НеЭКОЛОГИЧНОЕ строительство
Номер журнала:
Рубрика:
Чеботарев Михаил Юрьевич, заместитель руководителя Управления Ростехнадзора по УР |
Строительство, как и любая хозяйственная деятельность, сопряжено с определенным воздействием на окружающую среду и среду обитания человека. В идеале, конечно, этот показатель должен быть минимальным. Однако на деле в результате работы строительной отрасли возникает немало проблем. Об этом рассказал заместитель руководителя Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике Михаил Юрьевич Чеботарев.
- Михаил Юрьевич, каковы масштабы негативного воздействия на окружающую среду, которое строительные организации оказывают в процессе своей деятельности?
- Любая стройка – это многоступенчатый технологический процесс. Так, на этапе планировки площадки уничтожается верхний плодородный слой, вырубается древесно-кустарниковая растительность. При строительстве фундамента, забивке свай и прокладке коммуникаций ведутся земляные работы, вследствие которых происходит нарушение водоносных горизонтов. Далее при строительстве объекта образуется большое количество строительного мусора: битый кирпич, древесные отходы, отходы бетона и т.д. Плюс выбросы в атмосферу продуктов двигателей внутреннего сгорания - на стройке, как правило, бывает задействовано большое количество техники: автомобили, грузоподъемное оборудование.
Говоря о масштабах негативного воздействия, следует также учитывать ту разницу, что строительство жилого дома и реконструкция промышленного предприятия – это разные объемы работ, объемы мусора и класс опасности отходов. Так, строительство промышленных объектов сопровождается пуско-наладочными работами. Например, после пробуривания скважины нужно определить, работает она или нет. Для этого делается пробная прокачка. При этом нефтесодержащие продукты, которые выбираются из недр, идут в отходы. То же при строительстве АЗС – после монтажа емкостей, трубопроводов, колонок, опрессовке на воде следует испытание в реальных условиях, то есть на топливе. После этого оно также идет в отходы. В обоих случаях речь идет далеко не о трех литрах…
Еще одна проблема - загрязнение городских улиц грунтом, выносимымсо строительной площадки колесами автотранспорта. Согласно нормативам, строительные работы должны вестись по проекту организации строительных работ, в котором должно быть предусмотрено мытье колес при выезде со строительной площадки. Естественно, этот пункт если и соблюдают, то единицы.
- Как регламентируется и контролируется процесс утилизации строительного мусора?
- Существует такой механизм как «платность природопользования». То есть взимание в пользу государства платы за размещение отходов производства. Но, к сожалению, недобросовестные предприятия строительной отрасли пытаются этот вопрос решить незаконным способом. В частности, существует практика, когда на завершающем этапе строительства работы по благоустройству территорий сводятся к тому, что бульдозер сравнивает весь мусор с землей, а затем его посыпают черноземом. Кстати, часто данные работы проводятся в зимнее время, так как строители любят сдавать объекты под Новый год. И уже весной, или в лучшем случае на 5-6 год кирпич и мусор вылазит наружу.
- Насколько объемы строительства соответствуют проектным мощностям системы канализации?
- Городское строительство должно осуществляться по генеральному плану, одна из задач которого – планомерное развитие города. То есть наряду со строительством жилья, объектов социально-культурной сферы и промышленных объектов должно вестись и строительство и реконструкция инженерных коммуникаций для того, чтобы их мощности позволили вновь постренным объектам нормально функционировать. В том числе это касается и ливневой канализации. Понятно, чем больше асфальтированной площади, тем больше сточной воды. При несоответствии пропускной способности труб, что наблюдается в Ижевске, после дождя образуются огромные лужи.
Не приходится пока говорить и о такой «экзотической» для России практике, как очистка ливневых стоков. Сейчас ливневая канализация без всякой очистки отводится в пониженные места, а затем это аккумулируется в городском пруду. Были попытки на уровне принятия генплана разработать схему очистки ливневой канализации, но реально проблемы осталась не решена, и нет надежды, что будет решена в ближайшей перспективе.
- Как решаются проблемы парковок при строительстве многоквартирных домов? Каковы вообще перспективы решения вопроса парковок в г. Ижевске?
- Ижевск - едва ли не единственная столица региона, где никак не решается проблема подземных парковок. Потому что в свое время настроили общественность против этого. В результате дома строятся, и транспорт жильцов идет не на цивилизованные паркинги, а на газоны.
- Существуют ли нормативы по озеленению придомовых территорий при сдаче дома в эксплуатацию?
- Комплексный подход относительно территории Ижевска не просматривается. Да, существует правило: при сдаче домов застройщик предъявляет приемо-сдаточной комиссии саженцы. Но проблема не в том, чтобы «воткнуть» их в землю и отчитаться, а в том, чтобы дерево выросло... А это уже разные вещи. К тому же зачастую придомовая территория — это строительные отходы, присыпанные черноземом. Здесь никакой саженец не вырастет.
Вообще проблема озеленения касается как придомовых территорий, так и благоустройства основных магистралей. Пример - улица Удмуртская, практически не имеющая зеленых насаждений, которые бы отделяли проезжую зону от жилых домов. Та же ситуация на улице Чугуевского. В то же время движение по данным магистралям интенсивное, и при отсутствии естественного фильтра пыль и выхлопные газы попадают в квартиры.
Еще одна проблема - вырубка деревьев. В муниципальных образованиях существует определенная такса за вырубку зеленых насаждений. Но беда в том, что, вырубив 50-летнее дерево, заплатив за это 1000 рублей и посадив взамен 3 саженца, которые в перспективе могут и не вырасти, мы имеем невосполнимую потерю.
Кстати, в России существует такой норматив, как количество квадратных метров зеленых насаждений на душу населения. Ижевск по данному параметру очень далек от идеала. Спасают пригородные леса, но и они сейчас сокращаются — развитие загородного строительства, строительство дорожных развязок и т.д.
Проблем много, и они требуют серьезной проработки, и первую очередь со стороны местных властей.