Новые горизонты «регуляторной гильотины»
Номер журнала:
Рубрика:
Правительство РФ продолжает реформу контрольно-надзорной деятельности. В ближайшее время планируется скорректировать еще 125 законов. Об этом сообщил 01.04.2021 г. на заседании Правительства РФ премьер-министр М.В. Мишустин.
Проект поправок принят
На заседании в числе других законопроектов обсуждался проект поправок Правительства РФ к проекту федерального закона № 1051647-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который был принят Государственной Думой в первом чтении.
Проектом предусматривается комплексная доработка законопроекта, учитывающая результаты, достигнутые по итогам его проработки с федеральными органами исполнительной власти, ведущими деловыми объединениями предпринимателей, комитетами Совета Федерации и Государственной Думы.
Председатель Правительства РФ отметил значение законопроекта: «Изменения вносятся более чем в 125 отраслевых законов. В том числе регулирующих контроль в области безопасности дорожного движения, санитарно-эпидемиологический и экологический контроль, земельный
надзор и многие другие сферы, которые важны для ведения бизнеса и прямо влияют на качество жизни людей.
Предусмотрен целый комплекс мер. Будут созданы условия для функционирования единого реестра, который содержит перечень видов контроля. Важно, что снижается административная нагрузка на предпринимателей, устраняются дублирующие функции, а также становится возможным более эффективно оценивать работу самих надзорных органов.
Новая модель их деятельности предполагает применение риск-ориентированного подхода во всех видах контроля, приоритет профилактики возможных нарушений перед наказанием».
М. В. Мишустин отметил, что этот законопроект — один из ключевых нормативных актов, подготовленных в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности. Впервые за два последних десятилетия все правовые акты, регулирующие государственный и муниципальный контроль, приводятся в порядок по единому образцу. Это имеет большое значение для всей законодательной системы нашей страны.
На заседании Правительства РФ проект поправок был одобрен и направлен в Государственную Думу.
Новейший реестр проверок
В России появится новый реестр контрольных мероприятий. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 г. № 604 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 г. № 415» закреплены правила формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий. По мнению законодателя, это позволит сделать сферу контроля еще более прозрачной.
Новый реестр начнет действовать с 01.07.2021 г. С этого момента надзорные органы не смогут проводить проверки, если заблаговременно не внесут запланированные мероприятия в этот реестр. Отвечать за его ведение будет Генеральная Прокуратура Российской Федерации.
Минэкономразвития России поручено определение направления развития единого реестра и обеспечение согласования функциональных, технических и эксплуатационных требований к нему, а также осуществление общего методического сопровождения единого реестра совместно с его оператором (за исключением консультирования пользователей единого реестра).
Единый реестр будет включать в себя следующие сведения:
а) проводимые контрольными (надзорными) органами контрольные (надзорные) мероприятия, профилактические мероприятия и специальные режимы государственного контроля (надзора) согласно приложению;
б) принятые контрольными (надзорными) органами меры по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до таких нарушений, в соответствии с частями 2 и 3 ст. 90 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
в) акты контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе размещенные акты в виде электронного образа (скан-копии) документов и (или) машиночитаемых документов;
г) решения контрольного (надзорного) органа, принятые по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, и сведения об их исполнении контролируемыми лицами;
д) ход и результаты согласования органами прокуратуры плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, а также внесение в него изменений;
е) ход и результаты согласования органами прокуратуры внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий;
ж) привлечение к ответственности по результатам контрольных (надзорных) мероприятий с указанием структурных единиц нормативных правовых актов, устанавливающих ответственность за выявленное нарушение, вида назначенного контролируемому лицу наказания, размера наказания (при наличии), а также лица, привлеченного к ответственности;
з) жалобы на решения контрольных (надзорных) органов, действия (бездействие) их должностных лиц в части текста жалобы, поданной с использованием информационной системы досудебного обжалования государственной информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности», статус рассмотрения, а также результат ее рассмотрения;
и) результаты иного обжалования осуществленных действий, вынесенные акты или решения, если они повлекли за собой отмену или изменение соответственного акта или решения.
При ведении единого реестра обеспечивается резервное копирование содержащихся в едином реестре сведений, обеспечивающих возможность их восстановления (в срок не менее трех лет). Сведения, внесенные в единый реестр, не подлежат удалению (в случае утраты актуальности им присваивается соответствующий статус).
Постановлением определены в числе прочего:
- порядок внесения сведений в единый реестр;
- порядок предоставления доступа к сведениям, содержащимся в едином реестре;
- порядок функционирования и информационного взаимодействия единого реестра с иными информационными системами.
В приложении к Постановлению Правительства РФ содержится состав сведений и сроки их внесения в единый реестр.
Единый реестр синхронизируют с порталом госуслуг. Через личные кабинеты на этом ресурсе предприниматели смогут отслеживать всю информацию о предстоящих проверках, видеть принятые по итогам прошедших мероприятий решения. Размещаемой в едином реестре информацией бизнес в дальнейшем сможет пользоваться для досудебного обжалования решений контрольных органов.
Напомним, что в августе 2020 г. Председатель Правительства РФ М. В. Мишустин подписал постановление о проведении эксперимента по досудебному обжалованию решений надзорных органов. В «пилоте» участвуют 19 контрольных ведомств по 63 видам контроля.
С 01.07. 2021 г. процедура досудебного обжалования решений надзорных органов будет введена для отдельных видов контроля, определенных Правительством.
С 01.01.2023 г. она начнет поэтапно внедряться для всех видов контроля, которые регулируются Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», основные положения которого вступят в силу с 01.07.2021 г.