Новая модель планирования проверок предприятий надзорными органами
УКРАИНСКИЙ Олег Вячеславович
начальник Управления проектной деятельности в сфере трудовых отношений Роструда
Номер журнала:
Рубрика:
Постановлением Правительства от 16.02.2017 г. № 197 определен перечень видов государственного контроля, при которых будет применяться риск-ориентированный подход. Перечень дополнен федеральным государственным надзором за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Как отмечается на сайте Правительства России, внедрение риск-ориентированного подхода позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности в сфере труда при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органов федерального государственного контроля в сфере труда, снизить административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности.
Документ разработан Минтрудом России в целях реализации положений, определенных Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 246-ФЗ, который в свою очередь внес изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Изменениями было предусмотрено, что с 01.01.2018 г. органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) применяется риск-ориентированный подход. Виды государственного контроля, при которых применяется риск-ориентированный подход, определяются Правительством России. При этом Правительство вправе определить виды госконтроля, которые могут проводиться с применением риск-ориентированного подхода ранее этого срока.
В целях поэтапной отработки механизма перехода на риск-ориентированную модель при отдельных видах госконтроля Постановлением Правительства от 17.08.2016 г. № 806 был утвержден перечень видов контроля, при которых такой подход будет применяться до 01.01.2018 г., включая:
1. Федеральный государственный пожарный надзор.
2. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством.
3. Федеральный государственный надзор в области связи.
4. Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Кроме того, Постановлением № 806 были определены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности.
Постановлением № 197 от 16.02.2017 г. этот перечень дополнен федеральным государственным надзором за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее федеральный государственный надзор в сфере труда).
Федеральный государственный надзор в сфере труда с применением риск-ориентированного подхода будет проводиться в отношении работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее работодатели).
Кроме того, вносятся изменения в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утверждено постановлением Правительства от 01.09.2012 г. № 875).
Внесенными изменениями устанавливаются:
- круг должностных лиц органов федерального государственного надзора в сфере труда, уполномоченных на принятие решений о присвоении деятельности работодателей определенной категории риска, об изменении присвоенной ранее категории риска;
- категории риска, которые применяются при федеральном государственном надзоре в сфере труда;
- критерии отнесения деятельности работодателей к определенной категории риска;
- периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенной деятельности работодателей категории риска.
Также устанавливается, что Рос-труд обязан публиковать на своем официальном сайте и поддерживать в актуальном состоянии информацию о работодателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного риска.
Все проверяемые объекты разделяются на пять категорий риска. При этом регулярным проверкам будут подвергаться лишь работодатели 1-4 категорий рисков. Например, это организации, осуществляющие добычу полезных ископаемых, а также предприятия строительной и транспортной сферы, и обрабатывающие производства.
На предприятиях среднего и умеренного риска плановые проверки нельзя будет проводить чаще одного раза в пять или шесть лет соответственно, а работодатели пятой категории риска вообще будут освобождены от плановых проверок.
«Постановление о риск-ориен-тированном подходе при организации федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства поможет повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности, оптимизировать трудовые и финансовые ресурсы, и тем самым повысит защищенность государства и общества. Кроме того, переход к такому подходу освободит добросовестных предпринимателей от чрезмерного внимания Инспекций и административного давления. По оценке Роструда, организаций с высоким риском будет около 2 тысяч. Но необходимо иметь в виду, что к таковым мы будем относить и предприятия, где имели место несчастные случаи со смертельным травматизмом. В целом мы освободили от проверок около 2,48 млн предприятий и организаций», — сказал начальник Управления проектной деятельности в сфере трудовых отношений Роструда Олег Украинский.
Разработанная методика отнесения к категориям риска максимально прозрачна и понятна как предпринимателям, так и простым гражданам. С помощью нее можно безошибочно определить, к какой категории относится организация. Методика предусматривает для добросовестных работодателей переход на более низкую категорию риска в ряде случаев. Например, при отсутствии смертельных случаев в организации и привлечения ее по результатам плановой проверки к административным санкциям категория риска уменьшается на один уровень.
По словам Олега Вячеславовича, теперь внимание проверяющих органов будет сконцентрировано на работодателях, где нарушение требований трудового законодательства может привести к наиболее тяжелым последствиям, а также на злостных нарушителях. Для них предусмотрены повышающие коэффициенты за случаи травматизма и невыплаты заработной платы работникам. Если у работодателя погиб работник, то ему присваивается самая высокая категория риска с периодичностью проведения проверок один раз в два года.
Постановлением № 197 определены и критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска.
Риск-ориентированный подход и категории риска
В соответствии с моделью, заложенной в Постановлении Правительства РФ от 16.02.2017 г. № 197 плановым проверкам подлежат около 8000 хозяйствующих субъектов высокого риска (с учетом травматизма) в год.
а) высокий риск — 1 и более (12 100 организаций);
б) значительный риск — от 0,99 до 0,75 (8600 организаций);
в) средний риск — от 0,74 до 0,5 (20 000 организаций);
г) умеренный риск — от 0,49 до 0,25 (3099 организаций).
Из плановых проверок исключаются предприятия и организации с риском менее 0,24 (2,48 млн организаций).