Лишние гигакалории в мегаватты
Номер журнала:
Рубрика:
В октябре 2008 года в ОАО «ИжАвто» состоялся организованный Правительством Удмуртской Республики и издательством журнала «Промышленная и экологическая безопасность» круглый стол «Проблемы и перспективы развития малой энергетики в Удмуртской Республике. Энергосбережение и энергоэффективность. Государственная политика. Опыт хозяйствующих субъектов». Его участники перед обсуждением проблем развития малой энергетики и внедрения когенерационных технологий в республике ознакомились с опытом работы в этом направлении ОАО «ИжАвто».
Решетов Леонид Иванович, главный энергетик ОАО "ИжАвто" |
Перспектива энергодефицита поставила перед крупными потребителями задачу повышения энергоэффективности производств. ОАО «ИжАвто» одним из первых в Удмуртии пересмотрело свою энергетическую политику. На основе данных проведенного аудита энергетического хозяйства завода начата реализация проекта по выработке электроэнергии на базе имеющихся теплогенерирующих мощностей.
При выработке электроэнергии собственной генерации на автозаводе комплексно решаются следующие задачи: повышается надежность электроснабжения; покрывается часть потребности завода в более дешевой электроэнергии (зимой - до 30%, летом - до 50%); решаются вопросы энергосбережения; загружаются неиспользуемые мощности котельной. Срок окупаемости капитальных вложений с момента ввода объекта в эксплуатацию ориентировочно составит около 4 лет. Себестоимость вырабатываемой электроэнергии будет более, чем в 2 раза ниже цен оптового рынка электроэнергии и мощности.
Энергетическое хозяйство «ИжАвто»
В котельной завода установлено 6 водогрейных котлов типа ПТВМ и 4 паровых котла ГМ-50-14/250. Основным топливом является природный газ, резервным – топочный мазут. Водогрейные котлы работают на теплоснабжение завода и двух микрорайонов города. До настоящего времени из 4 паровых котлов загружен лишь один, мощности остальных не востребованы. При этом часть энергии терялась в связи с тем, что вырабатываемый котлом пар с давлением 13 атм редуцируется до 1,5 атм необходимого потребителям.
Предлагаемые решения
Анализ показал, что за счет невостребованной паровой мощности на базе котельной возможно вырабатывать не только тепловую, но и электрическую энергию. Для совместной выработки тепла и электроэнергии было предложено установить два блочных противодавленческих паровых турбо-агрегата суммарной номинальной мощностью 6500 кВт производства ОАО «Калужский турбинный завод». Это позволяет, не теряя выработанной мощности, обеспечить технологические агрегаты паром c давлением 1,5 атм после турбоагрегатов и одновременно выработать порядка 40 млн кВтч электроэнергии в год.
Распределение электроэнергии
Распределение электрической энергии будет производиться через существующую сеть электроснабжения завода: на шины подстанции «Автозавод», принадлежащей филиалу «Удмуртэнерго» МРСК «Центра и Приволжья», от которой электро-энергия радиально распределяется по восьми заводским распределительным пунктам с последующей передачей ее потребителям. Такой способ распределение электроэнергии собственной генерации определяет работу турбоагрегатов параллельно с сетью и является наиболее экономичным режимом работы для них. В этом случае обеспечивается наиболее равномерная загрузка электрогенераторов.
ОАО «ИжАвто» предприняло четыре попытки получения у электросетевой организации технических условий на этот вариант подключения турбоагрегатов. И только четвертая заявка, оформленная после выхода Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.04 г. №861- новая редакция утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.07 г. №168), увенчалась успехом.
Проблемы малой генерации
В ходе реализации проекта создания собственной генерации выяснилось, что, несмотря на обилие указов и постановлений на эту тему, фактически отсутствуют внешние стимулы для хозяйствующих субъектов в создании собственной генерации, кроме роста тарифов и перспективы нерегулируемых цен на электроэнергию.
Возникли трудности с подключением генераторов ОАО «ИжАвто» к подстанции «Автозавод» в параллельную работу с энергосистемой. Законодатель, не разделяя потребителей и генераторов электрической энергии, ставит их в равные условия при получении услуг на технологическое присоединение к объектам крупного электросетевого хозяйства.
Вторая сложность связана с котловым тарифом на передачу электрической энергии, который был введен в 2008 году и при экономическом обос-новании проекта не учитывался. Выдав электроэнергию на шины подстанции «Автозавод» и сразу потребив ее, автозавод, тем не менее, в соответствии с буквой закона должен платить по котловому тарифу сетевой организации за услуги по передаче электроэнергии. И еще одна проблема, которую необходимо решить — отсутствие специалистов по эксплуатации и ремонту турбоагрегатов.
Перспективы
Работа по реализации проекта в целом идет по плану. Изготовлены фундаменты под турбоагрегаты, построено генераторное распределительное устройство - ГРУ, заказано и смонтировано оборудование. При получении положительных результатов от реализации проекта с противодавленческими турбинами, возможно дальнейшее наращивание собственной генерирующей электрической мощности. Реализация последующих этапов будет зависеть от рыночных цен на топливо, тарифов на услуги по передаче электроэнергии и ситуации на оптовом и розничных рынках электрической энергии, а также от изменений в политике государства в направлении создания механизмов повышения заинтересованности хозяйствующих субъектов в строительстве источников малой генерации.
ОАО «ИжАвто» является современным, по мировым меркам, автомобильным производством. И наряду с заводом на высокий уровень поднялось и его энергохозяйство, став лидером энергоэффективной политики в промышленности.