Минимализм или зрелищность?
ИВШИНА Лилия Изосимовна
доцент кафедры «Архитектура», зам. декана Инженерно-строительного факультета ИжГТУ
Номер журнала:
Рубрика:
Динамичное развитие строительной отрасли, начавшееся в постперестроечный период и продолжающееся по сегодняшний день, потребовало принятия и внедрения качественно новых строительных решений. Архитектурная выразительность зданий, возведение сооружений, отвечающих последним тенденциям, наряду с прочим стали обязательными в ряду требований современного строительства.
О проблемах и современных тенденциях в архитектуре рассказывает доцент кафедры «Архитектура», зам. декана Инженерно-строительного факультета ИжГТУ Лилия Изосимовна Ившина.
- Лилия Изосимовна, насколько город и республика в целом сегодня обеспечены специалистами в области архитекторы и какую работу ведет Иж-ГТУв этом направлении?
- Действительно, решение кадровой проблемы в любой отрасли - залог ее поступательного развития.
Что касается профессии архитектора, то, как известно, с 50-х годов прошлого века, когда началась борьба с излишествами в архитектуре, архитектор как «главный строитель» стал не востребован – возведение объектов, по большей части, осуществлялось по тиражированным типовым проектам.
В регионах, на местах не требовалось большого количества архитекторов – дирижеров от строительства, достаточно было тех, кого выпускали ведущие архитектурные школы. В результате профессия гражданского инженера (по сути, инженера-архитектора) исчезла за невостребованностью из рубрикатора вузовских специальностей.
В перестроечный период, когда активизировались объемы строительства, изменились социально-политические условия и условия финансирования, профессия архитектора в России вновь приобрела свою актуальность.
В современный период при бурно развивающихся новых технологиях, большом объеме внутригородского строительства, реновации и реконструкции существующих объектов необходимы специалисты, обладающие знаниями всей цепочки архитектурно-строительных проблем: от градостроительной обоснованности объекта, вписывания его в существующую среду до знаний конструктивных основ, особенностей инженерного обеспечения, знаний преимуществ и недостатков различных строительных технологий.
В результате в конце 20 века актуализировалась и возродилась профессия инженера-архитектора. И в 1997 году наряду с существующими архитектурными специальностями в российских вузах появилась специальность «Проектирование зданий».
Интересна предыстория открытия этой специальности в ИжГТУ. Когда в 1990-х годах Ижевск остался без притока новых архитекторов, которые изначально приезжали из Казани, Свердловска, Новосибирска, и стало понятно, что лет через 10-15 в городе возникнет их дефицит, факультет выступил с предложением создания в республике своей школы. Архитектурное сообщество изначально приняло нашу идею в штыки, всем известно, насколько сложно и дорого обучать и растить специалистов в этой области. Но благодаря нашему упорству и поддержке Владимира Васильевича Некрасова, нынешнего главного архитектора г. Ижевска, а тогда главного архитектора УР, в 1995 году мы приступили к подготовке будущих специалистов в области архитектуры, открыли лицейский архитектурный класс при школе №67, была разработана программа, в рамках которой ученики выпускного класса проходили программу 1-го курса ПГС, а затем поступали сразу на 2-й. Разумеется, специальность «Проектирование зданий» мы тогда дать не могли, ее просто не существовало, мы давали специализацию «Архитектура и конструирование зданий» для выпускников специальности «Промышленное и гражданское строительство». Надо отметить, что, когда появился стандарт специальности «Проектирование зданий», он был очень близок к тому, что мы давали нашим студентам в рамках специализации. Таким образом, с появлением специальности мы уже были готовы к ее лицензированию и в 2002 году открыли специальность 27011 «Проектирование зданий».
- Насколько сегодня высок уровень подготовки выпускников по этой специальности?
- Об уровне подготовки наших выпускников можно судить уже по тем результатам, которых они добиваются на всероссийских конкурсах.
Когда в 2007 году мы впервые приняли участие в ежегодном всероссийском конкурсе по специальности «Проектирование зданий», из 3-х представленных вузом дипломов, один в своей номинации получил первое место. В олимпиаде по специальности среди студентов 14-и вузов наш студент также занял первое место.
В 2008 году в номинации «Жилые здания» первое место получил диплом выпускницы ИжГТУ «Плотная низкая застройка в условиях сложного рельефа», посвященный проблеме застройки территории у р. Подгоренки, которая характеризуется сложностью рельефа и не подходит для многоэтажного строительства.
В номинации «Общественные здания» второе место у автора диплома, посвященного теме реконструкции Ижевского аэропорта.
