Немецкий порядок в охране труда
Номер журнала:
Рубрика:
Роструд России ознакомился с деятельностью Федерального Министерства труда и социальных дел Германии и DGUV. На основе изученной информации был предложен комплекс мер по совершенствованию российской системы охраны труда и соблюдения трудовых прав работников.
Немецкий опыт в области безопасного труда может найти применение в России. В частности, вполне возможно, что будет расширен перечень вопросов, по которым рассмотрение трудовых споров будет производиться непосредственно в судах. Кроме того, интересным может оказаться опыт по участию работников в управлении охраной труда и создании карты рисков на рабочих местах, предоставление инспекторам неограниченного доступа и права контроля на предприятиях в любое время суток.
Система охраны труда в Германии носит в целом предупредительный характер, а не репрессивный. Первые проверки хозяйствующих субъектов больше напоминают аудит, чем контрольно-надзорные мероприятия в российском понимании. Проверяемой организации или предприятию выдается перечень нарушений, которые необходимо устранить. Санкции назначаются в том случае, если предписания будут проигнорированы.
В Германии контроль и надзор в области охраны труда осуществляется на двух уровнях. На федеральном — Министерством труда и социальных дел Германии, в ведении которого находится государственный надзор за соблюдением и исполнением законодательства по охране труда. Администрирование и контроль в трудовом законодательстве происходит на уровне федеральных земель.
Функции и разграничение полномочий
Необходимо отметить, что в Германии действуют директивы Европейского союза по охране труда. Они интегрированы Министерством в соответствующее национальное законодательство. Министерством утверждаются нормы охраны труда и профилактики рисков возникновения несчастных случаев, контроль над применением и исполнением которых возложен на органы инспекции труда и социального страхования от несчастных случаев в 16 федеральных землях.
Закон об охране труда Германии, содержащий директивы Европейского союза и другие подзаконные акты, охватывает весь спектр безопасности и охраны труда на производстве:
- регулирует все требования соблюдения работодателем положений трудового законодательства;
- требует от работодателя создания организационной структуры, обеспечивающей условия соблюдения охраны труда;
- регулирует права и обязанности работников;
- предусматривает разработку технических регламентов и стандартов безопасности в трудовом процессе.
Основные положения охраны труда определяются и разрабатываются в ходе Национальной конференции по охране труда в рамках Совместной немецкой стратегии охраны труда.
В свою очередь Федеральные земли свободны в выборе административной структуры их правоприменительной системы. И это порождает ряд проблем. Это связано с тем, что Федеральное Министерство имеет незначительные возможности воздействия на соответствующие региональные министерства.
Государственная система охраны труда направлена в первую очередь на предупреждение несчастных случаев на производстве. Проводятся мероприятия, направленные на создание благоприятных условий труда, при соблюдении которых риск возникновения несчастного случая стремится к нулю, а также мероприятия по разъяснению работникам и работодателям норм безопасного производства и охраны труда. При этом работники осуществляют самоконтроль своих рабочих мест, они должны самостоятельно обеспечивать соблюдение своих прав в рамках договора.
Контроль над соблюдением и исполнением законодательства о труде осуществляется двумя инспекционными службами, состоящими из 3500 государственных инспекторов труда и 3000 инспекторов по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве.
Охрана труда на региональном уровне
Органы Государственной инспекции труда всех федеральных земель координируют свою автономную деятельность на базе общей платформы — Государственной комиссии по охране труда и технике безопасности. Комиссия обсуждает все вопросы безопасности и охраны труда, гигиены труда и трудового права. Цели и задачи инспекции труда на региональном уровне направляются в комитет для их одобрения.
Организационная структура инспекции труда в каждой федеральной земле может варьироваться. Так, например, в федеральной земле Саксонии орган государственной инспекции труда представлен в виде отдела безопасности, охраны и гигиены труда, входящего в состав Департамента труда Саксонского Министерства экономики, труда и транспорта. Министерство осуществляет управление и контроль над деятельностью Саксонского окружного управления по охране труда и его подразделений.
Основным направлением работы инспекций труда является проведение проверок. Органы инспекции труда сотрудничают с представителями работников (советы трудящихся), оказывают консультативную помощь как работодателям, так и работникам.
«Рабочий» контроль
Немецкое законодательство регулирует представительство работников в форме совета трудящихся при помощи их участия в решении трудовых споров. Совет трудящихся оказывает содействие в области охраны труда, может выступать с инициативой по улучшению условий труда и обращаться в органы государственной инспекции труда с жалобами на действия работодателя, а также за консультативной помощью.
Такие советы создаются только на предприятиях и учреждениях, численность работников которых составляет не менее 20 человек. В связи с этим существует значительная проблема охраны труда в Саксонии, так как 95 % предприятий являются малыми и микропредприятиями, на которых трудится 80 % населения региона. Еще одна значимая проблема — это большое количество нарушений работодателями режима рабочего времени. Не соблюдается режим труда и отдыха, количество рабочих часов в неделю превышает норматив.
