Государство решает проблемы нехватки квалифицированных кадров
Номер журнала:
Рубрика:
Комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики России, работающей под президентским началом, еще более года назад была поставлена цель – преодолеть «инженерный вакуум» в кадровом потенциале страны. Тем более что уже тогда полным ходом шла речь о построении и развитии инновационной экономики. Какими итогами можно оперировать сегодня в вопросах кадрового роста – об этом стало известно на очередном заседании профильной Комиссии, состоявшемся в г. Димитровграде. Говоря в целом, очевидно, что результаты на текущий момент еще достаточно размытые, но ясно и другое – в перспективе во многом именно от динамики решения этого вопроса будет зависеть геоэкономическая конкурентоспособность государства.
К технократам будущего
Инженерный корпус в России «постарел». И этот серьезный кадровый пробел, как проблему не только значимую, но и системную, признают многие. Такой первый и наиболее значимый посыл прозвучал в речи Президента страны Дмитрия Медведева, выступившего на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию с оценкой уровня кадрового менеджмента в отечественной экономике.
И пока эта ситуация, хотя и вошедшая в разряд регулируемых, далека от преодоления. По-прежнему из-за низкого социального статуса инженерные специальности не могут войти в число популярных и общественно востребованных, стать той эффективной для экономики сферой, где обеспечен постоянный и результативный кадровый приток.
Пока преодоление «инженерного вакуума» в кадровом потенциале страны остается макропроблемой. Но уже сейчас надо понимать, что в перспективе от динамики решения этого вопроса будет зависеть геоэкономическая конкурентоспособность государства.
Еще более плачевна ситуация с высококвалифицированными рабочими. Конечно, надо отметить, что давно апробированные технологические процессы кадрово сопровождаются на российских предприятиях достаточно хорошо. Но если иметь ввиду продвигаемые промышленные инновации, точнее их кадровое обеспечение, то здесь обстановка уже действительно сложная. По сути, в этом секторе и наблюдается особый инжиниринговый провал с точки зрения человеческого капитала.
Между тем, для того, чтобы не оказаться в числе последних на арене технологической гонки, которая ведется сегодня многими геоэкономическими лидерами, Россия должна встать на новый путь – системной подготовки для экономики эффективного «человеческого ресурса» и, если говорить образно, неких технократов будущего, которые и станут продвигать в реальном секторе комплексные технологические инновации. Очевидно, что при другой ситуации, когда экономическая модернизация не будет подкреплена критической массой профессионалов, умеющих создавать и внедрять сложные технологические решения, обновление не сможет произойти с ожидаемым всеми высоким результатом.
В действительности, если говорить о некоторых моментах, такая прогрессия сегодня уже происходит. Но процессы идут не так ритмично, как хотелось бы, учитывая потребности современной экономики.
Президент страны инициирует сразу «пакет предложений» для того, чтобы обойти все барьеры и «подводные камни» в ситуации, когда кадровое обеспечение реального сектора не имеет нужной динамики.
- Вопросы подготовки инженерных и рабочих кадров мы рассматривали на совместном заседании Комиссии и президиума Госсовета РФ примерно год назад, – напомнил Президент, выступая на состоявшемся заседании в Димитровграде. – По итогам встреч с инженерами вышел довольно емкий перечень поручений. Уже увеличено финансирование на обучение инженеров по приоритетным для нашей экономики направлениям. Но надо признаться, конечно, этого недостаточно. И нужно уделить внимание подготовке и других специалистов, которые необходимы для модернизации и технологического развития экономики. Это очень важная задача. По моему поручению была создана система прогнозирования занятости населения по секторам экономики. В 2012 г. она должна дать первые прогнозные балансы, на основе которых будет сформирован государственный заказ на подготовку специалистов. Это позволит избежать переизбытка или, наоборот, кадрового голода по тем или иным специальностям.
Встречная мотивация
Говоря об этом, Дмитрий Медведев напомнил и о другой смежной проблеме – качество подготовки выпускников вузов: «Очень часто, когда я встречаюсь с представителями компаний, в основном частных, но и государственных тоже, они говорят о низком качестве подготовки специалистов в наших университетах. Я думаю, что во многом они правы. В этой связи решено создать структуру по сертификации специалистов и, может быть, рейтинговую систему оценки качества их подготовки. Надо оценить и перечни направлений подготовки высшего профессионального образования на предмет модернизации. Иначе получается, что мы готовим специалистов, а специальностей таких уже просто нет. Или наоборот, спрос на определенных специалистов есть, а их нигде не готовят, такое, к сожалению, тоже распространено, хотя мы сейчас и стараемся «повернуться лицом» к рынку».
Лишь 37 % соискателей, имеющих инженерное образование, стремятся работать по специальности.
Дмитрий Медведев также обратил внимание руководства Министерства образования и науки РФ на то, что одним из критериев оценки работы вуза должен стать показатель трудоустройства выпускников и их работы по специальности в течение трех лет после обучения: «Ректоры высших учебных заведений должны понимать, что на основании этих показателей будут приниматься решения об объемах финансирования вуза и не в последнюю очередь – кадровые решения. Мы не раз говорили и о необходимости восстановления контактов предприятий с университетами, о том, что нужно стимулировать бизнес к участию в модернизации лабораторий, методических баз, в разработке и реализации образовательных программ, обновлении преподавательского корпуса. Наконец, работодатели должны более четко формулировать требования к квалификации молодых специалистов, участвовать в формировании профессиональных образовательных стандартов. Будут вводиться преференции для организаций, которые помогают развиваться вузам».
