Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

октябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Главная беда предприятий – недостаточная работа по замене изношенного оборудования

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

О результатах деятельности в Удмуртской Республике в 2018 г. рассказал заместитель руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора (Удмуртская Республика) Вячеслав Васильевич Логинов. 
На территории Удмуртской Республики по состоянию на 30.12.2018 г. зарегистрировано 462 организации, эксплуатирующих 1574 объекта.
За 2018 г. инспекторами Удмуртского территориального отдела Управления было проведено свыше 900 проверок выполнения требований безопасности, выявлено и предписано к устранению более 9 тыс. нарушений федеральных норм и правил, наложено 681 административное наказание на 168 юридических лиц. Сумма наложенных штрафов составила более 11 млн руб. Деятельность 22 поднадзорных объектов была приостановлена.
Ростехнадзором вырабатываются новые подходы в вопросах контроля и надзора, что способствует, с одной стороны, повышению  безопасности производств, с другой — снижению нагрузки на бизнес, что в свою очередь позволяет освободить ресурсы на модернизацию  оборудования. 
В соответствии с риск-ориентированностью в надзорной деятельности количество плановых проверок ежегодно сокращается. С 2016 г. инспекторами не проводятся проверки предприятий малого бизнеса.  В 2019 г. прокуратурой Удмуртской Республики согласовано всего 48 плановых проверок. При этом следует отметить, что растет количество внеплановых проверок. 
Говоря о комплексной профилактике нарушений обязательных требований, Вячеслав Васильевич остановился на такой актуальной в своей  действенности мере, как  объявление предостережения. 
Оно может применяться, если из сведений, поступивших в орган контроля, следует вывод, что произошло или может произойти нарушение обязательных требований, но оно является незначительным, виновник ранее к ответственности не привлекался, а также поступившие сведения не являются анонимными. 
За 2018 г. в Удмуртской Республике предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в сфере энергетического надзора и в области промышленной безопасности были направлены в адрес 11 хозяйствующих субъектов. Для сравнения,  в 2017 г.  предостережение было объявлено только три раза. За I квартал 2019 г. в адрес предприятий уже направлено 46 предостережений.

Аварийность

Важным показателем осуществления надзорной деятельности является уровень аварийности и смертельного травматизма в поднадзорных организациях. 
В 2018 г. в Удмуртской Республике при несчастном случае погиб один человек. На предприятиях, поднадзорных Удмуртским территориальным отделам Управления, были зарегистрированы: 
- одна авария со смертельным исходом; 
- одна авария, не повлекшая тяжких последствий.
Обе аварии произошли на объектах, подконтрольных отделу по надзору за подъемными сооружениями.
Также в 2018 г. произошла одна аварийная ситуация на объекте энергетики и  один инцидент на объекте, подконтрольному отделу по надзору за подъемными сооружениями.

Основные причины аварий 

Анализируя причины аварий и несчастных случаев, Вячеслав Васильевич Логинов выделил влияние человеческого фактора. Чаще всего это были:
- неудовлетворительная организация и ослабленный контроль за производством ремонтных работ;
- неудовлетворительный контроль за состоянием и безопасной эксплуатацией технических устройств;
- несоответствие разработанных инструкций  действующим  технологическим регламентам.
Еще одна причина — выход из строя различных технических устройств.
Была отмечена слабая работа по обеспечению безопасности технологического персонала. По словам Логинова В.В., «если модернизация мощностей — весьма затратное и долгосрочное мероприятие, то профессиональная подготовка персонала, повышение уровня контроля — в большей степени являются организационными мероприятиями и под силу любому владельцу ОПО». 

