Аттестация сварщиков и специалистов сварочного производства на строительных объектах
ШТЕННИКОВ Василий Сергеевич
генеральный директор Удмуртского аттестационного центра «НАКС», профессор, д.т.н.
Номер журнала:
Рубрика:
Несмотря на значительные успехи, достигнутые в области сварочного производства, недостаточно качественные сварные соединения до настоящего времени являются значимой причиной разрушения конструкций, приводящей к авариям. Существенное повышение качества продукции может быть достигнуто за счет внедрения системы управления качеством и независимой сертификации производства. Составным элементом такой системы является сертификация (аттестация) сварочного производства.
По инициативе Госгортехнадзора РФ (ныне Ростехнадзора) такая система была разработана Национальным агентством контроля и сварки (НАКС) и соответствующими решениями внедрена в качестве обязательной для применения при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств, подконтрольных Ростехнадзору.
Система сертификации (аттестации) сварочного производства (САСв) включает проведение следующих аттестационных процедур:
- аттестации персонала, выполняющего сварочные работы (сварщиков) и осуществляющего руководство и технический надзор за выполнением сварочных работ (ИТР);
- аттестации сварочного оборудования;
- аттестации сварочных материалов;
- аттестации сварочных технологий.
Нормативные документы, по которым осуществляются эти процедуры, утверждены Ростехнадзором и зарегистрированы в Минюсте РФ.
Учитывая крайне неблагоприятную обстановку с обеспечением качества и надежности в строительстве, Правительство РФ своим постановлением № 54 от 01.02.2006 г. функции государственного надзора в строительстве передало Ростехнадзору, поручив ему кроме надзорных функций научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в РФ.
На рис. 1 приведена организационная структура и функции участников системы государственного строительного надзора в соответствии с Положением о строительном надзоре, утвержденным вышеуказанным постановлением Правительства РФ. Как следует из постановления Правительства, система строительного надзора в РФ предусматривает функционирование двух исполнительных систем: территориальных управлений Ростехнадзора; подразделений, уполномоченных органами исполнительной власти субъектов РФ на осуществление строительного надзора.
Первая структура обеспечивает осуществление строительного надзора на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах в соответствии с критериями, изложенными в приложении к п. 6 Положения о строительном надзоре. Вторая структура обеспечивает надзор на остальных объектах строительства (кроме указанных в приложении к п. 6 Положения о строительном надзоре).
При это обе структуры руководствуются при осуществлении надзора правилами и порядками, действующими в системе Ростехнадзора.
К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
1. Высота более чем 100 м.
2. Пролеты более чем 100 м.
3. Наличие консоли более чем 20 м.
4. Заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 м.
5. Наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств, либо разрабатываются специальные методы расчета.
Во исполнение постановления Правительства РФ приказом № 152 от 27.02.2006 г. руководителем Ростехнадзора был утвержден план мероприятий, предусматривающий разработку ряда нормативных правовых актов и методических рекомендаций по осуществлению строительного надзора и строительного контроля, обязательных к исполнению службами Ростехнадзора и службами надзора в строительстве органов исполнительной власти субъектов РФ.
Здесь, прежде всего, следует отметить следующие нормативные акты:
1. Решение о включении строительных конструкций и конструкций стальных мостов в список технических устройств (таблица), изготовление, строительство, капитальный ремонт и реконструкция которых с применением сварки должна осуществляться сварочным персоналом, аттестованным в соответствии с требованиями ПБ 03-273-99 и РД 03-495-02, то есть процедура аттестации персонала должна осуществляться в независимых аттестационных центрах, аккредитованных в системе аттестации сварочного производства НАКС.
2. Введение в действие рекомендаций по применению правил аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства (ПБ 03-273-99) и технологического регламента проведения аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства (РД 03-495-02) на строительных объектах и объектах стального мостостроения.
Эти рекомендации изложены в сборнике нормативных и методических документов и доведены до сведения органов надзора и аттестационных центров. К настоящему времени соответствующими комитетами НТС НАКС с участием комитета по аттестации сварки в строительстве разработаны новые редакции, учитывающие особенности аттестации материалов, технологий и оборудования применительно к группе строительных конструкций:
- Рекомендации РД 03-613-03 (Порядок применения сварочных материалов при изготовлении, монтаже и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов);
- Рекомендации по применению РД 03-614-03 (Порядок применения сварочного оборудования при изготовлении, монтаже и реконструкции технических устройств для производственных объектов);
- Рекомендации по применению РД 03-615-03 (Порядок применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов).
Данные документы согласованы письмом руководителя Ростехнадзора за № КП-25/369 от 08.04.2008 г.
Несмотря на введение в действие нормативных документов, регламентирующих обязательность аттестации сварочного производства, реализация требований по обеспечению независимой аттестации сварочного производства на объектах строительства практически не выполняется.
На большинстве строительных объектов сварка осуществляется неаттестованным, неквалифицированным персоналом. Это резко увеличивает вероятность аварийных ситуаций, как на стадии строительства, так и на стадии эксплуатации объекта. Для основной массы строительных организаций характерна проблема неохваченности персонала сварочного производства аттестационными процедурами. Это связано с тем, что нормативные документы по аттестационной деятельности до них не доведены. Существующий информационный разрыв может ликвидировать только организационная и разъяснительная работа аттестационных центров в департаментах по строительству, службах надзора, региональных СРО.
Первым аспектом в этой работе могут быть вышеприведенные нормативные документы Ростехнадзора и НАКС, а также отраслевые документы строителей, в которых оговорены требования по обязательности аттестации персонала сварочного производства, технологий и оборудования.
НОСТРОЙ завершило разработку стандарта СТО «Сварочные работы. Правила, контроль выполнения и требования к результатам работ», где сформулированы требования к сварке соединений металлических и полимерных материалов, сварке в разных климатических условиях, а также правила техники безопасности при выполнении сварочных работ. Уделено внимание и системе аттестации сварочного производства. В ближайшее время стандарт будет утвержден, он позволит решить задачу по обеспечению строительной отрасли документами обязательного применения, позволяющими подтверждать и документально удостоверять соответствие качества сварных соединений.
О значимости профессии сварщика говорит тот факт, что в 2012 г. согласно постановлению Правительства РФ № 1011 от 07.12.2011 г. впервые пройдет Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» с номинацией «Лучший сварщик», которому предшествуют региональные конкурсы.