Сотрудники ОАО «Сетевая компания» приняли  участие в Татарстанском международном форуме по энергоресурсоэффективности.ТЭФ-2019 состоялся на площадке международного выставочного центра «Казань Экспо» — комплекса мирового уровня, построенного  недавно вблизи аэропорта «Казань».

Статья находится в свободном доступе благодаря ОАО «Сетевая Компания»

ОАО «Сетевая компания» реализует масштабную программу по интеллектуализации электрических сетей в Республике Татарстан. Внедрение «умных» приборов учета электрической энергии позволит создать  новую цифровую платформу пользовательских сервисов, а также сократить коммерческие потери электроэнергии. 

Статья находится в свободном доступе благодаря Сетевая компания

В России утвержден курс  на глубокую переработку нефти, технологическое обновление, создание современных рабочих мест. Стратегический проект компании «Татнефть» — «ТАНЕКО» — является воплощением государственной стратегии, нацеленной на инновационное развитие и повышение уровня жизни. На протяжении всей истории нефтеперерабатывающий комплекс в Нижнекамске транслирует позитивные новости о повышении эффективности технологических процессов, расширении линейки конкурентоспособной продукции, строительстве новых объектов. Знаковым событием начала 2019 г. для «Татнефти» стал официальный старт производства бензинов на «ТАНЕКО», который дал президент России Владимир Путин.

Статья находится в свободном доступе благодаря Группа компаний

Свежий номер

№ 04 (145), апрель, 2019
В номере:

Теги

Новые Правила по охране труда на автомобильном транспорте вступили в силу

Морозов Максим Александрович, и.о. начальника отдела надзора и контроля по охране труда Государственной инспекции труда в Ростовской области

Морозов Максим Александрович
и.о. начальника отдела надзора и контроля по охране труда Государственной инспекции труда в Ростовской области

Номер журнала: 

Рубрика: 

С вопросами об изменениях, содержащихся в новых правилах, редакция журнала обратилась в Государственную инспекцию труда в Ростовской области. 

- Максим Александрович, межотраслевые правила, действовавшие ранее, утратили силу. Каковы действия работодателя при введении новых правил? 
- Новые правила устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении работ, связанных с техническим содержанием и эксплуатацией автомобильного транспорта. Они не распространяются на работников, занятых на работах по техническому обслуживанию и эксплуатации напольного безрельсового колесного транспорта (автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки), используемого в технологических транспортных операциях внутри эксплуатируемых территорий.
Работодателям следует помнить, что в связи с введением в действие новых или изменением законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, проводится внеплановый инструктаж и внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки. При этом проверка знаний проводится только по вновь принятым или измененным законодательным и нормативным правовым актам.
На основе новых правил и требований технической документации организации-изготовителя транспортных средств работодателями должны быть разработаны и утверждены инструкции по охране труда для работников или видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом, с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа. 

- Чем отличаются новые правила от прежних?  
- Новые правила требуют самого тщательного и внимательного изучения, и наша беседа, конечно, не заменит его. Поэтому, отвечая на этот вопрос, можно показать только основные изменения и новшества правил.
Во-первых, дополнен перечень производственных факторов, которые могут воздействовать на работников при эксплуатации транспортных средств, в него включены физические и нервно-психические перегрузки работников. 
Далее, в программу инструктажа и инструкции по охране труда теперь необходимо включать сведения о коллективных средствах защиты в соответствии с Правилами по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ре­монте технологического оборудования, утвержденными Приказом Минтруда России от 23.06.2016 г. № 310н. Производственные здания и сооружения, помещения и площадки должны отвечать требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений согласно Федеральному закону от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ, в то время как ранее они должны были соответствовать только строительным нормам и правилам.
В новых правилах в отличие от Межотраслевых правил нет раздела «Режим труда и отдыха», однако определено, что режим труда и отдыха устанавливают правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты работодателя.
В них нет раздела «Электробезопасность», так как он дублировал Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 г. № 6.
Ужесточены требования к аккумуляторным помещениям. Изменения коснулись также требований охраны труда при работе с инструментом и приспособлениями. Прописаны требования установки на наружных воротах автоматических тепловых завес, вместо применяемой ранее топки углем.
Приказом работодателя теперь нужно утверждать план расстановки техники.
В    приложении к новым пра-вилам содержится рекомендуемый образец наряда-допуска на производство работ с повышенной опасностью.
Наконец, в правилах записано, что работодателю необходимо оборудовать санитарно-бытовые помещения по установленным нормам, тогда как в Межотраслевых правилах содержались детальные требования о создании и оснащении комнат отдыха, столовых, медпунктов и других социальных объектов.

