Минимальный максимум
Чеботарев Михаил Юрьевич
заместитель руководителя Управления Ростехнадзора по УР
Номер журнала:
Рубрика:
Нефтегазовый комплекс прочно занял место основы экономики России - на него приходится более 50% всех налоговых и валютных поступлений казны. Объемы добычи с каждым годом рас-тут, в разработку вовлекаются новые месторождения и даже целые нефтегазовые провинции. При этом характерными чертами отрасли остаются стареющая инфраструктура, текущие нефтепроводы, низкие технологические стандарты. Об этих и других проблемах рассказывает заместитель руководителя Управления Ростехнадзора по УР Михаил Юрьевич Чеботарев.
- Михаил Юрьевич, прокомментируйте итоги деятельности нефтедобывающих компаний в разрезе промышленной и экологической безопасности?
Благодаря комплексу мероприятий, который проводится как нефтедобывающими предприятиями, так и Ростехнадзором, в 2007 году и в первом полугодии 2008 года аварий и инцидентов в Удмуртской Республике не допущено. Но это не говорит о том, что в отрасли нет проблем — их как раз достаточно, и все они серьезны. Как подтверждение - административная практика: штрафов в течение года выписано не один и не два, а десятки. И именно за несоблюдение правил промышленной и экологической безопасности.
- Какие основные проблемы сейчас актуальны для нефтедобывающей отрасли?
- Основная проблема в том, что нефть – это довольно агрессивная среда, а нефтегазовый бизнес сулит высокую прибыль. Сейчас идет как развитие технологий, направленных на увеличение нефтеотдачи, так и продолжается износ существующего оборудования. Те же самые нефтешламы – это проблема старения основных производственных фондов: нефтепроводов, их выхода из строя, несоблюдения сроков планово-профилактических ремонтов.
Это серьезная проблема, потому что нет однобокого решения. Для того чтобы добиться снижения количества аварийных ситуаций и инцидентов, а также порывов трубопроводов, мало административных рычагов. Замена оборудования, диагностика – это вопросы финансирования. Мероприятия эти достаточно дорогостоящие, а нефтедобывающий бизнес направлен на извлечение прибыли. К сожалению, в инвестиционной политике компаний вопросы по направлению средств на поддержание оборудования в удовлетворительном состоянии решаются сложно.
Усугубляется проблема тем, что надзорные органы с эксплуатирующей организаций не сходятся в подходах обеспечения надежности оборудования. Государство требует от хозяйствующих субъектов максимальной надежности, собственник же обеспечивает минимальный уровень, который позволяет эксплуатировать оборудование. Причем эта вилка достаточно большая.
Как правило, собственник при замене оборудования старается купить дешевле, опять же с минимально допустимым качеством, позволяющим эксплуатировать его. Причем это минимально допустимое качество не всегда обеспечивается реально. Ни для кого не секрет, что в Европе одни стандарты, в странах юго-восточной Азии – другие. Да, европейское оборудование достаточно качественное, но и дорогостоящее. Продукция китайских производителей в этом плане выглядит гораздо привлекательнее. Но проблема в том, что китайское оборудование зачастую поступает на рынок с неполной технической документацией. Встречается и контрафактное оборудование, которое поступает на рынок под видом известных брендов. И самое главное, никто не может гарантировать качество. Впрочем, не все китайское оборудование некачественное, есть нормальные образцы, отвечающие современным нормам и требованиям.
Со стороны государства существует несколько барьеров, чтобы контролировать этот процесс. Один из них — разрешение на применение технического устройства. Проблема заключается в том, что на нефтепромыслы часто пытаются завести оборудование даже без данного разрешения.
- Высокая стоимость нефти не может не заинтересовать криминал, что подтверждается сообщениями в прессе. При этом упор делается на экономические потери, а с экологической точки зрения, какую угрозу представляют подобные действия?