Рейтинг правонарушений

Чаще всего в 2018 г. предприятия нарушали ст. 9.11 КоАП РФ «Нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки». По этой статье  было составлено 343 протоколов  на сумму около 2 млн руб. 
На втором месте антирейтинга нарушений находится ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организацией, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль». Таких протоколов было составлено 83 на общую сумму около 3 млн руб.
На третьем месте — ст. 9.1. КоАП РФ «Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов». По данной статье составлено 64 протокола  на общую сумму более 3 млн руб.
Характер выявленных нарушений специфичен для каждого вида надзора и зависит также от технологии производства, степени износа оборудования, уровня организации производственного контроля.

Основные проблемы предприятий

В докладе, подготовленном к публичному мероприятию и размещенном на сайте Западно-Уральского управления Ростехнадзора, были сформулированы основные проблемы, связанные с обеспечением безопасности и противоаварийной устойчивости объектов различных отраслей экономики в Удмуртской Республике. Сразу надо отметить, что общая беда практически для всех предприятий — старение оборудования и  слабая работа по его обновлению.

Объекты нефтегазодобычи

На территории Удмуртской Республики Управлением осуществляется надзор за 18 предприятиями нефтегазового комплекса, которые эксплуатируют 337 опасных производственных объектов (из них 29 объектов — 1 и 2 классов опасности).
Основной проблемой, связанной с обеспечением безопасности и противоаварийной устойчивости объектов нефтедобычи, является недостаточная работа по замене морально и физически изношенного оборудования технологических цехов предприятий.  

Объекты нефтехимии и нефтепереработки 

Под надзором Управления находятся 12 организаций, эксплуатирующих 15 опасных производственных объектов различного профиля деятельности: нефтепереработка, нефтехимия, нефтебазы, склады ГСМ,  мазутохранилища на предприятиях энергетики (резервное топливо), эксплуатация сосудов, работающих под давлением.  
Проблемами, связанными с обеспечением безопасности и противоаварийной устойчивости на этих объектах,  являются:
1. Частая смена собственников, владельцев опасных производственных объектов.  
2. Низкие темпы модернизации, технического перевооружения и замены технических устройств.
3. Низкое качество подготовки специалистов в области промышленной безопасности.
В ходе проверок предприятий отрасли выявлялись нарушения, имевшие место ранее, в том числе:
- неполное выполнение своих должностных обязанностей руководителями работ и исполнителями;
- низкий уровень технической безопасности, связанной с продолжающимся старением основных фондов;
- допущение отступлений от требований разработанных регламентов и  технологий;
- несвоевременная замена устаревшего оборудования или несвоевременное проведение технического диагностирования оборудования с целью определения остаточного ресурса работоспособности;
- низкий уровень технологической и производственной дисциплины, низкий уровень знаний, халатность исполнителей работ, то есть человеческий фактор;
- должностные лица и исполнители работ не в полной мере выполняют требования должностных инструкций и нормативно-технических документов, снижена требовательность руководителей к исполнителям работ.

Объекты газораспределения и газопотребления

На территории Удмуртской Республики надзор за соблюдением требований осуществляется в отношении:
- 137 организаций, эксплуатирующих 271 опасный производственный объект газораспределения и газопотребления;
- 368 организаций, эксплуатирующих 749 объектов сетей газораспределения и газопотребления в соответствии с техническим регламентом.
Протяженность наружных газопроводов составляет 13 960 км, из них 4600 км — полиэтиленовые. 
Всего зарегистрировано 271 опасный производственный объект, из них один — второго класса, 238 — третьего класса и 32 объекта — четвертого класса.
Основными проблемами, связанными с обеспечением безопасности и противоаварийной устойчивости поднадзорных предприятий и объектов, являются:
- моральное и физическое старение оборудования и средств автоматизации, применяемых на опасных производственных объектах систем газораспределения и газопотребления;
- частые переоформления юридических лиц (изменения наименований, купля-продажа основных средств и в целом предприятий и т. д.) — владельцев опасных производственных объектов и допускаемые при этом нарушения требований и условий промышленной безопасности, установленных законодательными и нормативными техническими документами.