- Какие изменения и дополнения нужно внести в программы первичного инструктажа и обучения по охране труда?
- В Правилах содержится требование об ознакомлении работника с положенными ему средствами индивидуальной защиты (СИЗ) при заключении трудового договора. Поэтому на вводном инструктаже необходимо будет рассказывать, какие именно СИЗ положены работнику. Очевидно, что в программу инструктажа необходимо внести отдельный пункт «Ознакомление работника с нормами бесплатной выдачи СИЗ». По просьбе работника нужно предоставить выписку из норм выдачи СИЗ или разместить информацию в доступном месте — например, на стенде по охране труда.
Кроме того, на вводном инструктаже нужно пояснить работнику о том, что в организации оборудовали санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для предрейсового медосмотра, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки, проинформировать его, где размещены посты с аптечками первой помощи, огнетушители и пожарные щиты, разъяснить запрет на курение на территории организации и в автомобиле.
Работодателю нужно добавить в программу инструктажа мероприятия по снижению влияния физических и нервно-психических перегрузок. Важно во время первичного инструктажа рассказать работнику, что эти мероприятия предпринимаются для снижения уровня вредных и опасных воздействий производственных факторов. 
По новым правилам к организации труда водителей предъявляют дополнительные требования. Разработчик должен включить в программы инструктажа и обучения специальные требования охраны труда, предъявляемые к: 
- производственным территориям и организации рабочих мест;
- площадкам для хранения транспортных средств;
- размещению технологического оборудования;
- технологии производственных процессов;
- эксплуатации транспортных средств;
- размещению и хранению материалов, оборудования, комплектующих   изделий и отходов производства.
Работники, выполняющие работы, к которым предъявляются дополнительные, повышенные требования охраны труда, должны проходить повторный инструктаж по охране труда не реже одного раза в три месяца, а также не реже одного раза в 12 месяцев — проверку знаний требований охраны труда. 

- Какова ситуация с охраной труда на автотранспортных предприятиях в Ростовской области?
- В целом анализ уровня охраны труда на предприятиях автомобильного транспорта Ростовской области, результатов состояния травматизма в них за последнее время показывают положительную динамику этих показателей. 
Количество зарегистрированных несчастных случаев (групповых, тяжелых, со смертельным исходом) за восемь месяцев текущего года составило 73, в аналогичном периоде 2017 г. — 155. Уровень несчастных случаев со смертельным исходом снизился за этот период на 42 %.
Однако это улучшение не пришло само собой. Оно связано с серьезными изменениями в структуре проверок в организациях по видам экономической деятельности. В частности, увеличилось число надзорно-контрольных мероприятий на предприятиях транспорта, улучшилось их организационное и методическое обеспечение. В рамках межведомственной комиссии   Правительства Ростовской области по контролю за соблюдением трудового законодательства была создана рабочая группа по организации и проведению внеплановых проверок в хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность в сфере транспорта, в состав которой вошли руководители и специалисты Государственной инспекции труда Ростовской области, министерства транспорта, министерства труда и социального развития, УФМС по Ростовской области, ГУ МВД России, Южного управления Ространснадзора и др.
При выявлении в ходе проводимых проверок фактов нарушений в хозяйствующих субъектах требований трудового законодательства представители рабочей группы обеспечивали полную реализацию предоставленных им полномочий по пресечению этих нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности в установленном законом порядке, включая:
- временную приостановку проведения работы структурных подразделений и эксплуатации машин и оборудования, не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, с последующим возбуждением дела об административном производстве в целях привлечения работодателей и должностных лиц к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности;
- отстранение от работы работников хозяйствующих субъектов, не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний по охране труда;
- запрещение эксплуатации средств индивидуальной и коллективной защиты, не имеющих сертификатов соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда;
- привлечение к административной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях трудового законодательства, в том числе с применением ответственности в виде дисквалификации;
- инициирование в предусмотренных законом случаях перед правоохранительными органами привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.

- Какие основные нарушения правил охраны труда выявляются госинспекторами труда на автотранспортных предприятиях?
- Анализ состояния охраны труда на предприятиях автомобильного транспорта показывает, что основными правонарушениями являются:    
- неудовлетворительное состояние и содержание территории, основных и вспомогательных зданий и сооружений; 
- допуск эксплуатации вспомогательного оборудования, не отвечающего требованиям безопасности;
- недостатки в организации инструктажей, обучения и проверки знаний требований охраны труда работников;
- необеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и средствами индивидуальной защиты, предусмотренными типовыми нормами.

- На что необходимо обратить особое внимание руководителям транспортных организаций с точки зрения обеспечения охраны труда?
- Помимо устранения причин основных нарушений правил охраны труда, выявляемых госинспекторами труда на автотранспортных предприятиях, о которых говорилось выше и которые, я думаю, характерны для всех регионов страны, нужно обеспечить обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанных с источниками повышенной опасности, а также работающих в условиях повышенной опасности. Это освидетельствование проводится с целью определения пригодности работников, непосредственно связанных с движением транспорта, в том числе внутризаводского, по состоянию психического здоровья к работе в условиях повышенной опасности. 
В связи с вводом новых правил по охране труда на автомобильном транспорте хотелось бы пожелать работодателям и должностным лицам автопредприятий не забывать о разработке мероприятий по обучению ответственных лиц и проведении инструктажей работников, а также пересмотре соответствующих инструкций и положений.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"

Все статьи рубрики