- Незаконная врезка в трубопровод в большинстве случаев сопровождается розливом нефти. Естественно, ни рекультивации земель, ни утилизации нефтяного шлама такие дельцы не производят.
Кстати, утилизацию нефтяного шлама криминальные структуры используют с точки зрения прикрытия операций по сверлению трубы и хищению нефти, так как на посту ГИБДД визуально сложно определить, сырая нефть перевозится или нефтешлам.
Проявляют интерес представители нечестного бизнеса и к утилизации нефтешлама. Для занятия данным видом деятельности необходимо оборудование, производственные мощности, персонал. Таких компаний единицы. При этом на рынок рвется много компаний, якобы отлично зарекомендовавших себя в других регионах. На деле же эти компании под услугой «утилизация» предоставляют вывоз нефтешлама в ближайший овраг.
Чтобы недопустить подобные компании-однодневки на рынок, предусмотрено лицензирование. То есть при заключении договора на услуги по вывозу и утилизации опасных отходов, компаниям следует убедиться в наличии лицензии у партнера.
- Крупные нефтедобывающие компании инвестируют большие средства на модернизацию оборудования, природоохранные мероприятия. А насколько соответствует уровень промышленной и экологической безопасности в малых компаниях?
- Уровень промышленной и экологической безопасности регламентируется законодательной базой, и он одинаков для всех участников рынка. На несоблюдение данных требований следуют административные рычаги воздействия: от штрафных санкции до приостановки эксплуатации опасного объекта.
Вообще, в данном вопросе решающее значение имеет срок эксплуатации объекта нефтедобычи, нежели размер компании. Есть малые компании, эксплуатирующие относительно новые месторождения. Это более новое оборудование и соответственно более высокий уровень надежности. А есть крупные компании, имеющие в активе месторождения, срок эксплуатации которых превышает 30 лет. В данном случае проблем с надежностью оборудования, конечно, больше.
Если говорить о малых нефтедобывающих компаниях, стоит обратить внимание на такую проблему, как смена собственника. Как правило, данные организации сами не бурят, в основном покупают действующие месторождения. Если учесть, что нефтедобыча – бизнес хотя и рентабельный, но очень дорогой, вполне закономерно, что компании не выдерживают, стремятся получить максимальную прибыль, потом перепродать. При таком ритме работы, естественно, о серьезных инвестициях в промышленную и экологическую безопасность речи не идет.
- Проблем в нефтедобыче, как видно, много. Как это отразится на надзорно-контрольной деятельности?
- Во-первых, сейчас прослеживается общая политика государства на унификацию видов надзора и комплексный подход. То есть во время проверок на предприятии будут осуществляться одновременно все виды надзора. Это позволит сэкономить время инспекторского состава и сотрудников проверяемого предприятия и в то же время повысит качество контрольно-надзорных мероприятий.
Во-вторых, Ростехнадзор внедряет адресный надзор – то есть под надзорные мероприятия попадают те предприятия, где есть нерешенные проблемы. Если компания динамично развивается, вкладывает средства в модернизацию оборудования, своевременно проходит все контрольные мероприятия, какой смысл подвергать ее надзору. Основные надзорные мероприятия будут сосредоточены на тех предприятиях, где допускаются случаи порывов трубопроводов, частые смены собственника.
В конечном счете задача Ростехнадзора заключается в том, чтобы обеспечить требуемый уровень промышленной и экологической безопасности в нефтегазовой и других отраслях.
Комментарии специалиста
Перспективы риск-менеджмента и страхования в нефтедобывающей отрасли
Зайцева Мария Юрьевна, директор филиала Ренессанс Страхование в Ижевске |
Процент охвата страхованием сервисных предприятий нефтегазовой отрасли по основному направлению деятельности на сегодняшний день составляет в среднем 30-40 от общего объема рынка. В условиях отсутствия адекватной статистики об общих объемах рынка судить сложно, но при сохранении текущей экономической ситуации в нефтегазовой отрасли можно с уверенностью говорить, что он будет только расти. Потери нефтесервисного рынка в связи с незастрахованностью рисков по большинству контрактов сегодня достаточно велики, особенно это актуально для сервисных компаний, занимающихся бурением.
