Государственная экспертиза условий труда: оценка качества проведения специальной оценки условий труда
ИВАНОВА Ленара Хакимовна
министр труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан
Номер журнала:
Рубрика:
В последние годы многие предприятия Республики Башкортостан занялись модернизацией условий труда. Тем не менее имеется немало производств, когда людям приходится работать на изношенном и устаревшем оборудовании, где нарушаются санитарные нормы, не исполняются элементарные требования к условиям труда.
На начало 2016 г. в республике во вредных условиях труда было занято более 112 тысяч человек, что составляет 30,8 % от общего числа работающих, охваченных статистическим наблюдением. Это значительно ниже, чем в Приволжском федеральном округе и в целом по России (рис.1).
Тем не менее доля работающих во вредных условиях труда очень высока. Как следствие, за последние три года в республике зарегистрировано 397 случаев профессиональных заболеваний и отравлений.
В связи с этим актуальной задачей является проведение работодателями специальной оценки условий труда, заменившей с 2014 г. аттестацию рабочих мест.
По состоянию на 01.01.2017 г. спецоценка проведена на рабочих местах, где занято 39 % работников республики (рис. 2).
Следует отметить, что завершить работу по спецоценке нужно до конца 2018 г. Проведение данной работы с периодичностью один раз в пять лет является обязанностью всех работодателей. То есть за два с небольшим года должны быть оценены условия труда 61 % работников. В связи с этим нетрудно спрогнозировать, во-первых, ажиотаж при заключении договоров с оценивающими организациями. Во-вторых, в связи с предсказуемой «запаркой» Роструд уже ожидает многочисленные фальсификации результатов исследования условий труда.
С 01.01.2015 г. нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки или ее непроведение наказывается административным штрафом: для должностных лиц — до 10 тысяч рублей, для юридических лиц — до 80 тысяч рублей.
Результаты спецоценки имеют универсальный характер. С их помощью работодатель определяет, как именно надо улучшать условия труда, какими средствами защиты обеспечить работников. Результаты спецоценки влияют на их соцгарантии: устанавливаются доплаты за работу во вредных условиях труда, дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, выдается молоко, подтверждается право на льготную пенсию и т.д.
Поэтому в соответствии с полномочиями, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, Минтрудом республики особое внимание уделяется вопросам государственной экспертизы условий труда, в том числе осуществляемой в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда. Данная экспертиза также предусмотрена ст. 24 Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
Следует отметить, что экспертиза качества спецоценки носит заявительный характер, и число обращений в Минтруд Республики Башкортостан в целях ее проведения растет. Если за 2015 г. Министерством было выполнено шесть таких экспертиз в отношении условий труда 682 работников (выдано три отрицательных заключения), то за 2016 г. осуществлено 15 экспертиз в отношении условий труда 3240 работников организаций республики (выдано шесть отрицательных заключений).
Экспертиза качества специальной оценки условий труда проводится в порядке, установленном приказом Минтруда России от 12.08.2014 г. № 549н. Основания для ее проведения достаточно обширны: это и представления территориального органа Роструда, и определения судебных органов, обращения органов исполнительной власти, объединений работодателей, работников, профсоюзов, Фонда социального страхования и иных страховщиков, а также организаций, проводивших специальную оценку условий труда.
Например, работодатель может быть не согласен с проведенными исследованиями, испытаниями вредных или опасных производственных факторов и, конечно, с выводами о классификации условий труда на рабочих местах по результатам таких измерений. Он может считать, что рабочие места отнесены к тому или иному классу и подклассу условий труда неправильно, поскольку от этого зависит тариф страховых взносов в Пенсионный фонд, объем гарантий и компенсаций работникам. Точно также результаты спецоценки могут не устраивать работников или профсоюз. Так, работник может считать, что реальные условия его труда хуже, чем получились по результатам спецоценки, и он необоснованно оказался лишен гарантий и компенсаций за вредность.
Порядком проведения государственной экспертизы условий труда установлены жесткие сроки — 30 рабочих дней, при необходимости еще на 30 дней экспертизу можно продлить. Выстроен достаточно четкий механизм процедур в рамках госэкспертизы: это рассмотрение заявления и документов (отчета о проведения спецоценки, материалов проведенной ранее аттестации рабочих мест, документов, касающихся формирования комиссии по проведению спецоценки и утверждающих график проведения спецоценки и др.), экспертная оценка объекта экспертизы, если необходимо, проведение соответствующих измерений в рамках госэкспертизы, оформление результатов в виде заключения государственного эксперта.
Данная экспертиза является платной для заявителей, за исключением случаев ее проведения по определениям судебных органов, обращениям органов исполнительной власти или представлениям органов Гострудинспекции. Например, работодатель или работник, несогласные с результатами спецоценки, могут обратиться в Государственную инспекцию труда в Республике Башкортостан. В том случае, если Инспекция сочтет претензии обоснованными, то по ее представлению экспертиза Минтрудом РБ будет проведена бесплатно. Но если работодатель или работник самостоятельно обращаются в Министерство, то будут платить.
