Непрерывный контроль нефтегазовой отрасли
Номер журнала:
В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.08.2007 №555 Удмуртским территориальным отделом по надзору за взрывоопасными, химически опасными объектами и объектами нефтедобычи проверено 62 факельные системы на 10-ти нефтегазодобывающих предприятиях Удмуртской Республики. В Управлении сформирована региональная рабочая группа с участием представителей органов исполнительной власти и специализированных экспертных организаций.
КАРИМОВ Ринат Владиславович, государственный инспектор Удмуртского территориального отдела по надзору за взрывоопасными, химически опасными объектами и объектами нефтедобычи |
- инвентаризация и составление реестра факельных систем с указанием координат их расположения, названий лицензионных участков, номеров лицензий, а также наличие требуемых средств измерения;
- проверки факельных систем по утвержденному графику, проведено обобщение и анализ их результатов, составлен отчет и предложения по экологически безопасному, рациональному использованию и учету объемов попутного нефтяного газа;
- ведение Реестра объектов сбора и перекачки нефти и попутного нефтяного газа нефтегазодобывающими предприятиями;
- ежегодная работа по актуализации (обновлению) Реестра объектов сбора и перекачки нефти и попутного нефтяного газа нефтегазодобывающими предприятиями и Реестра факельных систем нефтегазодобывающих предприятий;
- анализ разработанных недропользователями программ рационального использования извлекаемого и сжигаемого (рассеиваемого) попутного нефтяного газа и программ оснащения средствами измерения до 2011 года.
Проверки факельных систем осуществлялись в соответствии с методическими указаниями согласно установленному графику, утвержденному руководителем Управления. Анализ показал, что из 62-х факельных систем лишь 18 оснащены замерными устройствами, предусмотренными установленными нормативными документами. В связи с этим предприятиями, не имеющими замерных устройств, разработаны планы оснащения факельных систем таковыми устройствами. Уровень оснащения средствами измерения объема попутного газа на факельных системах нефтедобывающих предприятий на начало 2008 г. составлял 35% (17 из 48), в 2010 г. должен составить 100%, темп оснащения обусловлен продолжительностью проектно-изыскательских работ.
Специалисты отдела по надзору за объектами нефтегазодобычи установили отсутствие сертификатов на материалы и комплектующие факельных систем, применяемые при их изготовлении, такие как конденсатосборник, факельный ствол, оголовок, система розжига. Установлено, что комплектующие факельных систем не имеют разрешения на применение установленного образца и изготовлены собственными силами нефтегазодобывающих предприятий из несертифицированных материалов. Для устранения данного замечания нефтегазодобывающим предприятиям предписано привести в соответствие использование материалов в данных установках.
Проверками установлено, что в нарушение требований пункта № 3.7.2.2. Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности (ПБ 08-624-03) на отдельных предприятиях нефтегазодобычи отсутствуют дистанционные электрозапальные устройства. Программами мероприятий, представленными недропользователями, запланировано оснащение факельных установок таковыми устройствами.
Несмотря на данные замечания, в ходе проведения проверок установлена положительная тенденция рационального использования попутного нефтяного газа. На месторождениях крупнейших недропользователей Удмуртской Республики, таких как ОАО «Удмуртнефть», ОАО «Белкамнефть», процент утилизированного природного нефтяного газа достигает 80% при незначительных объемах добычи и высоком проценте содержания азота (от 38 до 85%). Недропользователями разработаны долгосрочные программы обеспечения непрерывного инструментального контроля и учета объемов извлекаемого углеводородного сырья, в том числе ПНГ в соответствии с ГОСТ Р 8.615-2005, а также планы мероприятий по рациональному использованию попутного нефтяного газа по каждому месторождению. Управлением внесены необходимые изменения в представленные планы с учетом проведенных проверок.