую среду.