Медленный яд
Номер журнала:
Рубрика:
Население Земли давно привыкло платить за блага цивилизации. Вот только плата за некоторые из них (причем довольно сомнительные) бывает слишком высока – здоровье и даже жизнь. Потребляя все больше и больше, общество в буквальном смысле слова заваливает себя горами мусора, подчас не представляя, какую опасность таит в себе обычная пластиковая бутылка, медленно тлеющая на свалке.
По разным оценкам, в России ежегодно накапливается от 130 до 150 млн кубических метров твердых бытовых отходов. Из них только 3% перерабатывается промышленными методами, около 4% уничтожается на мусоросжигательных заводах. Вся остальная масса в лучшем случае попадает на специализированные полигоны, в худшем – на несанкционированные свалки, количество которых не возьмется подсчитать ни одна надзорная организация. Между тем опасные газы и фильтрат, образующиеся на свалках в результате происходящих химических реакций и попадающие в воздух и воду, приносят огромный вред окружающей среде и здоровью человека.
Во всем мире с отходами цивилизации бороться стараются цивилизованно: бытовой мусор сортируется, используется во вторичном производстве, а то, что невозможно использовать повторно, уничтожается на специальных заводах, оснащенных дорогостоящим и высокоэффективным оборудованием. Постепенный переход от полигонного захоронения к промышленной переработке стал основной тенденцией решения проблемы ТБО в мировой практике. В конце 80-х начале 90-х гг. в России тоже предполагалось, что главным направлением переработки ТБО будет их сжигание, компостирование и сортировка. Однако огромные капиталовложения, которых требует развитие этих методов, не позволили слабому в то время государству уйти от традиционного способа – захоронения отходов. Несовершенство и высокая стоимость внедрения других технологий утилизации отходов, разрабатываемых отечественными и зарубежными учеными, и сейчас позволяет говорить о том, что в нашей стране альтернативы полигонам ТБО пока нет и, видимо, не будет еще долго. Поэтому основной задачей должно стать строительство новых (ежегодно для решения проблемы размещения мусора в России выделяются площади в 7-10 га), обустройство уже существующих сооружений, продление их жизни, уменьшение вредного воздействия на окружающую среду. Между тем вывод земель из режима полигонов – это еще одна проблема для государства, решение которой впоследствии все-таки потребует внедрения новых способов утилизации ТБО. Дело в том, что, по различным оценкам, возможность начала строительного освоения территорий, выведенных из эксплуатации полигонов, составляет 50-70 лет с момента его окончательного закрытия, а использование территории в качестве земель сельскохозяйственного назначения без специальной и достаточно дорогостоящей подготовки вообще невозможно. Таким образом, в ближайшей перспективе Россия может превратиться в территорию, испещренную своеобразными «зонами отчуждения» – землями, эксплуатация которых будет запрещена.
Чистая вода родников?
По словам заместителя Управления Ростехнадзора по УР Михаила Юрьевича Чеботарева, система по утилизации твердых бытовых отходов действует только в столице и ряде крупных городов России. В целом же по регионам ситуация довольно печальная. Не выбивается из общей картины и Удмуртия. По некоторым данным, в регионе ежегодно образуется 255 тыс. тонн (или порядка 1 млн куб. м) ТБО, причем до 70% от общего объема отходов образуется в городах республики. Между тем как таковая централизованная система сбора и размещения ТБО в республике отсутствует. В регионе существует всего один полигон, построенный санкционированно, по проекту – это Ижевский (Нылгинский) полигон, главный в УР, куда свозится основное количество отходов. Также к санкционированным полигонам относятся две свалки в Завьяловском и Глазовском районах, построенные по проекту и имеющие заключение экологической экспертизы, куда свозятся в основном нетоксичные отходы с садоогородов и близлежащих сел и деревень. В последние годы часть свалок городов Удмуртии была передана в аренду коммерческим организациям, взявшим на себя обязательства по их содержанию. Теперь здесь проводятся работы по обустройству в соответствии с природоохранным законодательством, соблюдается технология складирования отходов, постепенно налаживается сбор вторичного сырья. Такие свалки можно отнести к категории «условно санкционированных», требующих легализации для более эффективного решения проблемы размещения ТБО.