Удачно выступили и студенты 4-5 курсов. Из 50 участников, которые претендовали на получение 7 дипломов первой степени, 3 диплома получили наши студентки. Мы обошли такие сильные школы, как Москва, Екатеринбург, Краснодар, Новосибирск, Ростов.
О высоком уровне подготовки наших выпускников говорит и тот факт, что многие из них уезжают работать в Москву и добиваются там серьезных профессиональных результатов.
Беспокойство в области качества образования по нашей специальности вызывает переход на 2-ступенчатую систему обучения. Специальность молодая, еще нет стандарта на бакалаврскую программу, и нет магистратур. Первые магистратуры появятся лет через 6-7, и все это время выпускники, по сути, будут иметь неоконченное образование.
- Помимо подготовки квалифицированных кадров, какие основные задачи сегодня необходимо решить в области архитектуры?
- Так как развитие архитектуры всегда связано с экономикой и политикой, то и сегодняшнюю архитектуру определяют власть и девелоперы. Сегодня наблюдается бездушное отношение к архитектурному историческому наследию. Речь идет даже не о вписывании новых объектов в среду, а о простом разрушении исторических памятников. Что выгоднее девелоперу, то и строится – вне зависимости от ценности исторического наследия. В итоге современная архитектура агрессивно нападает на историческую застройку, поглощая ее. Что творилось с Казанью во время подготовки ее к 1000-летию. Уничтожались целые кварталы, замечательные купеческие дома – каменные и деревянные, а вместо них возводились стеклянные «коробки».
Сохранение исторической среды и вписывание в нее новой архитектуры - одна из серьезных проблем для России и Удмуртии в частности. Пример в нашем городе – знаменитая Красная площадь (ул. Красная, М. Горького, К. Маркса). Это единственный оставшийся от позапрошлого века участок малоэтажной застройки, по всем законам жанра исключающий наличие на его территории высотного здания. На эту площадку шло много инвесторов, было много проектов, но все предлагали высотный объект. Никто не рассматривал даже среднеэтажное здание – инвестору нужно получить максимум прибыли с каждого квадратного метра земли.
Принятие нецелесообразных архитектурных решений в угоду интересам инвестора сегодня подтверждено другими многочисленными примерами. Эти проблемы везде, и чем крупнее город, тем они сложнее.
На фестивале зодчества, который мы посещаем ежегодно, чешский архитектор Олег Хамен поднял тему совместимости визуальной целостности исторического города с современными зданиями. Здание должно вызывать чувство его гармоничного, закономерного расположения в конкретной застройке. Это получается, когда оно следует логике территории и проживающих здесь людей, ландшафту, назначению, которое оно выполняет. Таким образом, получается, что хорошая архитектура укоренена в земле и образе жизни людей.
Опираясь на свой опыт реконструкции Барселоны, главный архитектор этого города Хосе Асебильо подчеркнул, что абсолютно для всех городов экономика – центральный вопрос в проектировании. Однако проблема сохранения исторических центров не исчерпывается только их привлекательностью для туризма. Хосе Асебильо показал свои проекты застройки Казани и Краснодара - к каждому городу у него свой подход, хорошо продуманный и направленный на комплексное решение его проблем. Старое и новое в его проектах вступает в диалог, а историческая архитектура и инновации дополняют друг друга.
Продолжая тему сохранения исторической застройки, в своем выступлении американский архитектор Донован Рипкема рассказал о проекте «Главная улица», который является одной из программ национального траста США и эффективно работает в стране на протяжении 30 лет. Программа состоит из 4 основных пунктов:
- продвижение бренда образа самого города,
- привлекательность этого бренда для инвесторов,
- вовлечение в процесс реорганизации исторического пространства представителей культуры, бизнеса, а также обычных горожан в лучших американских традициях волонтерства,
- адаптирование и обновление исторических объектов.
Таким образом, на фестивале зодчества было приведено множество аргументов в пользу сохранения исторического наследия, но мнения профессионалов все равно разделились: от уверенности в том, что шансов выжить у исторической застройки нет, до убежденности в том, что ситуация будет зависеть от законопослушности архитектора и его мастерства.
- Какие архитектурные стили сегодня наиболее востребованы, какие тенденции представляют наибольший интерес?
- На протяжении последних 10 лет наблюдается взрыв в конструктивном деле, взрыв, который изменил лицо архитектуры вообще. При этом (и это не в первый раз в мировой истории) есть маленькая группа архитекторов, которая кочует по миру, осуществляя свои проекты и диктуя моду на архитектуру.
В одной из статей, посвященной развитию архитектуры до 2015 года, автор рассуждал на тему востребованности в наши дни зрелищной и экологичной архитектуры.
