Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

сентябрь 2021

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Минтруд России и Роспотребнадзор дали совместные разъяснения по организации в трудовых коллективах вакцинации против коронавирусной инфекции и порядку учета процента вакцинированных.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

С момента объявления в мире пандемии COVID-19 на ПАО «Нижнекамскнефтехим» были приняты беспрецедентные меры безопасности для сохранения здоровья персонала. Это помогло предупредить массовое заражение в коллективе и сохранить его работоспособность в полном объеме. Однако пока угроза коронавируса не сходит с повестки, перед компанией поставлена задача по максимальному охвату работников вакцинацией с целью создания коллективного иммунитета.

Статья находится в свободном доступе благодаря ПАО «Нижнекамскнефтехим»

В последние годы в Российской Федерации существенно изменился подход к решению проблем обеспечения промышленной безопасности. Это область, в которой действующие требования регулярно пересматриваются и уточняются. Важность этого принципа обусловлена изменениями, диктуемыми реальным сектором экономики, поэтому предотвращение чрезвычайных ситуаций и контроль за исполнением всех профилактических мер со стороны государства ведется очень строго.  

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК»

Свежий номер

№ 8 (173), август, 2021
В номере:

Теги

Лицензирование АЗС

Номер журнала: 

Рубрика: 

20 марта в Управлении Ростехнадзора по Удмуртской Республике состоялось совещание на тему лицензирования АЗС. В работе совещания приняли участие заместители руководителя Управления Борис Иванович Шапкин и Михаил Юрьевич Чеботарев, начальник отдела по надзору в электроэнергетике Управления В.М. Каляпин, начальник отдела государственного экологического контроля и администрирования платежей Т.В. Ашихмина, специалисты управления, представители хозяйствующих субъектов: ОАО «Удмуртнефтепродукт», ООО «АСПЭК-нефтепродукт», ООО «АЗС-сервис», ОАО «Татнефть», ООО «АЗС-Сервис», ООО «АЗС-Синтез», ООО «Юникам» и другие.

Открывая совещание, Борис Иванович Шапкин сообщил, что целью совещания является разъяснение Положения «О лицензировании  деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.07 года № 18, юридическим и физическим лицам, занимающимся деятельностью по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов (ВОПО), какими являются АЗС. Участники совещания были проинформированы о письме Федеральной службы № КЧ 43258 от 20.02.07, в котором указано следующее. «В свете Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с вновь принятым положением «О лицензировании деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов» и в соответствии с Правилами эксплуатации автозаправочных станций определено следующее: организациям необходимо иметь соответствующую лицензию на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов, где осуществляется хранение горюче-смазочных материалов», – сказал Борис Иванович Шапкин.
Согласно вновь принятому Положению о лицензировании деятельности по эксплуатации ВОПО, утвержденному Правительством РФ от 17.01.07 №18, взрывоопасными производственными объектами являются объекты, на которых хранятся, транспортируются легковоспламеняющиеся и горючие материалы. К таковым объектам относятся и автозаправочные станции.
В целях упорядочения надзора за соблюдением требований безопасности при эксплуатации АЗС руководителям территориальных органов Ростехнадзора провести работу по лицензированию деятельности АЗС в соответствии с вновь принятым Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации ВОПО. Для этого необходимо выполнить следующие мероприятия: 
- если организация имеет лицензию по эксплуатации ВОПО, полученную в установленном порядке в органах Ростехнадзора, то необходимо ее переоформить в целях указания мест осуществления лицензируемого вида деятельности в согласованные сроки.
- юридическим и физическим лицам, эксплуатирующим АЗС и не имеющим в настоящее время лицензии, должны оформляться лицензии на эксплуатацию ВОПО по мере поступления заявлений.
Стоит отметить, что предприятиям необходимо не только получить лицензию на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта, но и зарегистрировать его в едином государственном реестре. Процедура регистрации несколько напоминает лицензирование. Сначала нужно провести идентификацию – определить тип опасного производственного объекта. В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» существуют три типа опасных производственных объектов. Исходя из этого, проводится регистрация объекта и его страхование. То есть до регистрации необходимо еще оформить страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта в случае аварии. Страховая сумма зависит от типа объекта. 
По сведениям начальника отдела по надзору в электроэнергетике управления Ростехнадзора по Удмуртии Вячеслава Михайловича Каляпина, все проверки были направлены на соблюдение и обеспечение безопасности по вопросам электроэнергетики, предупреждение аварий и несчастных случаев на опасных производственных объектах нефтебаз и автозаправочных станциях. За этот период был осуществлен допуск в эксплуатацию 11 автозаправочных станций общей установленной мощностью 540 киловатт. В ходе обследований была проведена проверка состояния 14 нефтебаз и 22 АЗС. «В основном мы проверяли юридические лица, – рассказывает Вячеслав Михайлович. – Если организация имеет в своем составе автозаправочную станцию, мы уделяли ей внимание. Проверки проводились в соответствии с требованиями правил промышленной безопасности нефтебаз, складов нефтепродуктов утвержденных Постановлением Госгортехнадзора от 20.05.03 N33 и РД 153-39.2-080-01. В результате проверок было выявлено 265 грубых нарушений. Составлено 3 протокола об административных правонарушениях. Соответствующие люди были привлечены к ответственности в виде штрафов. К основным недостаткам, как правило, относятся отсутствие ответственных за электрохозяйство, отсутствие средств защиты, невыполнение в полном объеме электрических испытаний оборудования. Еще есть момент. Работы во взрывоопасных зонах – это особый вид работ, на который нужно проводить дополнительное обучение персонала. Существуют структуры, занимающиеся подготовкой специалистов и где выдается этот вид разрешения».
Помощник природоохранного межрайонного прокурора Е.А. Федчишина довела до участников совещания сведения о нарушениях, выявленных прокуратурой при проводимых проверках на АЗС. Она обратила внимание владельцев и арендаторов АЗС, что при проверках АЗС прокуратурой будут проверяться правоустанавливающие документы на земельный участок под размещение АЗС, наличие документов о регистрации АЗС, как объекта недвижимости, наличие договоров аренды.