Все остальные свалки (по некоторым подсчетам, количество крупных из них – площадью более 30 кв. м достигает 179) являются несанкционированными, возникают хаотично и никем не контролируются. По требованиям же полигон ТБО должен размещаться в местах, где выявлены глины или тяжелые суглинки, а грунтовые воды находятся на глубине более 2 метров. Под полигоны нельзя использовать болота глубиной более 1 метра и участки с выходами грунтовых вод в виде ключей. Место для устройства полигона ТБО должно отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки города и его пригородной зоны. Кто из нарушителей, сваливающих мусор в ближайший овраг, принимает в расчет требования по размещению полигонов ТБО? В результате никто с уверенностью не сможет сказать, что бьющие из земли ключи, которыми так богат родниковый край и которые пользуются большой популярностью среди населения того же Ижевска, несут живительную, а не смертоносную влагу.
Совместно с экологической милицией и прокуратурой Ростехнадзор проводит работу по закрытию нелегально открытых и эксплуатирующихся свалок. В 2007 году в ряду прочих по заключению суда были закрыты свалки в п. Игра и с. Малая Пурга как не отвечающие экологическим, санитарным и никаким другим необходимым требованиям.
Проблему утилизации ТБО косвенно усугубляет и дробление специализированных предприятий на ряд частных в ходе реформирования ЖКХ. Сбор, транспортировка и утилизация мусора на сегодняшний день не является рентабельным бизнесом, поэтому зачастую предпринимательская деятельность в этой сфере осуществляется нелегально. Пример тому – крупный скандал, разгоревшийся в г. Ижевске в связи с незаконной деятельностью перевозчиков мусора. Несколько предприятий больше года перевозили отходы без наличия соответствующей лицензии, самостоятельно заключив договоры не только на вывоз ТБО, но и отходов промышленного производства. Между тем на полигонах ТБО могут размещаться только некоторые виды твердых промышленных отходов 3 и 4 класса опасности. Иначе в результате их взаимодействия начинают происходить химические реакции, вызывающие явление «горящих свалок». (Так, на протяжении нескольких лет горела свалка по Сарапульскому тракту. Тушить такие свалки водой бессмысленно – поступление ее только усиливает протекание химических реакций). По деятельности перевозчиков мусора было возбуждено 6 уголовных дел, в результате нерадивых предпринимателей обязали выплатить большие штрафы и получить необходимые лицензии.
- Почему мы делаем упор на лицензирование? – говорит Михаил Чеботарев. – Потому что лицензия – это тот барьер, который установило государство, чтобы определить, готово ли предприятие, имеет ли оно необходимый уровень технической оснащенности для осуществления данного вида деятельности.
Техническая оснащенность действительно является одной из важных составляющих грамотного обращения с отходами. Например, мусор должен перевозиться в специальной машине, ведь по дороге можно растерять до трети ТБО, тем самым, транспортируя отходы с одного места, загрязнять другие. А это небезопасно и с санитарно-эпидемиологической точки зрения: мусор, например, привлекает грызунов, повышение их популяции обуславливает всплеск геморрагической лихорадки.
Лицом к проблеме
Суть всех сегодняшних бед, по словам Михаила Чеботарева, кроется в элементарном отсутствии культуры обращения с отходами. На протяжении длительного времени муниципальные организации, занимавшиеся утилизацией ТБО, были обеспокоены только одной проблемой – как и куда свалить мусор. При этом вопросы экологии не принимались во внимание. В результате сегодня налицо нехватка санкционированных полигонов, высокотехнологичных мусороперерабатывающих заводов (в Удмуртии их вообще нет).
Но настоящий корень проблемы – отсутствие культуры обращения с отходами среди населения. Простой раздельный сбор ТБО (отходы, которые можно использовать повторно, – в один контейнер, остальное – в другой) мог бы значительно снизить разрастание полигонов и несанкционированных свалок. Мировая практика показывает, что раздельный сбор мусора сокращает объем ТБО, который необходимо подвергнуть уничтожению и захоронению, до 60-80%. Однако в защиту населения хочется сказать, что и мульды для раздельного сбора отходов, если и стоят, то в единичных дворах. Сам Михаил Чеботарев отмечает, что в Удмуртии настоящие меры по раздельному сбору, сортировке и мусоропереработке ТБО пока не принимаются.
