Михаил Кургузкин: Решением экологических проблем необходимо заниматься в любых экономических условиях
Номер журнала:
Ключевой задачей текущего года для Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики являлось завершение исполнения пятилетней программы социально-экономического развития региона в сфере своей ответственности. Несмотря на сокращение финансирования отдельных направлений работы, вызванное экономическими трудностями, Минприроды УР выполнило поставленные перед ним программные цели.
Об основных элементах политики, которые были применены для выполнения этих задач, рассказывает министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Михаил Георгиевич Кургузкин.
- Перед вашим министерством стоят разносторонние задачи. Увеличилось ли их количество за последний год?
- Действительно, специфика работы Минприроды УР заключается, прежде всего, в многофункциональности и многофакторности выполняемых задач. Наше министерство не является отраслевой структурой. Это орган исполнительной власти, реализующий широкий комплекс полномочий в области природных ресурсов и охраны окружающей среды. Такой многофункциональный характер деятельности объясняется достаточно просто. Субъекту федерации для исполнения полномочий в области природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности целесообразно иметь единый орган, в котором сконцентрирован весь комплекс соответствующих функций. Так, к примеру, в сфере водного хозяйства министерство занимается ремонтом и реконструкцией гидротехнических сооружений, охраной и восстановлением водных объектов, предоставлением в пользование водных объектов, государственным водным контролем. В части недропользования на министерство возложены функции по предоставлению в пользование участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, лицензирование, подготовка и проведение аукционов, организация ряда работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы, геологическому контролю в рамках установленных полномочий. Полный спектр функций выполняется и в области охраны окружающей среды. С одной стороны – это планирование природоохранных мероприятий, финансируемых из республиканского бюджета, а с другой – государственный экологический контроль, в том числе за платежами предприятий за негативное воздействие на окружающую среду. В министерстве сконцентрированы также и иные функции. В частности, управление особо охраняемыми природными территориями, создание системы обращения с отходами производства и потребления, экологическое воспитание и образование населения. С начала 2009 г. на Минприроды УР возложен учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Таким образом, министерство выполняет полный комплекс полномочий и функций, возложенных на Удмуртскую Республику в области природных ресурсов и охраны окружающей среды.
- Каким направлениям работы в текущем году был отдан особый приоритет и какие промежуточные итоги работы министерства за 2009 год можно подвести уже сегодня?
- В текущем году была проведена достаточно большая работа в области водного хозяйства. В настоящее время завершена III очередь капитального ремонта Ижевского гидроузла, начат капитальный ремонт гидроузла на реке Пудем в п. Пудем Ярского района, на водосбросе которого будут установлены новые щитовые затворы. Стоит также выделить такой объект, как река Лоза в пределах п. Игра - в текущем году здесь были осуществлены мероприятия по берегоукреплению и расчистке русла этой реки. На укрепление берега Ижевского водохранилища на участке Водная станция - устье речки Подборенки из федерального и республиканского бюджетов поступили соответственно 110 и 16 миллионов рублей, которые были освоены в полном объеме. В результате этой работы обеспечена защита берега Ижевского водохранилища, а само водохранилище – от загрязняющих поверхностных стоков. В целях улучшения экологического состояния Воткинского водохранилища в 2010-2012 гг. запланированы мероприятия по очистке ложа Березовского залива. С этой целью ведется работа по защите бюджетных проектировок на сумму более 45 млн. рублей в Федеральном агентстве водных ресурсов. Говоря о наиболее значимых промежуточных итогах работы министерства за 11 месяцев этого года, следует остановиться на деятельности инспекторской службы. В рамках государственного экологического, геологического и водного контроля специалистами Минприроды УР было проведено порядка 500 проверок соблюдения природоохранного законодательства, по результатам которых выдано более 600 предписаний об устранении выявленных нарушений, предъявлено штрафов на сумму почти 3 млн. рублей. За 11 месяцев текущего года в республиканский бюджет поступило 58,6 млн. рублей в виде платежей за негативное воздействие на окружающую среду. За указанный период на природоохранные мероприятия осуществлено финансирование в объеме 51,6 млн. рублей. В сфере недропользования было организовано 9 аукционов по предоставлению прав пользования недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ). В бюджет Удмурткой Республики в виде различных платежей в области недропользования поступило 9,2 млн. рублей (за весь 2008 год поступление составило 12 млн. рублей). Как и в прошлые годы, на министерство была возложена организация проведения ежегодной природоохранной акции «Дни защиты от экологической опасности». В акции 2009 года приняли участие порядка 681 тыс. человек. Главным итогом мероприятий стали весомые практические результаты: ликвидировано более 1400 несанкционированных свалок мусора, вывезено на полигоны ТБО 67 тыс. тонн различных отходов, очищено от мусора 360 родников, в населенных пунктах посажено 32 тыс. саженцев деревьев и кустарников. Еще раз повторюсь, что это далеко не все направления нашей деятельности, поэтому о результатах работы можно говорить очень долго.
