Изменения, внесенные в Порядок расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов на ОПО
КЛИМЕНКО Максим Михайлович
эксперт-консультант по промышленной безопасности, директор по развитию экспертно-консалтинговой группы «МТК Эксперт»
Номер журнала:
Рубрика:
Общие положения
В текст Приказа Ростехнадзора от 19.08.2011 г. № 480 внесено более 70 изменений. Некоторые из них являются просто сменой формулировок и исправлением опечаток. Однако большая часть заслуживает внимания.
Прежде всего отметим, что по всему тексту документа термин «повреждение гидротехнического сооружения (повреждение ГТС)» заменен на «авария гидротехнического сооружения (авария ГТС)».
В связи с этим в обновленном тексте Приказа Ростехнадзора от 19.08.2011 г. № 480 (далее приказ № 480) часто встречается формулировка «аварии» вместо «аварии, повреждения ГТС» (в большинстве случаев фраза «повреждения ГТС» вовсе удалена). Именно эта правка составляет основную массу изменений в документе.
Скорректированы абзацы 3-4 п. 2 приказа № 480. Это связано в том числе с правкой существующих приложений к документу и введением нового Приложения 1.1 «Оперативное сообщение об инциденте».
Было | Стало |
---|---|
Оперативное сообщение — сведения об аварии, в том числе о несчастном случае, произошедшем в результате аварии, инцидента, а также об утрате взрывчатых материалов промышленного назначения, передаваемые по рекомендуемым образцам согласно приложениям № 1, 2 к настоящему порядку, организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, в территориальный орган Службы | Оперативное сообщение — сведения об аварии, инциденте, несчастном случае, произошедшем в результате аварии, инцидента, а также об утрате взрывчатых материалов промышленного назначения, передаваемые по рекомендуемым образцам согласно приложениям № 1, 1.1 и 2 к настоящему порядку, организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, в территориальный орган Службы |
Информация об аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения — сведения, передаваемые территориальным органом Службы об аварии, в том числе несчастном случае, произошедшем в результате аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, в центральный аппарат Службы | Информация об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения — сведения, передаваемые территориальным органом Службы об аварии, в том числе несчастном случае, произошедшем в результате аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, в центральный аппарат Службы |
Изменен п. 8 приказа № 480 (вместе с примечанием):
Было | Стало |
---|---|
Руководитель территориального органа Службы, осуществляющего надзор <*> за объектом, на котором произошла авария, инцидент, утрата взрывчатых материалов промышленного назначения, в течение 24 часов с момента получения оперативного сообщения об аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения проверяет достоверность и передает информацию об аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения в оперативную диспетчерскую службу Службы (далее ОДС) <*> При временной регистрации передвижных технических устройств(кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистерн, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п. руководитель территориального органа, на территории деятельности которого произошла авария, инцидент, утрата взрывчатых материалов промышленного назначения |
Руководитель территориального органа Службы, осуществляющего надзор <*> за объектом, на котором произошла авария, утрата взрывчатых материалов промышленного назначения, в течение 24 часов с момента получения оперативного сообщения об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения проверяет достоверность и передает с использованием информационных систем информацию об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения в оперативную диспетчерскую службу Службы (далее ОДС) <*> При временной регистрации передвижных технических устройств(кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистерн, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п. руководитель территориального органа, на территории деятельности которого произошла авария, утрата взрывчатых материалов промышленного назначения |
Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, причин аварий на гидротехнических сооружениях
Можно заметить, что изменено само наименование раздела: вместо фразы «повреждения гидротехнических сооружений» указана «аварии гидротехнических сооружений», о чем было сказано выше. Аналогичным образом изменились названия подразделов.
Порядок организации работ по проведению технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, аварии гидротехнического сооружения.
Изменена редакция п. 9 документа. Внимания заслуживают корректировки в абзаце 1:
Было | Стало |
---|---|
Техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте, повреждения гидротехнического сооружения объекта промышленности и водохозяйственного комплекса (далее аварии, повреждения ГТС) направлено на установление обстоятельств и причин аварии, повреждения ГТС, размера причиненного вреда, ответственных лиц, виновных в происшедшей аварии, повреждении ГТС, а также на разработку мер по устранению их последствий и профилактических мероприятий по предупреждению аналогичных аварий, повреждений ГТС на данном и других поднадзорных Службе объектах | Техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте, аварии гидротехнического сооружения (далее аварии) направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда, лиц, виновных в происшедшей аварии, а также на разработку мер по устранению последствий аварий и профилактических мероприятий по их предупреждению |
Правки не обошли стороной и п. 10 приказа № 480. Причем помимо изменения текста в пункте сделаны важные дополнения.
Так, теперь в состав комиссии по техническому расследованию причин аварий включаются представители:
- не только организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, ГТС, но и собственника ГТС;
- федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (то есть органы МЧС России, которые ранее в комиссию не входили).