27 ноября 2007 года в Удмуртии состоялась первая конференция, посвященная проблеме утилизации отходов и возможности их вторичного использования. В ней приняли участие специалисты Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республики, представители различных предприятий, занимающихся утилизацией и захоронением отходов, санитарной очисткой населенных пунктов, а также представители промышленных предприятий республики.
Мероприятие было направлено на поиск совместного пути решения проблемы по утилизации ТБО в Удмуртии, в том числе используя опыт соседних регионов и зарубежных стран. В качестве одного из перспективных путей решения проблемы утилизации отходов на территории республики Удмуртская Ассоциация переработчиков отходов предложила проект системы кустовых полигонов. Цель ее создания – снижение затрат на строительство и эксплуатацию полигонов ТБО в каждом районе за счет создания системы сбора, транспортировки и захоронения отходов по кустовому принципу. То есть на территории восьми межрайонных образований (кустов): северо-западном, северо-восточном, северо-центральном, западном, центральном, восточном, юго-западном и юго-восточном предлагается возвести крупные межрайонные полигоны, на которые будут свозиться все отходы с близлежащих районов. Первоначальный сбор ТБО будет осуществляться на мусороперегрузочных станциях, которые также предстоит построить, там часть отходов будет отобрана во вторичное сырье, остальное будет направлено на захоронение на кустовых полигонах.
Несмотря на «экологическую привлекательность» проекта, стоимость его реализации достаточно высока – 900 млн рублей. В свете уже отмечавшейся ранее нерентабельности «мусорного» бизнеса привлечь в ближайшее время частные инвестиции для реализации данного проекта представляется весьма проблематичным. К тому же сама Ассоциация пока не имеет ни веса, ни авторитета. По словам М.Ю. Чеботарева, данная организация недавно создана, пока ни в одном надзорном органе не зарегистрирована, лицензии на обращение с отходами не имеет.
Выход есть
Выходом из сложившейся ситуации в ближайшее время может стать лишь активное проведение государственной политики в области утилизации ТБО, считает М. Ю. Чеботарев. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят еще в 1998 году, он определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия их на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья; также приняты и действуют Законы «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе» и др. В некоторых регионах: Москве, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Свердловской, Владимирской областях, республике Татарстан и других действуют специальные программы, связанные с обращением с ТБО. Такие программы необходимы и в Удмуртии, отмечает М. Ю. Чеботарев. Ведь если утилизация промышленных отходов находится под достаточно жестким контролем таких организаций, как Ростехнадзор, Роспотребнадзор, и предприятия почувствовали, что за последние два года резко ужесточились требования законодательства по оформлению разрешительной документации, то в части контроля за размещением ТБО (а значит, и решения экологической и экономической проблемы, связанной с утилизацией отходов общества) подобные проекты только разрабатываются. Хотя и это уже большой шаг вперед. Так, 24 октября 2007 года на первом заседании недавно созданного при Управлении Ростехнадзора РФ по УР «Общественного Совета по вопросам экологии и охраны окружающей среды» обсуждался проект концепции Республиканской целевой программы «Отходы производства и потребления в 2008-2012 гг.», направленной на снижение объемов захоронения отходов, увеличение объемов их переработки, обеспечение безопасного складирования и хранения токсичных отходов. В настоящее время подготовлено и находится на стадии согласования Постановление Правительства УР «Об утверждении порядка ведения регионального кадастра отходов производства и потребления УР». Формирование и ведение РКО позволит проводить дистанционный контроль соблюдения природоохранного законодательства, а также решать практические задачи управления отходами на региональном и муниципальном уровнях. Принятие подобных программ и соответствующих законопроектов позволит более эффективно решать проблему с утилизацией ТБО в Удмуртской Республике, о чем позволяет говорить положительный опыт соседних регионов.