Комментарии к Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.01.07 № 18 «О лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов»

Карпов
Андрей
Владимирович, 

и.о. начальника отдела по   надзору  за взрывоопасными и химически опасными производственными объектами

Какими законодательными актами определен порядок лицензирования АЗС?
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 21 марта, 2 июля, 31 декабря 2005 г.) эксплуатация взрывоопасных производственных объектов относится к лицензируемым видам деятельности. 
Согласно вновь принятому Положению о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.07 № 18, взрывоопасными производственными объектами являются объекты, на которых хранятся, транспортируются легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. 
В соответствии с руководящим документом РД 153-39.2-080-01 «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций», принятым и введенным в действие Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01.07.01 № 229, автозаправочные станции предназначены для приема, хранения и выдачи автомобильного топлива, масел, смазок, запасных частей и специальных жидкостей для транспортных средств и их обслуживания, а также оказания услуг владельцам и пассажирам транспортных средств.
Для осуществления деятельности по их эксплуатации требуется соблюдение лицензионного законодательства, в данном случае – Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов.
В настоящее время Ростехнадзор осуществляет в пределах своей компетенции государственный экологический и энергетический надзор на автозаправочных станциях. Группы резервуаров и сливо-наливных устройств отдельных автозаправочных станций общего и необщего пользования (около 2000) внесены в Государственный реестр опасных производственных объектов. 
 Проверки территориальных органов, а также анализ обращений и жалоб граждан и организаций за период 2004-2006 гг. показали недостатки в организации надзора на указанных опасных объектах, в том числе по применению должностными лицами Ростехнадзора норм и права. Значительное количество жалоб граждан указывает на нарушения требований безопасности при строительстве новых автозаправочных станций в селитебной зоне.
 В целях упорядочения надзора за соблюдением требований безопасности при эксплуатации автозаправочных станций будет проводиться работа по лицензированию деятельности автозаправочных станций в соответствии с вновь принятым Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов. 
Что изменится для владельцев АЗС с принятием данного постановления?
 С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 17.01.07 № 18 «О лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов» (далее – Постановление) владельцам АЗС необходимо будет привести свои объекты к требованиям Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.97 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Ф.з. № 116-ФЗ), так как пункт 5 Постановления по перечню лицензионных требований и условий отправляет нас к Ф.з. № 116-ФЗ: 
а) соблюдение лицензиатом требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, установленных статьей 9 Ф.з. № 116-ФЗ;
б) соблюдение лицензиатом требований промышленной безопасности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, установленных статьей 10 Ф.з. № 116-ФЗ;
в) соблюдение соискателем лицензии (лицензиатом) требований к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, установленных статьей 7 Ф.з. № 116-ФЗ;
г) наличие у соискателя лицензии акта приемки в эксплуатацию опасного производственного объекта в соответствии со статьей 8 Ф.з. № 116-ФЗ;
д) организация соискателем лицензии и осуществление лицензиатом производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии со статьей 11 Ф.з. № 116-ФЗ;
е) организация и проведение лицензиатом технического расследования причин аварий на опасном производственном объекте в соответствии со статьей 12 Ф.з. № 116-ФЗ;
ж) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии со статьей 15 Ф.з. № 116-ФЗ;
з) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании взрывоопасного производственного объекта.
 Таким образом, будут определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации АЗС, как опасных производственных объектов, и исполнение Ф.з. № 116-ФЗ обеспечит предупреждение аварий на опасных производственных объектах и готовность организаций, эксплуатирующих АЗС, к локализации и ликвидации последствий аварий.
Какие документы необходимо предъявить в Ростехнадзор для оформления лицензии?
 Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), предусмотренные пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Ф.з. № 128-ФЗ). В заявлении о предоставлении лицензии указывается:
- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, – для юридического лица;
– фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, – для индивидуального предпринимателя;
– идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
– лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Ф.з. № 128-ФЗ, который соискатель лицензии намерен осуществлять, в нашем случае – эксплуатация взрывоопасных производственных объектов.
К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:
– копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) – для юридического лица;
– документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
а также копии в соответствии с пунктом 8 Положения: 
а) документов, подтверждающих наличие у него на праве собственности или на ином законном основании взрывоопасного производственного объекта;
б) акта приемки в эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта;
в) заключения экспертизы промышленной безопасности;
г) сертификатов соответствия оборудования и технических средств, используемых на взрывоопасных производственных объектах;
д) договора страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации взрывоопасных производственных объектов;
е) документов (дипломов, аттестатов, свидетельств), подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию работников, деятельность которых связана с эксплуатацией взрывоопасных производственных объектов.
 Если копии документов, предусмотренных пунктом 8 Положения, не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригиналов. Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных пунктом 8 Положения, не допускается. 
Какие суммы необходимо внести для оформления лицензии?
 При представлении в Ростехнадзор документов, перечисленных выше, лицензиат прикладывает платежные поручения об уплате госпошлины на 10 МРОТ (1 000 рублей) за полученную лицензию и на 3 МРОТ (300 рублей) за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии (документации).
В какие сроки планируется провести лицензирование всех АЗС республики?
 Юридическим и физическим лицам, эксплуатирующим автозаправочные станции и не имеющим в настоящее время лицензии, должны оформляться лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов по мере поступления от них заявлений в согласованные сроки.
Какие санкции будут применяться за несвоевременное оформление лицензий?
 Со стороны Ростехнадзора при невыполнении обязательств по оформлению лицензий в согласованные сроки юридическими и физическими лицами, эксплуатирующими автозаправочные станции и не имеющими в настоящее время лицензии, может применяться статья 3.12 Кодекса об административных правонарушениях по административному приостановлении деятельности и статья 9.1 ч. 1 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение требований промышленной безопасности. 
Как Ростехнадзором будут организованы проверки АЗС?
Проверки АЗС Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Удмуртской Республике будут проведены в соответствии с РД 04-354-00 «Положение о надзорной и контрольной деятельности в системе Госгортехнадзора».
 При проведении обследований автозаправочных станций будут применяться комплексные формы организации надзорной деятельности и использоваться руководящий документ РД 153-39.2-080-01 «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций», в части требований, относящихся к компетенции Ростехнадзора, а также другие действующие документы, содержащие требования к эксплуатации автозаправочной станции, ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения нефтепродуктов, метрологическому обеспечению, экологической и пожарной безопасности, обслуживающему персоналу и его профессиональной подготовке. После получения лицензии контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий будет осуществляться по РД 04-578-03 «Положение об организации и осуществлении контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий по видам деятельности, лицензирование которых отнесено к полномочиям Госгортехнадзора». 