Кроме того, в Государственную Думу уже внесен законопроект, который регламентирует создание и деятельность попечительских советов университетов. В них должны быть и представители бизнеса, подчеркивает Президент: «Важно, чтобы они контролировали финансовую сторону, следили за содержанием программ образования, просто были в гуще образовательного процесса. Работу над этим законопроектом надо ускорить, а вузам уже сейчас нужно начать формирование попечительских советов так, чтобы к выходу федерального закона работодатели могли в полной мере воспользоваться появившимися у них правами».
Многое говорится, но не делается, отмечает Президент, относительно моральных стимулов, повышающих престиж рабочей и инженерной карьеры. Такие поручения глава государства уже инициировал. Сегодня, по его словам, часть таких предложений выполнена, однако ряд инициатив реализован лишь формально: «Сколько-нибудь заметных публичных кампаний так и не проведено», – констатирует глава государства.
Конечно, сложно ожидать, что в сжатые сроки между вузами и работодателями будет выстроен абсолютно гармоничный диалог. Да еще и таким образом, чтобы образовательные программы корреспондировали с развитием приоритетных областей – ядерной, информационной, наноориентированной. Но, ставит задачу Президент, этот диалог нужно налаживать, и в последствии он должен стать определяющим в совместной работе сторон.
Кадровые рекрутеры констатируют: наиболее остро в инженерах нуждаются организации, имеющие стратегическое значение для развития страны. Именно здесь востребованы квалифицированные инженеры, робототехники, программисты, энергетики, строители, механики и техники.
Кадровый апгрейд
Проблема трудовых отношений еще сегодня и в том, что руководство инновационных предприятий не готово вкладывать деньги в апгрейд собственных сотрудников. Ими избирается более легкий путь – переманивания высококвалифицированных специалистов из смежных по отрасли компаний.
Если в кризисный период предприятия делали ставки на финансирование опережающего профобучения, по сути, не обращая внимания на емкость таких затрат, то сейчас эта практика рассматривается излишней и выпадает из области финансируемых.
Такой отстраненный подход не позволяет говорить об эффективной кадровой политике. Более того, о подготовке кадров для внедрения инноваций.
Выход один: необходима консолидация внутренних ресурсов компаний, которые находятся в поиске человеческого капитала для реструктуризации производств.
Портфель предложений
На заседании было озвучено сразу несколько основных форм участия работодателей в подготовке кадров. Первая, – конечно, это заказ предприятий на подготовку кадров – по годам и в разрезе направлений подготовки. Затем – техническое задание или набор требований к знаниям, компетенции выпускника по содержанию образовательных программ. Это и привлечение ведущих производственников к учебному процессу, использование вузами возможностей научно-лабораторных и производственных баз предприятий. Для обеспечения качества образования перспективным также является создание ассоциативных структур, где будут совместно координировать свои действия образовательные учреждения и работодатели.
Существует еще одна проблема – географический дисбаланс. Ситуация такова, что ведущие вузы, как правило, размещаются в крупных городах, предприятия промышленности – в регионах. В таких условиях возникает задача привлечения и закрепления выпускников ведущих вузов на региональных предприятиях. Посредством предложения, в первую очередь, высокотехнологичных рабочих мест, достойной оценки труда, объемных социальных преференций.
Для повышения престижа и привлекательности инженерного образования требуются, конечно, и меры популяризации. Здесь власть призывает активизировать рычаги влияния, которыми наделены средства массовой информации. «Огласительный» принцип, во все времена проявлявший себя как эффективный механизм, может сыграть базовую роль в повышении востребованности инженерных профессий, популяризации прорывных инновационных технологий, считает власть.
На заседании были отмечены и другие объективно необходимые для устранения барьеры, связанные с образованием. Один из «больных» вопросов – проблема высокого среднего возраста профессорско-преподавательского состава пула современных вузов. В советские времена должности профессора и доцента были престижными, высокооплачиваемыми, которые занимались талантливыми людьми, но в настоящее время средний возраст профессоров, преподавателей ведущих вузов зачастую превышает пенсионный.
Не менее барьерная тема касается следующего – недостаточной подготовки школьников-абитуриентов по естественнонаучным дисциплинам. В первую очередь, по физике и математике. На уровне Правительства предлагается существенно усилить сотрудничество вузов и школ, имея в виду, прежде всего, методическое руководство со стороны ведущих вузов в отношении школ регионов, построения образовательных программ по естественнонаучным дисциплинам.
Другой ключевой момент – влияние вузовской науки на качество преподавания. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы вузов в интересах работодателя и по тематике работодателя являются необходимым и эффективным инструментом повышения подготовки кадров.
Механизмы оздоровления национальной кадровой политики, предлагаемые властью, довольно обширны. Другое дело – как на них отреагирует образовательное сообщество и пул современных предприятий. От этой синергии будет зависеть успех новой кадровой стратегии России.
В настоящее время в стадии утверждения находятся программы инновационного развития компаний с государственным участием. Вовлечение вузов в такие программы позволит эффективно построить инновационную подготовку кадров для этих компаний.
Конкретно в этом случае предлагается считать целесообразным участие вузов в программах инновационного развития компаний с государственным участием с определенным объемом финансирования. Второе предложение – сформировать государственную программу привлечения молодых ученых к преподавательской деятельности по приоритетным направлениям развития экономики России. И третье – разработать государственную программу информационной поддержки подготовки кадров по приоритетным направлениям развития экономики России.
В целом механизмы оздоровления национальной кадровой политики, предлагаемые властью, довольно обширны. Другое дело – как на них отреагирует образовательное сообщество и пул современных предприятий. От этой синергии и будет зависеть успех новой кадровой стратегии, реализуемой в России, – стратегии, которая, надо сказать, претендует на ключевой фактор развития в государстве экономики инноваций.