На основании методических рекомендаций Минтруда России приказом Минтруда РБ от 11.09.2015 г. № 638-О (в ред. от 10.02.2017 г.) утверждены конкретные размеры платы для заявителей. Согласно приказу размер платы для работодателей и страховщиков установлен в диапазоне от 11 131 руб. до 22 630 руб. в зависимости от количества рабочих мест, подлежащих экспертизе. Для работников и профессиональных союзов плата за экспертизу определена в десять раз ниже.
Наиболее характерным нарушениям, которые выявляются в ходе проведения экспертизы качества спецоценки и влияют на установление итогового класса условий труда, относятся следующие.
Наиболее серьезное нарушение — это проведение исследований и оценок не всех факторов производственной среды и трудового процесса, имеющихся на рабочем месте.
Нередко инструментальные измерения производственных факторов проводятся без учета вновь принятых нормативных документов, а также установленных законодательством особенностей проведения спецоценки на рабочих местах отдельных категорий работников. Чаще всего это нарушение допускается в отношении медицинских работников, оказывающих скорую медицинскую помощь, занятых в отделениях реанимации, интенсивной терапии, операционных.
Много нарушений, связанных с использованием для измерений и оценок санитарно-гигиенических нормативов, не предусмотренных методикой.
Также имеются случаи, когда работникам не предоставляют для ознакомления результаты спецоценки под роспись, нарушаются процедуры и последовательности действий при проведении спецоценки (проведение идентификации, измерений и исследований до формирования комиссии, невключение в состав комиссии представителей работников).
Выявляются в материалах спецоценки и многочисленные технические ошибки, когда отчет о спецоценке и протоколы измерений оформляются с нарушением установленных требований (не указываются наименования приборов, методик, реквизиты документов, имеется несоответствие дат, неточности в применении методик, указание в протоколах устаревших методик).
Выявленные по результатам экспертизы нарушения и несоответствия указываются в заключении государственной экспертизы условий труда. Если заявитель не согласен с результатами экспертизы, он вправе обратиться в Минтруд России с целью рассмотрения возникших разногласий. Порядок рассмотрения указанных разногласий и состав документов для данной процедуры установлен приказом Минтруда России от 08.09.2016 г. № 501н.
Если госэкспертиза проводилась по обращению суда и подтвердила нарушения, это, безусловно, формирует доказательную базу для участника судебного процесса, если по представлению Гострудинспекции – инспекция вынесет предписание об устранении нарушений. Для работников и работодателей, профсоюзов, организаций, проводивших спецоценку, которые сами инициировали госэкспертизу, ее выводы о нарушениях будут основанием для возможного обращения в суд или в Гострудинспекцию либо для защиты своих прав иным способом в рамках гражданско-правовых или трудовых отношений.
Сведения о всех проведенных Минтрудом РБ экспертизах качества спецоценки передаются в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда.
Во многом основной причиной низкого качества проведения спецоценки является слабое взаимодействие комиссий предприятий с сервисными организациями, выполняющими измерения и оценки. Без помощи специалистов предприятий экспертам сервисных организаций сложно разобраться в тонкостях производства и правильно выявить все имеющиеся на рабочих местах вредные факторы. Поэтому членам комиссии нужно работать в тесном контакте со специалистами лабораторий, получать при необходимости от них разъяснения. Также необходимо обеспечить, чтобы все измерения и оценки на рабочем месте проводились в присутствии работника, занятого на этом месте. Это требование закона о спецоценке.
Во-вторых, работодатели не разъясняют должным образом работникам смысл проводимой работы по спецоценке, не учитывают их мнение при проведении измерений и оценок, и не комментируют полученные результаты. Как следствие — возникновение конфликтных ситуаций, рост социальной напряженности в коллективе.
Хотя это напрямую и не прописано законодательно, комиссиям предприятий совместно с привлекаемой сервисной организацией при формировании перечня вредных факторов, подлежащих исследованиям, следует проводить анкетирование работников в целях выявления жалоб и предложений по условиям их труда. Кроме того, Типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное приказом Минтруда России 19.08.2016 г. № 438н, нацеливает работодателя определить порядок урегулирования споров по вопросам спецоценки еще до начала ее проведения.
В связи с этим активизация проведения в республике специальной оценки условий труда является одной из самых актуальных задач, которая включает в себя в том числе осуществление ведомственного контроля за проведением специальной оценки условий труда органами исполнительной власти и администрациями муниципалитетов с утверждением графиков ее проведения в подведомственных организациях.
Одновременно с этим Минтруду Республики Башкортостан в процессе осуществления государственной экспертизы условий труда необходимо обеспечить эффективный контроль за качеством проведения спецоценки, правильностью предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, организовать мониторинг результатов реализации работодателями мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах.