Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2021

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

57 км² очищенной территории, более 54 т собранного мусора, более 9000 посаженных деревьев и кустарников — таков итог экологической работы ООО «Газпром трансгаз Чайковский» в 2021 году на территории Чайковского городского округа.

Статья находится в свободном доступе благодаря Газпром Трансгаз Чайковский

Свадебные путешествия на катамаранах, канатные дороги и другие варианты развития акватории главной реки юго-востока Татарстана предложили в конце прошлой недели участники экосплава «Татнефти» — слушатели пятого модуля образовательной программы МВА, который был организован Корпоративным университетом компании.

Статья находится в свободном доступе благодаря ПАО «Татнефть»

Подразделения «Татнефти» активно внедряют и используют технологии, отвечающие целям устойчивого развития. Так, на Бавлинском участке сероочистки Управления «Татнефтегазпереработка» установка утилизации кислых газов успешно решает задачу по снижению выбросов сернистых соединений. За время ее эксплуатации переработано 7000 т сероводорода в элементарную серу, что позволило предотвратить загрязнение атмосферного воздуха 15 тыс. т диоксида серы.

Статья находится в свободном доступе благодаря ПАО «Татнефть»

Свежий номер

№ 10 (175), октябрь, 2021
В номере:

Теги

Изменения нормативно-правовой базы в области экологии: что вступило и вступит в законную силу

ДУДНИКОВ  Юрий Владимирович,  руководитель Управления Федеральной службы  по надзору в сфере  природопользования  по Республике Башкортостан

ДУДНИКОВ Юрий Владимирович
руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан

Номер журнала: 

Рубрика: 

Так, в соответствии с приказом от 13 октября 2015 года № 810 территориальным управлениям Росприроднадзора были переданы полномочия по рассмотрению материалов подтверждения класса опасности по 102 видам отходов, что позволило на местном уровне более оперативно решить эту задачу. Кроме того, претерпел изменения федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно нововведениям, с 1 июля 2015 года лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2015 года № 1062 утверждено «Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности».
Также с 2015 года объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
- объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
- объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты II категории;
- объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;
- объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.

Для лиц, осуществляющих деятельность на объектах I категории, установлена обязанность подать заявку по получению комплексного экологического разрешения не позднее двух месяцев до ввода построенного, реконструированного объекта в эксплуатацию, а также не позднее четырех месяцев до истечения срока действия комплексного экологического разрешения. 