Сооружения зрелищной архитектуры явно выступают из архитектурной среды как главенствующий композиционный объект, они требует больших финансовых средств на строительство и эксплуатацию, очень ресурсо- и энергоемкие.
Экологичная архитектура, наоборот, ресурсосберегающая, минимальная по форме и затратам.
Автор статьи спрашивает, кто сегодня является заказчиками Нормана Фостера, Захи Хадид, этих звезд от архитектуры, чистых зрелищников? Их заказчиками, по большей части, являются Россия и арабские страны, то есть те страны, в которых ресурсы пока не ограничены, их никто не считает. Ведь для того чтобы эксплуатировать, например, экологические башни – 200-метровые здания с зелеными крышами, необходимы огромные финансовые и энергетические затраты. Так, чтобы подать на эти крыши воду, нужна мощность насосов, которой достаточно для оснащения водой жилого поселка.
А, например, чтобы помыть титановые поверхности здания Бильбао, спроектированного Франком Гэрри, необходимо 1,5 млн долларов. Если же их не мыть, пропадает вся зрелищность объекта, его архитектурный смысл.
В последние годы в западных странах, Европе заметна тенденция перехода на экологичную архитектуру. В рамках сотрудничества ИжГТУ с арабским университетом в Египте и венгерским университетом г. Печь мы прослеживаем тенденции развития современной архитектуры в мире.
Отправляя в свое время на стажировку в Венгрию нашего студента, мы решили рассмотреть новые тенденции в области жилищного строительства. И ждали, что он привезет какие-нибудь небоскребы с зелеными крышами, энергосберегающими технологиями. А он привез «собачью будку» – 4 стены и скатная крыша – дом в стиле минимализм! Для нашего сегодняшнего глаза это было достаточно неожиданно, но вся Европа постепенно переходит на этот стиль. Потому что страны маленькие, энергетические ресурсы в них уже исчерпаны, и вводить туда фостеровские экологические башни – это значит, вложить в содержание объекта годовой бюджет какого-нибудь городка.
Я спрашиваю и у приезжающих к нам на стажировку студентов, какой стиль им ближе по духу, они как истинные граждане своих стран отвечают – минимализм.
Конечно, зрелищная архитектура и минимализм – это не единственные направления в архитектуре, в мире по-прежнему популярны такие стили, как постмодернизм, хай-тек, деструктивизм и т.д. Поэтому, отвечая на вопрос, какие тенденции сегодня наиболее популярны, можно сказать, что в архитектуре сегодня полный плюрализм, но думаю, что в итоге победит экологически рациональная архитектура.
- Не приведет ли минимализм в архитектуре к аскетизму и невыразительности зданий, а разностилие – к архитектурному беспорядку городов?
- До внедрения минимализма в России, думаю, пройдет еще немало времени, мы еще не «наелись» зрелищной архитектурой. Что же касается использования этого стиля в мире, я думаю, что архитектурная выразительность минимализма будет заключаться не в оригинальности формы, а в качестве строительства. Взять стол с обычной прямоугольной столешницей. Можно сделать десятки, сотни и даже тысячи вариантов этого стола в том же минималистическом ключе – качество ребер, стыков, углов играет здесь решающую роль.
Вспомним стеклянные призмы, которые были введены в Америке в середине прошлого века, – тогда они вызывали восторг. Но когда они стали внедряться у нас, они вызвали не восторг, а отторжение, потому что качество работ было очень низким. Таким образом, в архитектуре минимализма мастерство архитектора, наверное, будет еще важнее, еще весомее, проектировать и осуществлять строительство зданий в этом стиле будет достаточно сложно.
Не приведет ли разностилие к «винегрету» в архитектуре? Решение этой задачи должно обеспечиваться средовым подходом, о котором говорилось ранее. Ведь ни один объект не строится на столе, любое строительство начинается с композиционного анализа территории – как объект вписан в среду, как он согласовывается с окружающими зданиями по масштабу, по пропорциям, по цвету, по деталям, по пластике.
Студентам в этом плане я всегда привожу пример Красной площади в Москве, которая застраивается с 16 века. Уже первые объекты - Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы - выполнены в разных стилистических ключах: чисто российская архитектура и внедрение итальянской. Строительство Собора Василия Блаженного задумывалось Иваном Грозным как возведение неповторимого объекта. В результате – здания на площади разные, но они не спорят! Также и Большой Кремлевский Дворец конца 19 века, выстроенный в неоклассическом стиле, является полновесным членом этой архитектурной группы. И Мавзолей начала 20 века – крошечный объект, но настолько помасштабно выстроенный, что также является полновесным, равноценным членом архитектурного комплекса.
