Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Государство решает проблемы нехватки квалифицированных кадров

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики России, работающей под президентским началом, еще более года назад была поставлена цель – преодолеть «инженерный вакуум» в кадровом потенциале страны. Тем более что уже тогда полным ходом шла речь о построении и развитии инновационной экономики. Какими итогами можно оперировать сегодня в вопросах кадрового роста – об этом стало известно на очередном заседании профильной Комиссии, состояв­шемся в г. Димитровграде. Говоря в целом, очевидно, что результаты на текущий момент еще достаточно размытые, но ясно и другое – в перспективе во многом именно от динамики решения этого вопроса будет зависеть геоэкономическая конкурентоспособность государства. 

К технократам будущего 
Инженерный корпус в России «постарел». И этот серьезный кадровый пробел, как проб­лему не только значимую, но и сис­темную, признают многие. Такой первый и наиболее значимый посыл прозвучал в речи Президента страны Дмит­рия Медведева, выступившего на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию с оценкой уровня кадрового менеджмента в отечественной экономике.  
И пока эта ситуация, хотя и вошедшая в разряд регули­руемых, далека от преодоления. По-прежнему из-за низкого социального статуса инженерные специальности не могут войти в число популярных и общест­венно востребованных, стать той эффективной для экономики сферой, где обеспечен постоян­ный и результативный кад­ровый приток. 

Пока преодоление «инженерного вакуума» в кадровом потенциале страны остается макропроблемой. Но уже сейчас надо понимать, что в перспективе от динамики решения этого воп­роса будет зависеть геоэкономическая конкурентоспособность государства.

Еще более плачевна ситуа­ция с высококвалифицированными рабочими. Конечно, надо отметить, что давно апробированные технологические процессы кадрово сопровож­даются на российских предприя­тиях достаточно хорошо. Но если иметь ввиду продвигае­мые промышленные инновации, точнее их кад­ровое обес­печение, то здесь обстановка уже действительно сложная. По сути, в этом секторе и наблюдается особый инжиниринговый провал с точки зрения человеческого капитала.   
Между тем, для того, чтобы не оказаться в числе последних на арене технологической гонки, которая ведется сегодня многими гео­экономическими лидерами, Россия должна встать на новый путь – сис­темной подготовки для экономики эффективного «человеческого ресурса» и, если говорить образно, неких технократов будущего, которые и станут продвигать в реальном секторе комплексные технологические инновации. Очевидно, что при другой ситуации, когда экономическая модернизация не будет подкреплена критической массой профессионалов, умею­щих создавать и внедрять сложные технологические решения, обновление не сможет произойти с ожидаемым всеми высоким результатом. 
В действительности, если говорить о некоторых моментах, такая прогрессия сегодня уже происходит. Но процессы идут не так ритмично, как хотелось бы, учитывая потребнос­ти современной экономики. 
Президент страны иниции­рует сразу «пакет предложений» для того, чтобы обойти все барьеры и «подводные камни» в ситуации, когда кад­ровое обеспечение реального сектора не имеет нужной динамики. 
- Вопросы подготовки инженерных и рабочих кадров мы рассматривали на совместном заседании Комиссии и президиума Госсовета РФ примерно год назад, – напомнил Президент, выступая на состояв­шемся заседании в Димит­ровграде. – По итогам встреч с инженерами вышел довольно емкий перечень поручений. Уже увеличено финансирование на обучение инженеров по прио­ритетным для нашей экономики направлениям. Но надо признаться, конечно, этого недостаточно. И нужно уделить внимание подготовке и других специа­листов, которые необходимы для модернизации и технологического развития экономики. Это очень важная задача. По моему поручению была создана система прогнозирования занятости населения по секторам экономики. В 2012 г. она должна дать первые прог­нозные балансы, на основе которых будет сформирован государственный заказ на подготовку специалис­тов. Это позволит избежать переизбытка или, наоборот, кад­рового голода по тем или иным специаль­ностям.  

