Итоги лицензирования ОПО
ВЕКСЕЛЬБЕРГ Андрей Сергеевич
эксперт-консультант по промышленной безопасности, технический директор экспертно-консалтинговой группы «МТК Эксперт»
Номер журнала:
Рубрика:
Данные содержатся в развернутом докладе, который опубликован на сайте Центрального аппарата Ростехнадзора (см. разделы «Деятельность» — «Проведение проверок» — «Ежегодные доклады об осуществлении государственного контроля (надзора) и об эффективности такого контроля» — «Ежегодные доклады по лицензированию» — Доклад о лицензировании за 2018 г.).
Ростехнадзор включил в доклад:
- оценку основных показателей эффективности (статистика обращений, сроки рассмотрения документов, статистика проверок, нарушений, наказаний и т.д.);
- анализ причин отказа в предоставлении и переоформлении лицензии;
- перечень нарушений, которые ведут к административным наказаниям, приостановлению действия и аннулированию лицензии;
- список мер, которые призваны исключить грубые нарушения лицензионных требований;
- свой взгляд на основные проблемы при эксплуатации ОПО и т.д.
Так, в 2018 г. Ростехнадзор выявил нарушения лицензионных требований по итогам 61,4 % проверок (плановых и внеплановых). При этом 80,6 % надзорных мероприятий закончились административными наказаниями (штрафы и санкции по ч.ч. 1 и 3 ст. 9.1 КоАП РФ).
Нарушения лицензионных требований
Нарушения лицензионных требований в 2018 г. стали основной причиной:
- отказа в предоставлении и переоформлении лицензии на эксплуатацию ОПО;
- наложения на лицензиата административных штрафов и других наказаний согласно КоАП РФ;
- приостановления действия и аннулирования лицензии на эксплуатацию ОПО.
Речь идет о несоблюдении п. 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 г. № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности»).
Институт лицензирования в его нынешнем виде учитывает реальное неудовлетворительное состояние промышленной безопасности при эксплуатации ОПО I, II и III классов опасности.
Ростехнадзор выделяет следующие нарушения:
1. На ОПО используют оборудование с истекшим сроком службы (ресурсом).
2. При эксплуатации технических устройств нарушают нормы обоснования безопасности машин и оборудования, подготовленного согласно ТР ТС.
3. При эксплуатации технических устройств нарушают требования руководств (инструкций) по эксплуатации, в том числе при:
- пуске в работу;
- использовании по прямому назначению;
- техническом обслуживании и всех видах ремонта;
- периодическом диагностировании, испытании;
- перевозке, упаковке, консервации и хранении.
4. Плохо организован или отсутствует производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации ОПО.
5. На ОПО отсутствуют приборы и системы контроля, управления, сигнализации и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов, когда их обязательность установлена ФНП и ФЗ № 116 (см. ч. 1 ст. 9).
6. Отсутствуют положительные заключения экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ) в соответствии со ст.ст. 7 и 13 ФЗ № 116.
7. ОПО эксплуатируют с нарушением требований промышленной безопасности, установленных ФНП, ФЗ № 116 и подзаконными актами.
По данным Ростехнадзора за 2018 г. 53 % владельцев ОПО I, II и III классов опасности нарушают лицензионные требования, что отражается в результатах надзорных мероприятий.
Грубые нарушения лицензионных требований
В 2018 г. Ростехнадзор зафиксировал 363 грубых нарушения лицензионных требований. В двух случаях был причинен вред жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде.
Среди причин грубых нарушений Ростехнадзор выделяет:
- эксплуатацию лицензиатами изношенного оборудования;
- оформление экспертными организациями положительных заключений ЭПБ на технические устройства, здания и сооружения, фактически не соответствующие требованиям промышленной безопасности.
Для профилактики и предотвращения грубых нарушений Ростехнадзор:
1. Усиливает лицензионный контроль.
2. Выявляет юридические лица и ИП, которые эксплуатируют ОПО без лицензии.
3. Взаимодействует с правоохранительными органами (МВД, прокуратура).
4. Формирует перечень организаций:
- допускающих грубые нарушения лицензионных требований;
- эксплуатирующих оборудование с истекшим сроком службы;
- допустивших отклонения от проектной документации при строительстве ОПО.
Основные проблемы при эксплуатации ОПО
Основные проблемы при эксплуатации ОПО, с точки зрения Ростехнадзора, заключаются в следующем:
1. Собственники и руководители организаций, эксплуатирующих ОПО, ответственные специалисты на объектах не подвергают всестороннему анализу нарушения в области промышленной безопасности (которые выявили внешние и внутренние проверки, аудит промышленной безопасности и т.д.).
2. Мероприятия, которые направлены на профилактику и предотвращение нарушений, носят формальный характер (например, выполняются не все рекомендации по результатам ЭПБ, технического диагностирования и освидетельствования, игнорируются данные отчета по результатам аудита промбезопасности и т.д.)
При этом Ростехнадзор отмечает, что институт лицензирования в его нынешнем виде учитывает реальное неудовлетворительное состояние промышленной безопасности при эксплуатации ОПО I, II и III классов опасности.