Мнение эксперта
Архитектор - это сочетание Леонардо да Винчи и Прометея
Павловский Валерий Александрович, главный инженер ООО "УКС "Удмуртия" |
- Многообразие и смешение разных градостроительных принципов и архитектурных стилей определяет неповторимость и изящество каждой из исторических эпох, своеобразную красоту и привлекательность территорий и стран, формирует в нашем сознании приоритеты при создании настоящего и проектировании будущего облика городов.
В кажущемся «уродстве» отдельных деталей мудрыми зодчими закладывается будущее совершенство форм проектируемых зданий, которое иногда «удивляет» завистливых современников, но вызывает истинное восхищение потомков, мудростью создавших их творцов.
Каждому времени соответствовали свои представления о строительстве, частные и социальные заказы. Сегодня, в наш 21 век, могут быть востребованы все строительные направления и архитектурные стили.
Экономическая мощь и самодостаточность России определяет ее самостоятельность в выборе градостроительных приоритетов, архитектурных стилей и строительных технологий при обустройстве среды жизнедеятельности на просторах страны. Огромной территории, набирающей мощь России хватит для реализации любых грандиозных и иных объектов, от новаторских и максималистических до тенденции консервативного минимализма.
Для современных инвестров-заказчиков, подобных императорам Веспасиану, Циню и стратегу Периклу, воздвигнувших в свое время такие шедевры мировой архитектуры, как Римский Колизей, Великую Китайскую стену и Афинский Акрополь, нужны свои Витрувии, Тинии и Каликраты.
Нужны высокоэрудированные и многогранно одаренные инженеры-архитекторы, сочетающие в своем интеллекте философию Сократа и Аристотеля, геометрию Пифагора, технологии Архимеда, Леонардо да Винчи и Эйфеля, самопожертвование Прометея и Галилея, знающие исторические архитектурные традиции, принципы и технологии древнего и современного строительства, понимающие интересы и потребности отдельной личности и общества в целом, умеющие обосновать как эстетически, так и экономически достоинства своих проектов.
Задача подготовки именно таких, всегда востребованных обществом, специалистов градостроительного дела уже поставлена и реализуется сегодня кафедрой «Архитектуры» Инженерно-строительного факультета ИжГТУ.
Мы, практикующие строители, с нетерпением ждем нового пополнения своих рядов из числа талантливых выпускников родного вуза, которые, надеемся, смогут создать объекты будущего, вызывающие чувство гордости у сограждан.
Мнение эксперта
ЭКОлогия и ЭКОномия
Боянский Владислав Львович, главный инженер ООО "ПСК "АСПЭК" |
- Приставка «ЭКО», как ни странно, позволяет рассматривать два аспекта архитектуры ЭКОлогичность и ЭКОномичность как единое целое. Применение современных материалов позволяют значительно минимизировать энергозатраты на возведение и эксплуатацию зданий и опосредованно уменьшить выброс парниковых газов в атмосферу. Технологии строительства зданий с использованием навесных вентилируемых фасадов, эффективных утеплителей, теплоизоляторов – вот арсенал борьбы с глобальным потеплением и средство продвижения «экологически безвредной архитектуры». В настоящее время экологически ориентированное строительство связано в нашей стране с несколько большими текущими затратами, чем традиционные. Но эта ситуация изменится в тот момент, когда энергоносители вырастут в цене до западных значений. И абсолютно верно, что об этой проблеме надо серьезно думать и готовить технологическую основу строительного комплекса к новым временам.
Другим моментом экологического строительства являются мероприятия по значительному сокращению потребления воды для технологических нужд и максимальный переход к замкнутым циклам оборотного водоснабжения. По крайней мере, все объекты автосервиса, построенные нашим предприятием, оборудованы системой оборотного водоснабжения для моек автотранспорта. Такая технология позволяет в разы сократить потребление воды, уменьшить количество стоков, снизить эксплуатационные затраты.
Однако, помимо материальной составляющей, которая характеризуется экономией воды, топлива, электроэнергии, существует и идеальная сторона вопроса. Экологически безвредная архитектура – это, прежде всего, уютная и комфортная среда проживания, со сбалансированной структурой, учитывающей особенности ландшафта и климата. Город должен быть не только рациональным, но и чистым, ухоженным, интересным с архитектурной точки зрения – тогда горожане полюбят его, республику, страну, планету.
Таким образом, архитектура выполняет еще одну очень важную функцию – экологическое формирование сознания у потребителей строительной продукции. Это приведет к тому, что формула «Что экологично, то и экономично» станет аксиомой нашего мировоззрения.