Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня
Номер журнала:
Рубрика:
Выстраивание новой экологической стратегии признано на уровне Российской Федерации приоритетной целью современного периода. С учетом постоянного увеличения рисков негативного влияния на природные системы экобезопасность страны позиционируется как наиболее значимая сфера, требующая построения качественного контроля и мониторинга. В сложившихся условиях вырабатывается комплекс мер, направленных на улучшение целевой природоохранной политики. Один из инструментов государственного регулирования — оптимзация подходов в области организации и проведения экологической экспертизы.
Кургузкин Михаил Георгиевич, министр природных ресурсов и охраны окружающей среды УР |
В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» с 1 января 2007 года субъектам Российской Федерации, в том числе и Удмуртской Республике, переданы полномочия по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня.
В части выполнения данных полномочий Постановлением Правительства УР от 23 апреля 2007 года № 60 в Положение о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, утвержденном постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16 мая 2005 года № 82, внесены изменения в раздел III "Функции и виды деятельности" об организации и проведении государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня.
Для организации работы по проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня приняты три Постановления Правительства Удмуртской Республики:
1.«Об утверждении Порядка использования финансовых средств на проведение объектов регионального уровня в Удмуртской Республике» от 3 октября 2007 г. № 155.
2.«О проведении государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в Удмуртской Республике» от 18 февраля 2008 г. № 36, которым конкретизируется перечень объектов государственной экологической экспертизы, установленный Федеральным законом "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ, с учетом специфики экологических, социальных и экономических условий Удмуртской Республики. Данный перечень содержит более 20 объектов ГЭЭ регионального уровня, к которым относятся: проекты целевых программ Удмуртской Республики, материалы обоснования лицензий на изъятие объектов животного мира, на предоставление права пользования участками недр общераспространенных полезных ископаемых (пески, песчано-гравийная смесь, известняк, торф), материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса ООПТ территорий регионального значения, проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды.
3. «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 18 февраля 2008 года № 36 «О проведении государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в Удмуртской Республике» от 8 сентября 2008 г. № 229, которым в связи с принятием Федерального закона от 16 мая 2008 года № 75-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и статьи 49 и 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации» вышеуказанный Перечень дополняется объектами экспертизы, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Целесообразность нововедений специалисты Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР комментируют следующим образом. Принятие документа направлено на реализацию конституционного права жителей Удмуртской Республики на благоприятную экологическую обстановку посредством предупреждения деградации естественных экологических систем, а также изменения и уничтожения генетического фонда растений, животных и других организмов, истощения природных ресурсов и иных негативных изменений окружающей среды. На территории республики расположено более 300 объектов особо охраняемых природных территорий (ООПТ), что составляет 8,5 % от общей территории. ООПТ имеют исключительно важное значение для решения экономических и социальных задач и выполняют функции сокровищниц уникальных и типичных ландшафтов, генофонда растительного и животного мира, служат сохранению благоприятных экологических условий на значительных пространствах, содействуют воспроизводству и обогащению возобновляемых природных ресурсов, а также природных и слабоокультуренных ландшафтов для оздоровления и отдыха граждан.
По информации Минприроды УР, в помощь заказчикам экспертизы, с учетом требований законодательных актов Российской Федерации и Удмуртской Республики в области охраны окружающей среды, разработаны «Методические рекомендации по подготовке материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики», которые размещены на официальном веб-сайте министерства.
Эти методические рекомендации определяют примерный состав материалов для экологического обоснования конкретного вида деятельности, экологически и экономически обоснованные решения которой должны гарантировать:
• экологическую безопасность населения;
• минимальный ущерб природной среде и населению при устойчивом социально-экономическом развитии территорий;
• благоприятные экологические условия для проживания населения;
• рациональное и экономное расходование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;
• выпуск экологически безопасной продукции;
• сохранение биологического разнообразия, чистоты атмосферного воздуха, источников водоснабжения и других природных объектов, исторического наследия народа;
• внедрение высокопроизводительного мало- или безотходного технологического оборудования и техники.
Исходные данные для экологического обоснования могут быть получены на основе сбора опубликованных и фондовых материалов.
Государственная экологическая экспертиза проводится с привлечением внештатных экспертов - ученых и высококвалифицированных специалистов, которые участвуют в работе экспертных комиссий на платной основе – за счет средств заказчика экспертизы.
Для автоматизации документооборота при проведении экспертизы внедрена и используется программа «Экспертиза», работающая на современных сетевых технологиях.
Информация о проведении государственной экологической экспертизы размещается в десятидневный срок в блоке новостей на сайте Минприроды УР www.minpriroda.ru.
К основным проблемам, возникающим при проведении экспертных процедур, специалисты Минприроды УР относят отсутствие на данный момент соответствующих нормативных правовых актов в области проведения государственной экологической экспертизы. Представители Министерства отмечают, что закон «Об экологической экспертизе» гласит: «Экологическая экспертиза – это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду». В то же время, говорят специалисты, методология установления экологических стандартов и нормативная правовая, а также инструктивно-методическая документация по данному вопросу не разработана. В связи с этим необходимо, прежде всего, восполнить отсутствие объективных критериев оценки воздействия на окружающую среду в виде утвержденных нормативных и инструктивно-методических документов, касающихся экологических нормативных требований, которые послужат основой для принятия решений о допустимости реализации объектов ГЭЭ. Требуется начать разработку технических регламентов в этой сфере деятельности, где будут однозначно определены категории и понятия, используемые в природоохранном законодательстве.