- В Удмуртии расположено большое количество промышленных предприятий, деятельность которых негативным образом сказывается на состоянии окружающей среды. Какие существуют механизмы ограничения их негативного влияния на экологическую обстановку?
- Действительно, два города нашей республики – Ижевск и Глазов – входят в число 20 городов России с наиболее высокими индексами загрязнения атмосферы. Этот факт обуславливает необходимость жесткого контроля за предприятиями-загрязнителями окружающей среды. Основным механизмом ограничения их негативного воздействия является приведение выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду в соответствие с установленными нормами. Это достигается путем наложения штрафных санкций и осуществлением постоянного контроля за исполнением выданных предписаний об устранении допущенных нарушений. Данный вид деятельности осуществляется министерством в тесном взаимодействии с Управлением Росприроднадзора по УР. Определенным стимулом для снижения негативного воздействия предприятий на окружающую среду является принцип платности за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления. Он заключается в следующем: чем сильнее оказываемое предприятием негативное воздействие на окружающую среду, тем больше ему приходится платить. Поэтому принцип платности побуждает предприятия сокращать объемы выбросов загрязняющих веществ.
- На каких предприятиях наиболее успешно, активно внедряются экологически чистые технологии? Сказались ли условия финансового кризиса на работе предприятий в данном направлении?
- Безусловно, кризис не мог не сказаться на природоохранной деятельности предприятий, которые для того, чтобы выжить в непростой обстановке, были вынуждены приостановить реализацию многих природоохранных проектов и мероприятий. Тем не менее, даже в такой ситуации имеются положительные примеры. Наиболее значимым событием стало то, что 1 мая 2009 г. ОАО «Ижсталь» вывело из эксплуатации электросталеплавильный цех №21. Это привело к снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу почти на 3 тыс. тонн, или на 52% по сравнению с 2008 г.
- Согласно указу Президента РФ «Об особо охраняемых природных территориях», общая площадь особо охраняемых природных территорий (ООПТ) высокого ранга заповедования (заповедники, национальные парки) должна составлять не менее 3% от территории региона. Как складывается ситуация на территории Удмуртской Республики?
- Да, по президентскому указу №1155 от 2 октября 1992 г. площадь ООПТ высокого ранга заповедования должна составлять не менее 3% территории региона. В Удмуртии на сегодняшний день имеется национальный парк «Нечкинский» площадью 200 кв. км, что равно 0,5% площади Удмуртии. Если говорить о трех процентах территории нашего региона, то это ни много, ни мало 1236 кв. км – столько занимают Киясовский плюс Камбарский районы республики. Позвольте напомнить, что данный указ был издан в 1992 г. это было время неоправданных иллюзий: «Сделаем все, как на Западе». Сегодня каждому понятно, что ни одному региону не по карману создание и содержание таких огромных особо охраняемых природных территорий. Думаю, что гораздо продуктивнее обустроить уже имеющиеся ООПТ как федерального, так и регионального значения. В 2009 г. с целью обеспечения функционирования двух имеющихся в Удмуртии ООПТ регионального значения – природных парков «Шаркан» и «Уст-Бельск» - были созданы одноименные автономные учреждения Удмуртской Республики.
- В августе в Ижевское водохранилище была внесена третья партия штамма хлореллы. Насколько успешно проходить реализация проекта альголизации?