Встречная мотивация
Говоря об этом, Дмитрий Медведев напомнил и о другой смежной проблеме – качество подготовки выпускников вузов: «Очень часто, когда я встре­чаюсь с представителями компаний, в основном частных, но и государст­венных тоже, они говорят о низком качестве подготовки специалис­тов в наших университетах. Я думаю, что во многом они правы. В этой связи решено создать структуру по сертификации специалис­тов и, может быть, рейтинговую систему оценки качества их подготовки. Надо оценить и перечни направлений подготовки высшего профессио­нального образования на предмет модернизации. Иначе получается, что мы готовим специалис­тов, а специальнос­тей таких уже прос­то нет. Или наоборот, спрос на определенных специа­листов есть, а их нигде не готовят, такое, к сожалению, тоже распространено, хотя мы сейчас и стараемся «повернуться лицом» к рынку».

Лишь 37 % соискателей, имеющих инженерное образование, стремятся работать по специаль­ности.

Дмитрий Медведев также обратил внимание руководст­ва Министерства образования и науки РФ на то, что одним из критериев оценки работы вуза должен стать показатель трудоустройства выпускников и их работы по специальности в течение трех лет после обучения: «Ректоры высших учебных заведений должны понимать, что на основании этих показателей будут приниматься решения об объемах финансирования вуза и не в последнюю очередь – кад­ровые решения. Мы не раз говорили и о необходимости восстановления контактов предприя­тий с университетами, о том, что нужно стимулировать бизнес к участию в модернизации лабораторий, методических баз, в разработке и реализации образовательных программ, обновлении преподавательского корпуса. Наконец, работодатели должны более четко формулировать требования к квалификации молодых специалистов, участвовать в формировании профессио­нальных образовательных стандартов. Будут вводиться преференции для организаций, которые помогают развиваться вузам». 
Кроме того, в Государст­венную Думу уже внесен законопроект, который рег­ламентирует создание и дея­тельность попечительских советов университетов. В них должны быть и представители бизнеса, подчерки­вает Президент: «Важно, чтобы они конт­ролировали финансовую сторону, следили за содержанием прог­рамм образования, просто были в гуще образовательного процесса. Работу над этим законопроек­том надо ускорить, а вузам уже сейчас нужно начать формирование попечительских советов так, чтобы к выходу федерального закона работодатели могли в полной мере воспользоваться появившимися у них правами».  
Многое говорится, но не делается, отмечает Президент, относительно моральных стимулов, повышающих престиж рабочей и инженерной карьеры. Такие поручения глава государства уже иниции­ровал. Сегодня, по его словам, часть таких предложений выполнена, однако ряд инициатив реа­лизован лишь формально: «Сколько-нибудь заметных пуб­личных кампаний так и не проведено», – констатирует глава государства. 
Конечно, сложно ожидать, что в сжатые сроки между вузами и работодателями будет выстроен абсолютно гармоничный диалог. Да еще и таким образом, чтобы образовательные программы корреспондировали с развитием приоритетных облас­тей – ядерной, информационной, наноориен­тированной. Но, ставит задачу Президент, этот диалог нужно налаживать, и в последствии он должен стать определяющим в совместной работе сторон. 

Кадровые рекрутеры конс­татируют: наиболее остро в инженерах нуждаются организации, имеющие стратегическое значение для развития страны. Именно здесь востребованы квалифицированные инженеры, робототехники, программис­ты, энергетики, строители, механики и техники.

Кадровый апгрейд
Проблема трудовых отношений еще сегодня и в том, что руководство инновационных предприя­тий не готово вкладывать деньги в апгрейд собственных сотрудников. Ими избирается более легкий путь – переманивания высококвалифицированных специалистов из смежных по отрасли компаний.
Если в кризисный период предприятия делали ставки на финансирование опережающего проф­обучения, по сути, не обращая внимания на емкость таких затрат, то сейчас эта практика рассматривается излишней и выпадает из области финансируемых.
Такой отстраненный подход не позволяет говорить об эффективной кадровой политике. Более того, о подготовке кадров для внедрения инноваций.
Выход один: необходима консолидация внутренних ресурсов компаний, которые находятся в поис­ке человеческого капитала для реструктуризации производств. 

