Роструд определился с тем, как будет повышаться эффективность соблюдения трудовых прав в России
Номер журнала:
Рубрика:
Также целями указанного проекта являются:
- снижение уровня ущерба охраняемых законом ценностей (снижение количества погибших при несчастных случаях на производстве, снижение количества пострадавших на производстве с тяжелыми последствиями) на 30 % от уровня 2015 года к концу 2020 года и на 50 % к концу 2025 года;
- снижение (при осуществлении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства) административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности: на 40 % — к концу 2020 года, на 50 % — к концу 2025 года;
- рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций, включая оптимизацию использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в два раза — к концу 2025 года;
- внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельность Роструда.
Заниматься этим будут следующие организации и структуры:
- Федеральная служба по труду и занятости;
- Министерство труда и социальной защиты РФ;
- Министерство экономического развития РФ;
- Министерство связи и массовых коммуникаций РФ;
- Министерство юстиции РФ;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- Российская трехсторонняя комиссия;
- Федерация независимых профсоюзов России;
- Российский союз промышленников и предпринимателей;
- ОПОРА России;
- Деловая Россия;
- ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»;
- аналитический центр при Правительстве РФ;
- всероссийский научно-иссле-довательский институт труда Минтруда РФ.
Реализация проекта пройдет в три этапа. В ходе первого, который продлится до конца 2017 года, предполагается реализовать следующие направления:
- внедрение риск-ориентиро-ван-ного подхода при организации федерального государственного надзора в сфере труда;
- разработка и внедрение системы оценки результативности и эффективности надзорной деятельности при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, территориальных органов Роструда, государственных инспекторов труда;
- систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований в сфере труда;
- внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований;
- внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельность Федеральной службы по труду и занятости;
- внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в деятельность Федеральной службы по труду и занятости в сфере труда;
- развитие информационного обеспечения и систем автоматизации надзорной деятельности в сфере труда.
На втором этапе, который будет осуществлен в 2018 году в рамках внедрения риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного надзора в сфере труда, будут реализованы следующие направления:
- утверждены индикаторы рисков (для внеплановых проверок);
- создана комплексная система учета и мониторинга случаев причинения вреда для управления критериями распределения объектов надзора в сфере труда по категориям риска, профилями риска и динамической моделью распределения объектов надзора по категориям риска;
- внедрена система регулярной переоценки рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием технологий работы с массивами больших данных (Big Data), с учетом рекомендаций ОЭСР.
В рамках систематизации, сокращения количества и актуализации обязательных требований в сфере труда будет реализовано следующее:
- внедрено использование не менее менее 200 проверочных листов, содержащих исчерпывающий перечень обязательных требований, наиболее значимых с точки зрения недопущения возникновения угрозы нарушения трудового законодательства, создающих угрозу жизни и здоровья работников, в том числе в электронном виде в «Личном кабинете» поднадзорных субъектов;
- проведена систематизация (выборка) обязательных требований трудового законодательства в соответствии с подготовленной методикой для целей их использования в информационных системах;
- обеспечено принятие правовых актов, определяющих порядок систематической оценки эффективности обязательных требований трудового законодательства для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий с участием предпринимательского сообщес-тва и с использованием личных кабинетов, с учетом установленных общих требований и реализации соответствующего механизма;
- обеспечено принятие нормативных правовых актов, актуализирующих обязательные требования, которые по результатам работ рабочих групп при Минюсте России признаны неэффективными;
- актуализированы обязательные требования по видам предпринимательской деятельности из числа наиболее массовых видов предпринимательской деятельности (согласно утвержденному перечню), осуществляемым в уведомительном порядке.
Третий этап продлится с 2019 по 2025 г.г. включительно. В ходе него при внедрении риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного надзора в сфере труда начнет работу система умного государственного регулирования, которая позволит:
- формировать и корректировать показатели и мероприятия документов стратегического планирования;
- осуществлять выбор форм государственного регулирования;
- вносить изменения в нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, с целью их изменения или отмены.
С 2019-2020 гг. начинает постепенно внедряться Стандарт зрелости.