Страхование энергетических рисков - достаточно сложный вид страхования, оценка рисков очень трудоемка и требует высокого профессионализма и знания отрасли, размер максимально возможного убытка, а также вероятности его наступления очень высок. В связи с этим к основным факторам, сдерживающим развитие рынка страхования рисков по сервисным контрактам (строительство и ремонт скважин, интенсификация притока, энергообеспечение, обустройство месторождений, внутрипромысловый транспорт, хранение и подготовка углеводородного сырья и т.п.), следует отнести:
- низкое собственное удержание российского перестраховочного рынка;
- отсутствие у российских страховщиков необходимой теоретической базы страхования энергетических рисков, опыта, сравнимого с западным, и авторитета в глазах крупных западных перестраховщиков.
Отсутствие единого подхода сервисных предприятий нефтегазовой отрасли и их заказчиков в части оптимизации программ риск-менеджмента для совместных проектов.
В дальнейшем рынок страхования будет развиваться с увеличением емкости российского перестраховочного рынка, накапливания им опыта страхования подобных проектов и консолидации сервисных предприятий нефтегазовой отрасли в единые структуры с оптимизацией программы риск-менеджмента для них (по примеру РОСНЕФТИ и Сибнефти).
Ростехнадзор обеспокоен доступностью линейной части трубопроводного транспорта для разрушительной деятельности "третьих лиц"
В апреле в Нижнем Новгороде прошел «круглый стол» по проблеме нарушения охранных зон и зон минимально допустимых расстояний магистральных трубопроводов, в ходе которого руководителями и специалистами надзорных органов, органов местного самоуправления и предприятий обсуждались следующие темы:
- проблема несанкционированных врезок на магистральных нефтепроводах;
- самовольное строительство в охранных зонах магистральных трубопроводов;
- невозможность выполнения ремонтных работ в охранных зонах трубопроводов в связи с длительным оформлением земельных отношений с собственниками земельных участков, их необоснованно завышенные стоимости убытков;
- сложности при проведении работ на лесных участках.
На сегодняшний день в Нижегородской области эксплуатируется свыше 6 тысяч километров магистральных трубопроводов. По результатам последних проверок МТУ Ростехнадзора по ПФО в Нижегородской области на магистральных нефте-, продукто-, и газопроводах выявлено 15 нарушений охранных зон. Поскольку полностью исключить аварии на этих объектах нельзя, необходимо принять срочные меры по устранению нарушений.
Также обеспокоенность специалистов Ростехнадзора вызывают несанкционированные врезки на магистральных трубопроводах. Доступность линейной части трубопроводного транспорта для разрушительной деятельности «третьих лиц» является одной из причин аварий и масштабных загрязнений окружающей среды нефтью и нефтепродуктами. Из-за этого страдает безопасность граждан, нарушается экология, снижается надежность поставок углеводородного сырья по трубопроводам. Так, в Нижегородской области за 2007 год на нефтепроводах было выявлено 3 несанкционированные врезки.
К сожалению, в настоящее время многие люди не осознают опасности, которой они подвергаются, нарушая требования газовиков и нефтяников. Нарушения зон минимально допустимых расстояний и охранных зон газопроводов недопустимы и должны быть устранены организацией, эксплуатирующей трубопроводы. Вместе с тем несовершенство российского законодательства не позволяет предприятиям, обслуживающим трубопроводы, в кратчайшие сроки устранять большинство нарушений.
Охранные зоны устанавливаются для исключения возможности повреждения трубопроводов при любом виде их прокладки вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты и др., в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.
Зоны минимально допустимых расстояний - расстояния от оси подземных и надземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений - должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности.