Нормирование: экономический стимул беречь природу
ХАЙРУТДИНОВ Фарит Юсупович
руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан
Номер журнала:
Рубрика:
Передача полномочий
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 г. № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», постановления Правительства РФ от 13.09.2010 г. № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», а также во исполнение совместного приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.09.2010 г. № 975/282 «О взаимодействии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и их территориальных органов по реализации постановления Правительства РФ от 13.09.2010 г. № 717», ряд функций Ростехнадзора были переданы Росприроднадзору.
С 1 октября 2010 г. Росприроднадзор осуществляет:
- выдачу разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ (ЗВ) в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух;
- утверждение нормативов образования отходов и лимиты на их размещение, а также организацию, прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы;
- установление нормативов на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности;
- администрирование доходов бюджетов бюджетной системы РФ по плате за негативное воздействие на окружающую среду (ОС);
- выдачу разрешений на трансграничное перемещение отходов, озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции;
- выдачу разрешений на ввоз, вывоз и транзит через территорию РФ ядовитых веществ;
- выдачу разрешений на создание объектов размещения отходов в пределах своей компетенции;
- ведение государственного учета объектов, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
- ведение государственного кадастра отходов и государственный учет в области обращения с отходами.
В рамках передачи указанных выше функций территориальными органами Ростехнадзора были переданы соответствующим территориальным органам Росприроднадзора реестры всех выданных с 2008 г. разрешительных документов и плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Нормативные и методические документы в области нормирования допустимого воздействия на окружающую среду пока не изменены, поэтому никаких проблем в связи с передачей полномочий у предприятий не должно возникать. Все территориальные органы Росприроднадзора уже в установленном порядке осуществляют все переданные полномочия.
Электронный документооборот
В Республике Татарстан традиционно уделяется большое внимание вопросам охраны окружающей среды и вопросам экономического механизма платного природопользования в частности.
В настоящее время в республике насчитывается более 40 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в реестр платы за негативное воздействие на ОС. Природопользователи республики имеют более 20 тыс. утвержденных нормативных документов. Работа с таким количеством природопользователей требует внедрения специализированных программных продуктов и значительного количества штатных сотрудников для реализации функций. Программные продукты для обеспечения реализации функций нормирования и администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду в Татарстане внедрены уже более 10 лет назад.
Стоит отметить, что нет необходимости представления отчетов непосредственно специалистами предприятий. Отчеты могут быть представлены по телекоммуникационным каналам связи и по почте. Для удобства представления расчетов платы Управление Росприроднадзора по РТ рекомендует всем плательщикам активнее использовать электронный документооборот с криптографической системой защиты, осуществляемый специализированными операторами связи. Кстати, в настоящее время более 40 % расчетов платы представляются по телекоммуникационным каналам связи, что, несомненно, более удобно для природопользователей и для администратора платы.
Проблемы и пути их решения
Несмотря на то, что в настоящее время нормативно-методическая база по нормированию допустимого воздействия не изменена, Минприродой РФ в ближайшее время планируются значительные изменения в законодательстве. По словам министра Ю.П. Трутнева, действующая система законодательства приводит к тому, что практически все крупные промышленные предприятия десятилетиями превышают установленные нормативы, выплачивая незначительные суммы в качестве платы за негативное воздействие и не имея никаких стимулов для модернизации.
В качестве базового принципа новой системы нормирования в РФ предлагается переход на систему наилучших существующих доступных технологий (НДТ). Этот принцип взят за основу нормирования экологически опасных предприятий во всем мире.
Для предприятий, не предпринимающих мер по модернизации своего производства с целью перехода на НДТ, плата за негативное воздействие увеличится в 2-3 раза в 2011 г. и в 3-4 раза в 2016 г. При этом общий объем годовой платы за негативное воздействие в РФ составит 138 млрд руб. или чуть более 1 % от прибыли предприятий (сегодня он составляет 18 млрд руб.). Необходимо также отметить, что для предприятий, переходящих на НДТ, платежи снизятся на 70 %, а после внедрения НДТ уменьшатся в 2 раза.
Но эти шаги – для ближайшей перспективы. Действующие же в настоящее время нормативы никто не отменял, их необходимо соблюдать. Особенно понятной для всех стала важность соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в период засушливого лета 2010 г. Отсутствие дождей неблагоприятно сказалось не только на сельском хозяйстве и на самочувствии людей, но и на состоянии водных объектов. При практически критической отметке Нижнекамского водохранилища, объемы сбросов загрязняющих веществ предприятиями-водопользователями не снижались. Ни для кого не секрет, что большинство предприятий водопроводно-канализационного хозяйства сбрасывают сточные воды, качество которых не соответствует нормативным значениям. Выбросы от промышленных предприятий и автотранспорта малоощутимые в обычных условиях, в период неблагоприятных метеорологических условий заставили значительную часть горожан подумать о выезде за городскую черту.
Модернизация оборудования, строительство, техническое перевооружения производства должны в ближайшем будущем стать первоочередными задачами для большинства предприятий Татарстана и России в целом. В противном случае, не далек тот период, когда предприятия просто не смогут вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленных размерах.
При действующей системе нормирования, платежи за негативное воздействие на окружающую среду в пределах нормативных и лимитных ставок платы составляют почти половину от всех поступающих сумм. Если же система нормирования будет изменена в сторону ужесточения норм и требований, и ставки платы будут увеличены, то, соответственно, доля сверхлимитных платежей (которые, кстати, выплачиваются из прибыли предприятий) возрастет в разы.
В этой связи руководителям предприятий стоит серьезно задуматься о внедрении новых технологий, сделать приоритетом переход на экологически безопасные способы производства.