Комментарий эксперта

Емелина
Марина 
Викторовна, 

директор  АНО «ЦИН»

Согласно правилам технической эксплуатации АЗС (принятым и введенным в действие Министерством энергетики РФ от 01.07.01) и Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов на предприятия нефтепродуктов  обеспечения (утвержденных и зарегистрированных в Минюсте РФ в 2003 г.) обязательно ежемесячное проведение анализов с резервуаров. Конечно же, при лицензировании АЗС как взрывоопасного производственного объекта будут смотреть наличие протоколов аккредитованной испытательной лаборатории, некачественные нефтепродукты приносят не только ущерб автовладельцу, но и в первую очередь причиняют вред здоровью человека; загрязняют окружающую среду. Именно поэтому при лицензировании АЗС будет проверяться качество хранимого топлива.
Кроме того, документы, необходимые для оформления данной лицензии, включают в себя экспертизу промышленной безопасности документации, связанной о эксплуатацией опасного производственного объекта, что само собой подразумевает наличие экспертизы промышленной безопасности технических устройств (резервуары, трубопроводы), отработавших нормативный срок службы. Кстати, напоминаю, что АНО «ЦИН» осуществляет деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности технических устройств на объектах химической и нефтехимической промышленности.

 

Все статьи рубрики

Похожие статьи

Минтруд России и Роспотребнадзор дали совместные разъяснения по организации в трудовых коллективах вакцинации против коронавирусной инфекции и порядку учета процента вакцинированных.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

С момента объявления в мире пандемии COVID-19 на ПАО «Нижнекамскнефтехим» были приняты беспрецедентные меры безопасности для сохранения здоровья персонала. Это помогло предупредить массовое заражение в коллективе и сохранить его работоспособность в полном объеме. Однако пока угроза коронавируса не сходит с повестки, перед компанией поставлена задача по максимальному охвату работников вакцинацией с целью создания коллективного иммунитета.

Статья находится в свободном доступе благодаря ПАО «Нижнекамскнефтехим»