Нарушение требований по аттестации сварочного производства приводит к ЧС на объектах строительства
Номер журнала:
Рубрика:
В ходе семинара доклады представили генеральный директор УАЦ «НАКС», профессор, д.т.н. Штенников Василий Сергеевич на тему: «Национальная система аттестации сварочного производства», первый заместитель руководителя Инспекции госстройнадзора по УР Чеботарев Михаил Юрьевич на тему: «Состояние и соблюдение норм и правил безопасного ведения работ в строительстве».
В своем докладе Василий Сергеевич Штенников подчеркнул, что повышение безопасности и снижение рисков в строительстве в значительной степени определяются качеством сварочных работ, так как сварка является лидирующим технологическим процессом при изготовлении, сооружении, реконструкции и ремонте большого числа металлоконструкций, несущих конструкций зданий и сооружений, которые производятся с применением современных способов сварки. Несмотря на значительные успехи, достигнутые в области сварочного производства, недостаточно качественные сварные соединения являются значимой причиной разрушения конструкций, приводящей к авариям.
Важным шагом к существенному повышению качества продукции может стать внедрение системы управления качеством и независимой сертификации производства, составным элементом которой является сертификация (аттестация) сварочного производства. По инициативе Ростехнадзора подобная система была разработана Национальным агентством контроля и сварки (НАКС) и соответствующими решениями внедрена в качестве обязательной для применения при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств, подконтрольных Ростехнадзору.
Система сертификации (аттестации) сварочного производства (САСв) включает проведение таких аттестационных процедур, как: аттестация персонала, выполняющего сварочные работы (сварщиков) и осуществляющего руководство и технический надзор за выполнением сварочных работ (ИТР), аттестация сварочного оборудования, аттестация сварочных материалов, аттестация сварочных технологий. Нормативные документы, по которым осуществляются эти процедуры, утверждены Ростехнадзором и зарегистрированы в Минюсте РФ. Учитывая крайне неблагоприятную обстановку с обеспечением качества и надежности в строительстве, Правительство РФ своим постановлением № 54 от 01.02.2006 г. функции Государственного надзора в строительстве передало Ростехнадзору, поручив ему кроме надзорных функций научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в РФ.
Система строительного надзора в РФ предусматривает функционирование двух исполнительных надзорных органов: это территориальные управления Ростехнадзора и подразделения, уполномоченных органами исполнительной власти субъектов РФ на осуществление строительного надзора. Первая структура обеспечивает осуществление строительного надзора на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах в соответствии с критериями, изложенными в приложении к п. 6 Положения о строительном надзоре. Вторая структура обеспечивает надзор на остальных объектах строительства (кроме указанных в приложении к п. 6 Положения о строительном надзоре). При этом обе структуры руководствуются при осуществлении надзора правилами и порядками, действующими в системе Ростехнадзора.
Во исполнение постановления Правительства РФ приказом № 152 от 27.02.2006 г. руководителем Ростехнадзора утвержден план мероприятий, предусматривающий разработку ряда нормативных правовых актов и методических рекомендаций по осуществлению строительного надзора и строительного контроля, обязательных к исполнению службами Ростехнадзора и службами надзора в строительстве органов исполнительной власти субъектов РФ. Здесь прежде всего следует отметить следующие нормативные акты:
1. Решение о включении строительных конструкций и конструкций стальных мостов в список технических устройств, изготовление, строительство, капитальный ремонт и реконструкция которых с применением сварки должна осуществляться сварочным персоналом, аттестованным в соответствии с требованиями ПБ 03-273-99 и РД 03-495-02, то есть процедура аттестации персонала должна осуществляться в независимых аттестационных центрах, аккредитованных в системе аттестации сварочного производства Национальным агентством контроля и сварки.
2. Введение в действие рекомендаций по применению правил аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства (ПБ 03-273-99) и технологического регламента проведения аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства (РД 03-495-02) на строительных объектах и объектах стального мотостроения.
Эти рекомендации изложены в сборнике нормативных и методических документов и доведены до сведения органов надзора и аттестационных центров.
На большинстве строительных объектов, контроль которых осуществляют надзорные службы, уполномоченные органами исполнительной власти субъектов РФ, сварка осуществляется неаттестованным, неквалифицированным персоналом, что резко увеличивает вероятность аварийных ситуаций, как на стадии строительства, так и на стадии эксплуатации. Одним из показательных примеров является разрушение строящегося железобетонного моста в Екатеринбурге из-за некачественной сварки.
Начиная с 1990-х гг. прошлого столетия до настоящего времени, сварщики и специалисты, осуществляющие руководство и технический надзор за сваркой в строительстве, практически не проходят аттестацию. Несмотря на введение в действие нормативных документов, регламентирующих обязательность аттестации сварочного производства, реализация требований по обеспечению независимой аттестации сварочного производства на объектах строительства практически не выполняется.
Так за период с 1 января 2007 г. по 1 января 2012 г. Удмуртским АЦ НАКС для выполнения сварочных работ на строительных конструкциях аттестовано всего 200 сварщиков (сюда входят сварщики, прошедшие первичную аттестацию, дополнительную аттестацию, периодическую аттестацию) и 82 специалиста сварочного производства на право руководства и технического контроля за производством сварочных работ на строительных объектах в 74 организациях. Из 313 организаций, входящих в НП СРО «Строитель», имеют допуск и полную систему аттестации сварочного производства на опасных строительных объектах только 6.
Подобная ситуация связана с тем, что нормативные документы, регламентирующие аттестационную деятельность, не доведены до организации, контролирующие органы не осуществляют соответствующий контроль, а саморегулируемые организации практически устранились от контроля за деятельностью своих членов по выполнению нормативных требований по аттестации сварочного производства.
Существующий информационный разрыв можно устранить с помощью организационной и разъяснительной работы.
Правовым аспектом в этой работе могут быть соответствующие нормативные документы Ростехнадзора и НАКС, а также отраслевые документы строителей, в которых оговорены требования по обязательности аттестации персонала сварочного производства, сварочных технологий и оборудования.
На сайте www.naks.ru имеется единый реестр всех аттестованных сварщиков и специалистов, единый реестр всех организаций, которые аттестовали сварочные технологии на выполнение сварочных работ.
Говоря о текущей ситуации в строительной области, оставляющей желать лучшего, Михаил Чеботарев, заместитель руководителя Инспекции госстройнадзора по УР, в заключение выразил надежду на улучшение качества строительных работ. В противном случае придется применять санкции, отметил он. В настоящий момент имеются судебные решения на снос четырех домов.