В новой редакции изложен абзац 9 п. 10:
Было | Стало |
---|---|
При авариях, повреждениях ГТС, связанных с разрушением сооружений и(или) технических устройств, неконтролируемым взрывом и (или) выбросом опасных веществ, в состав комиссии по техническому расследованию включается должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль в области охраны окружающей среды, а также, для уточнения данных о последствиях аварии, повреждения ГТС и уровнях загрязнения, привлекаются соответствующие эксперты (экспертные организации), аккредитованные в установленном порядке для проведения соответствующих качественных и количественных измерений. | При авариях, связанных с выбросом опасных веществ, в состав комиссии по техническому расследованию включается представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области охраны окружающей среды. |
Таким образом, оснований для включения в состав комиссии надзорного органа ООС стало меньше. А эксперты для уточнения данных о последствиях аварии на ГТС и уровнях загрязнения и вовсе не привлекаются. Редакция п. 18 приказа № 480 приведена в соответствие с актуальной версией ФЗ № 116 (в ней упоминаются общественные инспекторы в области промышленной безопасности):
Было | Стало |
---|---|
Комиссия по техническому расследованию может привлечь к расследованию причин аварии, повреждения ГТС экспертные организации и специалистов в области промышленной безопасности (безопасности ГТС), изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях | Комиссия по техническому расследованию может привлекать к расследованию экспертные организации, экспертов в области промышленной безопасности, общественных инспекторов в области промышленной безопасности, специалистов в области безопасности гидротехнических сооружений и специалистов в области инженерных изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях |
Порядок оформления, учета и анализа материалов технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, причин аварии на гидротехническом сооружении
Важное изменение внесено в абзац 1 п. 30 документа:
Было | Стало |
---|---|
Комиссия по техническому расследованию может привлечь к расследованию причин аварии, повреждения ГТС экспертные организации и специалистов в области промышленной безопасности (безопасности ГТС), изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях | Комиссия по техническому расследованию может привлекать к расследованию экспертные организации, экспертов в области промышленной безопасности, общественных инспекторов в области промышленной безопасности, специалистов в области безопасности гидротехнических сооружений и специалистов в области инженерных изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях |
Согласно внесенной правке теперь не нужно один раз в полугодие подавать в Ростехнадзор информацию об авариях на ОПО и ГТС, а также их причинах.
Порядок расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учета и анализа
Новая редакция заголовка подраздела говорит о том, что пункты 32-35 приказа № 480 больше не применяются к расследованию причин, учету и анализу инцидентов на ГТС. Изменения в п. 32 документа можно назвать принципиальными:
Было | Стало |
---|---|
Расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах и ГТС, их учет и анализ регламентируются соответствующими документами, утвержденными организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, и согласованными с территориальным органом Службы, осуществляющим надзор за данными объектами | Расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учет и анализ регламентируются соответствующими документами, утвержденными организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект |
Обратите внимание: с 05.11.2017 г. больше не нужно согласовывать с Ростехнадзором Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на ОПО (ПРИ). Теперь документ просто утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.
Изменения в Приложения к Приказу Ростехнадзора от 19.08.2011 г. № 480
Основное количество изменений внесено именно в приложения к приказу № 480.
В приложении № 1:
- изменилось название формы оперативного сообщения об аварии — теперь оно звучит как «Оперативное сообщение об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения»;
- термин «повреждение ГТС» заменен на «авария гидротехнического сооружения»;
- вместе с регистрационным номером ОПО в оперативном сообщении теперь надо указывать класс опасности объекта;
- изменилось название формы информации об авариях на объектах магистрального трубопроводного транспорта — теперь оно звучит как «Информация об авариях на объектах магистрального трубопроводного транспорта (газопровод, нефтепровод, нефтепродуктопровод, аммиакопровод) и сетях газораспределения»;
Добавилось приложение 1.1 «Оперативное сообщение об инциденте», которое должно включать следующую информацию:
1. Вид инцидента:
- отказ технических устройств;
- повреждение технических уст-ройств;
- отклонение от установленного режима технологического процесса.
2. Наличие пострадавших — указать их количество, в том числе погибших. В данной ситуации к оперативному сообщению об инциденте нужно приложить оперативное сообщение (информацию) о несчастном случае по образцу из приложения № 2 к приказу № 480.
3. Дата и время (московское) инцидента.
4. Хозяйствующий субъект, вер-тикально-интегрированная структура.
5. Территориальный орган (Ростехнадзора), вид надзора.
6. Организация (эксплуатирующая объект).
7. Место нахождения организации (субъект Российской Федерации, город, поселок).
8. Место инцидента (производство, участок, цех, координаты по трассе с привязкой к ближайшему населенному пункту).
9. Регистрационный номер объекта — указывается наименование и рег. номер ОПО по Свидетельству о регистрации, класс опасности ОПО.
10. Обстоятельства инцидента и последствия (в том числе травмирование).
11. Реквизиты и контакты лица, передавшего оперативное сообщение об инциденте.
12. Реквизиты лица, принявшего оперативное сообщение об инциденте (заполняет надзорный орган).
13. Дата и время (московское) приема оперативного сообщения об инциденте (заполняет надзорный орган).
14. Причина задержки передачи информации в установленный срок (указывается при задержке более
24 часов).
В приложении № 3:
- изменилось наименование формы акта технического расследования причин аварии — теперь оно звучит как «Акт технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, гидротехническом сооружении»;
- по всему тексту акта технического расследования причин аварии удалена фраза «повреждение ГТС».
В приложении № 4:
- изменилось наименование формы журнала учета аварий — теперь оно звучит как «Журнал учета аварий, происшедших на опасных производственных объектах, аварий на гидротехнических сооружениях;
- по всему тексту формы журнала удалена фраза «повреждение ГТС».
В приложении № 5:
- изменилось наименование формы журнала учета инцидентов — теперь оно звучит как «Журнал учета инцидентов, происшедших на опасных производственных объектах» (упоминание о ГТС исключено).