Портфель предложений 
На заседании было озвучено сразу несколько основных форм участия работодателей в подготовке кадров. Первая, – конечно, это заказ предприятий на подготовку кадров – по годам и в разрезе направлений подготовки. Затем – техническое задание или набор требований к знаниям, компетенции выпускника по содержанию образовательных программ. Это и привлечение ведущих произ­водственников к учебному процессу, использование вузами возможнос­тей научно-лабораторных и произ­водственных баз предприятий. Для обеспечения качества образования перспективным также является создание ассо­циативных структур, где будут совместно координировать свои действия образовательные учреждения и работодатели.
Существует еще одна проб­лема – географический дисбаланс. Ситуация такова, что ведущие вузы, как правило, размещаются в крупных городах, предприятия промышленности – в регионах. В таких условиях возникает задача привлечения и закреп­ления выпускников ведущих вузов на региональных предприятиях. Посредством предложения, в первую очередь, высокотехнологичных рабочих мест, достойной оценки труда, объемных социальных преференций. 
Для повышения престижа и привлекательности инженерного образования требуются, конечно, и меры популяризации. Здесь власть призывает активизировать рычаги влия­ния, которыми наделены средст­ва массовой информации. «Огласительный» принцип, во все времена проявлявший себя как эффективный механизм, может сыграть базовую роль в повышении востребованности инженерных профессий, популяризации прорывных инновационных технологий, считает власть. 
На заседании были отмечены и другие объективно необходимые для устранения барьеры, связанные с образованием. Один из «больных» вопросов – проб­лема высокого среднего возраста профессорско-преподавательского состава пула современных вузов. В советские времена должности профессора и доцента были престижными, высокооплачиваемыми, которые занимались талантливыми людьми, но в настоящее время средний возраст профессоров, преподавателей ведущих вузов зачас­тую превышает пенсионный.
Не менее барьерная тема касается следующего – недостаточной подготовки школьников-абитуриентов по ес­тественнонаучным дисцип­линам. В первую очередь, по физике и математике. На уровне Правительства предла­гается существенно усилить сотрудничество вузов и школ, имея в виду, прежде всего, методическое руководство со стороны ведущих вузов в отношении школ ре­гионов, построе­ния образовательных программ по естественно­научным дисцип­линам. 
Другой ключевой момент – влияние вузовской нау­ки на качество преподавания. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы вузов в интересах работодателя и по тематике работодателя являются необ­ходимым и эффективным инст­рументом повышения подготовки кад­ров.

Механизмы оздоровления национальной кадровой политики, предлагаемые властью, довольно обширны. Другое дело – как на них отреагирует образовательное сообщест­во и пул современных предприятий. От этой синергии будет зависеть успех новой кадровой стратегии России.

В настоящее время в стадии утверждения находятся программы инновацион­ного развития  компаний с госу­дарственным учас­тием. Вовлечение вузов в такие прог­раммы позволит эффективно по­строить инновацион­ную подготовку кадров для этих компаний.
Конкретно в этом случае предлагается считать целесообразным участие вузов в программах инновационного развития компаний с государст­венным участием с определенным объемом финансирования. Второе предложение – сформировать государственную программу привлечения молодых ученых к преподавательской дея­тельности по приоритетным направле­ниям развития экономики России. И третье – разработать государственную программу информационной поддержки подготовки кадров по приоритетным направле­ниям развития экономики России.
В целом механизмы оздоровления национальной кад­ровой политики, предлагаемые властью, довольно обширны. Другое дело – как на них отреа­гирует образовательное сообщество и пул современных предприятий. От этой синергии и будет зависеть успех новой кадровой стратегии, реа­лизуемой в России, – стратегии, которая, надо сказать, претендует на ключевой фактор развития в государстве экономики инноваций. 

Все статьи рубрики