Организация проверок и расследования несчастных случаев
Ежегодно проверяется незначительная часть предприятий, поэтому акцент делается на определенные отрасли. В каждой федеральной земле существует своя информационная система в виде реестра всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории региона. Инспекция труда классифицирует их по уровню риска. На основе проводимого анализа составляется план проверок на будущий год по отраслевому признаку из расчета на кадровый состав: 25 % инспекторов проводят плановые проверки, 10 % исполняют задачи Совместной немецкой стратегии охраны труда. Так, в 2014 году отделом безопасности, охраны и гигиены труда Саксонского Министерства экономики, труда и транспорта отобраны три отрасли для тщательной проверки: строительство, сталелитейные заводы и заводы первичной переработки скота.
Расследование несчастных случаев проводят представители общества социального страхования. Государственные инспекции труда получают информацию о тяжелых травмах и смертельных случаях на производстве, что является для них основанием для проведения собственного расследования. При необходимости инспектор труда может привлечь к участию в расследовании представителей полиции и прокуратуры. По итогам расследования и выявления причин произошедшего несчастного случая работодатель обязан предоставить инспекции труда программу по улучшению условий труда и ликвидации опасности для жизни и здоровья работников.
По статистике большинство несчастных случаев на производстве происходит из-за халатного отношения работников к соблюдению техники безопасности. Соответственно, пострадавшие сами являются виновниками произошедшего несчастного случая или полученной травмы в процессе производства.
Как в Германии работники жалуются на работодателя
Национальное законодательство гарантирует работникам право обжалования действия работодателя по следующей схеме. Вначале работнику необходимо обратиться с претензией к руководству предприятия. В случае, когда руководство организации не реагирует, работник может обратиться в орган Инспекции труда. Последний обязан возбудить расследование в оперативном порядке с выездом на предприятие без предварительного предупреждения. При этом личность обратившегося в Инспекцию не разглашается. Большинство обращений происходит через интернет-портал и горячую телефонную линию Инспекции.
Также, если работник не согласен с действиями работодателя и/или условиями труда, он может обратиться в существующие в Германии суды по трудовым и социальным вопросам. В работе таких судов наряду с судьями участие принимают представители работников и работодателей.
При серьезном нарушении требований охраны труда инспектор имеет право приостановить работу предприятия до устранения опасности, и это неотложное решение. Отмена решения государственного инспектора труда может быть произведена только через обжалование в суде или после устранения предприятием нарушения.
Социальное страхование
Немецкое общество социального страхования от несчастных случаев на производстве (DGUV) является федерацией страховщиков от несчастных случаев в производственном и государственном секторах. В сельскохозяйственном секторе работает отдельный и независимый орган страхования.
В дополнение к надзорным функциям за условиями труда DGUV занимается восстановительным лечением, профессиональной реабилитацией и выплатой компенсаций и пособий людям, получившим травму в процессе производства, по пути на работу или с работы и страдающим профессиональными заболеваниями. Страховые взносы «на травматизм» уплачиваются исключительно работодателями.
Для информирования работников отраслевые страховые общества выпускают брошюры, методические рекомендации и буклеты с разъяснением трудового законодательства, особенностей техники безопасности и направляют их на свои предприятия непосредственно руководителям. По национальному законодательству именно работодатели обязаны информировать своих работников. Также проводятся массовые информационные кампании для населения в целом.
Одна из ключевых целей этих мероприятий — показать, что все инвестиции в профилактику несчастных случаев, безопасность и охрану труда окупаются как минимум в двойном размере.
Немецкое общество социального страхования от несчастных случаев на производстве имеет высокий уровень общественного авторитета и доверия к принимаемым решениям. DGUV проигрывает менее 1 % судебных дел.
При расследовании несчастного случая страховые инспекторы выясняют причины возникновения риска жизни и здоровья трудящегося и пути их предотвращения в будущем. В общественном сознании страховые инспекторы имеют очень высокий репутационный капитал, так как главным направлением их деятельности является профилактика несчастных случаев и травматизма. Наряду с государственными инспекторами труда страховые инспекторы также могут приостанавливать работу предприятия. Особенно часто это происходит в строительной отрасли.
При DGUV существует Институт охраны труда, основной целью работы которого является оказание поддержки субъектам страхования по обеспечению безопасности и гигиены труда на рабочих местах. В целях обеспечения достаточного уровня квалификации инспекторов труда организовано их обучение в академии DGUV. Подготовка осуществляется по курсу «Менеджмент безопасности и здоровья в трудовом процессе». Курс рассчитан на два года с двумя промежуточными аттестациями по дисциплинам и итоговым экзаменом с присвоением звания «Магистр». Стоимость обучения составляет около 250 000 евро.