Постановление от 28 сентября 2015 года № 1029 позволило дифференцировать предприятия по значимости воздействия на окружающую среду в целях применения к ним в дальнейшем пропорциональных мер государственного регулирования.
Статья 3 «Основные принципы охраны окружающей среды» дополнена пунктом обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Главу I дополнили ст. 4.1, которая закрепляет отнесение загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования. Перечень данных веществ утвержден Распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 года № 1316-р.
В ст. 5 расширены полномочия органов государственной власти РФ в части установления:
- перечня загрязняющих веществ;
- перечня областей применения наилучших доступных технологий;
- порядка разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям;
- порядка выдачи комплексных экологических разрешений, внесения в них изменений, их переоформления и отзыва;
- критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I-IV категорий.
Изменения коснулись и государственного учета объектов. Срок, в течение которого хозяйствующий субъект обязан поставить на учет эксплуатируемые объекты:
- для объектов, введенных в эксплуатацию после 1 января 2015 года, — в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации данных объектов;
- для объектов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2015 года, — в течение двух лет с момента вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ (до 1 января 2017 года).
Юридические лица, индивидуальные предприниматели при эксплуатации объектов I, II, III категорий обязаны разрабатывать программу производственного экологического контроля. При осуществлении производственного экологического контроля вышеуказанные лица обязаны: 
- проводить измерения выбросов, сбросов тех загрязняющих веществ, которые характеризуют применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества);
- фиксировать результаты производственного экологического контроля и представления в уполномоченный орган государственной власти отчета о результатах производственного экологического контроля.
При вводе в эксплуатацию стационарных источников выбросов юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны проводить инвентаризацию выбросов, источников выбросов не позднее двух лет с даты выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
С 1 января 2016 года вступили в силу изменения в сфере платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах IV категории, освобождены от обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Плату за размещение отходов обязано вносить лицо, при осуществлении которым хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы производства и потребления (при условии их дальнейшего размещения).
Отчетный период внесения платы за НВОС — один год (ранее I квартал).
С 1 января 2018 года вступят в силу следующие изменения:
1) В области охраны окружающей среды:
а) на стационарных источниках установить автоматические средства измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ;
б) с помощью технических средств фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ передавать сведения в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Перечень вышеуказанных стационарных источников будет указан в постановлении Правительства РФ. В настоящее время Минприроды России разработало проект постановления Правительства РФ «Об определении перечня стационарных источников и перечня вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих контролю посредством автоматических средств измерения и учета объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, концентрации вредных (загрязняющих) веществ в таких выбросах». Документ проходит процедуру общественного обсуждения.
2) В области государственной экологической экспертизы изменятся:
а) проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением случаев, если такая проектная документация входит в состав материалов обоснования лицензий в соответствии с подпунктом 4 данной статьи;
б) материалы обоснования комплексного экологического разрешения, разрабатываемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, в случае, если указанные материалы не содержат информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проведенной в отношении объектов, указанных в подпункте 7.5 данной статьи.
С 1 января 2019 года вступят в силу следующие изменения:
1. Нормирование НВОС:
А) для объектов I категории оформляется комплексное экологическое разрешение, а также разрабатываются:
- технологические нормативы;
- нормативы допустимых выбросов, сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), [при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ];
- нормативы допустимых физических воздействий;
- лимиты на размещение отходов производства и потребления.
Б) Для объектов II категории: 
- представляется декларация о воздействии на окружающую среду в уполномоченный орган государственной власти (в зависимости от уровня государственного экологического надзора), которая, в частности, содержит информацию о декларируемых объемах или массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов (расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов прилагаются к декларации);
- разрабатываются:
- нормативы допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
- лимиты на размещение отходов.
В) Для объектов III категории:
- разрабатываются нормативы допустимых выбросов, сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности);
- оформляются:
- разрешения на выброс, сброс радиоактивных веществ;
- разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
- представляется в уполномоченный орган государственной власти:
- отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Г) Для объектов IV категории разработка нормативов допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов, представление отчетности о выбросах, сбросах, об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
2. Комплексное экологическое разрешение:
- обязаны получать юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории; 
- вправе получать юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II категории (при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по НДТ).
Для лиц, осуществляющих деятельность на объектах I категории, установлена обязанность подать заявку на получение комплексного экологического разрешения не позднее двух месяцев до ввода построенного, реконструированного объекта в эксплуатацию, а также не позднее четырех месяцев до истечения срока действия комплексного экологического разрешения. Кроме того, понятия «лимиты на выбросы», «лимиты на сбросы» с 1 января 2016 года изменяются на понятия «временно разрешенные выбросы», «временно разрешенные сбросы».
Условием установления временно разрешенных выбросов, сбросов загрязняющих веществ является наличие: программы повышения экологической эффективности — для объектов I категории и плана мероприятий по охране окружающей среды — для объектов II-III категорий.
Срок действия временно разрешенных выбросов, сбросов совпадает со сроком реализации плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности и не может превышать семи лет. Установлен запрет на продление срока действия плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности. Для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, численность работников на которых составляет не менее чем 25 % численности работающего населения соответствующего населенного пункта (градообразующих организаций) или превышает пять тысяч человек, а также для объектов, хозяйственная и (или) иная деятельность на которых осуществляется федеральными государственными унитарными предприятиями или открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (товаров), выполнение работ, оказание услуг и имеют стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, срок реализации программы повышения экологической эффективности не может превышать 14 лет и не подлежит продлению.
Субъекты хозяйственной деятельности, для которых установлены временно разрешенные выбросы, сбросы, обязаны ежегодно представлять в уполномоченный орган государственной власти отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности. 

Все статьи рубрики