Взрывоопасные объекты хранения и переработки растительного сырья

В Удмуртской Республике надзор и контроль осуществляется на 23  предприятиях, которые эксплуатируют 41 опасный производственный объект, из них девять ОПО — III класс  опасности и 32 ОПО — IV класс опасности.
Основной проблемой, связанной с обеспечением безопасности и противоаварийной устойчивости поднадзорных объектов, является недостаточная для отдельных предприятий работа по замене морально и физически изношенного технологического оборудования.

Электро- и теплоснабжающие организации

Контроль  и надзор в республике осуществляется за 6434 потребителями электрической энергии, генерирующими и энергоснабжающими компаниями. Состояние безопасности и противоаварийной устойчивости энергопредприятий в республике можно характеризовать как удовлетворительное. Это подтверждается прохождением осенне-зимнего периода без аварий и серьезных технологических нарушений систем теплоснабжения. 
В безаварийное прохождение ОЗП несомненно внесли вклад  инспекторы Ростехнадзора. Так, в ходе подготовки объектов теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2018-2019 гг. ими были проведены 54 внеплановые проверки организаций по вопросам подготовки к отопительному периоду. По результатам проверок выявлено 1202 нарушения требований действующего законодательства и нормативных технических документов в области энергетической безопасности.   
Надо отметить, что  паспорта готовности к работе в осенне-зимний период 2018-2019 гг. на территории Удмуртской Республики получили все 30 муниципальных образований. 
При проведении проверок были выявлены следующие характерные нарушения:
- нарушаются сроки проведения технических освидетельствований, профилактических испытаний и диагностирования основного энергетического оборудования;
- не обеспечивается содержание в исправном состоянии зданий и сооружений котельных;
- не выполняются компенсирующие мероприятия, рекомендованные экспертными организациями по результатам проведенных обследований технических устройств, а также зданий и сооружений.
Для недопущения этих нарушений энергоснабжающим предприятиям и организациям, органам местного самоуправления необходимо:
- проводить замену оборудования, отработавшего нормативный срок эксплуатации;
- увеличить объем ремонтных работ при подготовке к ОЗП, в планы подготовки включать капитальные ремонты оборудования с учетом опережения темпов старения оборудования;
- ввести на законодательном уровне ответственность руководителей организаций, не получивших паспорта готовности к работе в осенне-зимний период, а также глав администраций муниципальных образований Удмуртской Республики за несвоевременную и некачественную подготовку объектов теплоснабжения, расположенных на территории  муниципального образования.

Государственный строительный надзор

В 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. наблюдалось снижение количества проведенных проверок на 33 %, что обусловлено снижением объемов строительства на территории Удмуртской Республики, а также отсутствием строительной готовности и, как следствие, переносом сроков проведения проверочных мероприятий.
Характерные нарушения, выявленные в результате проведенных проверок:
- нарушается последовательность и очереди строительства, указанные в заключении экспертизы  проектной документации, а также в проекте организации строительства;
- строительный контроль на объектах капитального строительства участниками строительства осуществляется неэффективно, допускаются нарушения в части ведения общих и специальных журналов, исполнительной документации;
 - не осуществляется авторский надзор в процессе строительства опасного производственного объекта организацией, разработавшей проектную документацию;
- отклонения от проектной документации;
- не осуществляется входной контроль качества получаемых материалов, изделий и оборудования.

Объекты котлонадзора

В Удмуртии под надзором находятся 198 организаций, эксплуатирующих 382 опасных производственных объекта, работающего под давлением.
Из-за быстрых темпов старения технических устройств под постоянным контролем держатся вопросы экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов. На оборудовании, работающем под давлением, экспертизу проводят только организации, имеющие лицензию Ростехнадзора России на данный вид деятельности и аккредитованные в Системе экспертизы промышленной безопасности. 
В качестве основной проблемы, связанной с обеспечением безопасности и противоаварийной устойчивости поднадзорных предприятий, следует отметить увеличение количества оборудования, отработавшего нормативный срок службы.

Все статьи рубрики