- В 2009 году для решения проблемы загрязнения Ижевского водохранилища сине-зелеными водорослями была начата реализация проекта альголизации (внесения микроводоросли хлореллы). В Ижевское водохранилище в общей сложности внесено 10,5 тонн этой микроводоросли. Ранее подобные работы по оздоровлению «цветущих» водоемов были проведены в ряде регионов России. Проведение альголизации Ижевского водохранилища было подробно рассмотрено в ходе состоявшегося 3 декабря в столице нашей республики заседания Бассейнового совета Камского бассейнового округа. Члены совета пришли к выводу, что по итогам проведенных мероприятий преждевременно судить об их эффективности, для этого нужно получить определенные количественные результаты. В проекте решения Бассейнового совета записано, что необходимо довести данный проект до конкретного результата, а также привлечь ученых и специалистов к научно-методическому обеспечению этих работ.
- Постановлением Правительства Удмуртской Республики №181 от 6 июля 2009 г. утверждена Республиканская целевая программа «Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы». Что в настоящее время удалось реализовать в рамках данной программы?
- Я очень рад, что в Удмуртии решение проблемы обращения с отходами вынесено на государственный уровень. Дело в том, что на сегодняшний день в республике накоплено более 50 млн. тонн отходов и ежегодно образуется порядка миллиона тонн отходов производства и потребления. Целью разработанной по инициативе Минприроды УР Республиканской целевой программы «Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы» является снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения на основе комплексного системного подхода, включающего в себя разработку нормативно-правовых, экономических, организационных и иных условий оптимизации управления в сфере деятельности по обращению с отходами производства и потребления. В рамках практической реализации указанной РЦП 29 сентября сего года был принят закон «Об отходах производства и потребления в Удмуртской Республике». Данный закон призван детализировать порядок экономического стимулирования в сфере обращения с отходами, способствовать созданию механизма внедрения сбора отходов с последующим направлением на переработку отходов, обладающих ресурсным потенциалом.
- Какие еще новые законодательные акты в области природопользования и охраны окружающей среды были приняты в последнее время? Как они смогут повлиять на изменение экологической обстановки на территории республики?
- На XIV сессии Государственного Совета УР также были внесены изменения в Закон Удмуртской Республики «О порядке получения права пользования участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые» (их принято сокращенно называть аббревиатурой ОПИ). Принятие этого закона исключает такой вид торгов, как конкурс, оставив только аукционы. Закон позволяет конкретизировать виды пользования недрами и стадийность проведения геологоразведочных работ, обеспечить исполнение полномочий органов местного самоуправления по выдаче разрешений на разработку месторождений. Кроме того, собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы теперь могут осуществлять добычу ОПИ, не числящихся на государственном балансе, для своих нужд и на глубину до 5 м без получения разрешения уполномоченного органа государственной власти. Минприроды УР совместно с Минстроем УР и Управлением Роспотребнадзора по УР подготовлена Концепция республиканской целевой программы обеспечения безопасного питьевого водоснабжения населения Удмуртской Республики «Чистая вода» на 2011-2020 гг., которая будет представлена на рассмотрение в Правительство УР в I квартале 2010 года. Думаю, что цели и задачи этого документа ясно прочитываются в его названии. Все вышеперечисленные законодательные акты направлены на достижение одной главной цели – обеспечение экологической безопасности жителей республики и конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. И это является самой приоритетной задачей нашего министерства.
Комментарий специалиста
Страхова Фаузия Равилевна, директор ООО "НИЦ "ЭКАС" |
Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.06.2009 г. №486 соискатель лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности должен представить в Ростехнадзор санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, с указанием конкретного вида обращения с отходами и класса опасности отходов.
Проекты нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты (НДС) согласовываются с соответствующими органами Ростехнадзора, Роспотребнадзора, Федеральным агентством по рыболовству, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утверждаются в Федеральном агентстве водных ресурсов с получением Разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в Ростехнадзоре.
В настоящее время проходит процедуру чтения и согласования проект приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ об утверждении Административного регламента, согласно которому государственная функция по утверждению проектов НДС и выдачи нормативов допустимых сбросов веществ в водные объекты для водопользователей будет осуществляться Федеральным агентством водных ресурсов.