Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании"

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Федеральный закон
"О внесении изменений в Федеральный закон
"О техничексом регулировании"

с комментариями Общественного совета по техническому регулированию при Министерстве промышленностии энергетики РФ

01.05.2007 №65-ФЗ

Внести в Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 52, ст. 5140; 2005, № 19, ст. 1752) следующие изменения:
1) в статье 1:
а) в пункте 1:
в абзаце втором слова «процессам производства» заменить словами «или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки»;

(1) Комментарий: такое изменение существенно сокращает сферу технического регулирования, охватываемую данным Законом. Поскольку вопросы технического нормирования значительной части процессов не будут решаться, согласно этой поправке, в рамках технических регламентов, то это означает, согласно системному толкованию данного Закона, что они будут регулироваться актами контрольно-надзорных органов.

Сравнение ранее действовавшей и новой редакции этой нормы показывает, что из сферы действия данного закона исключается техническая регламентация процессов эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции. Кроме того, не подлежат техническому регулированию в рамках технических регламентов работы и услуги (на то есть некоторые указания, например, в отношении рекреационных и туристских услуг – см. пп. в пункта 1 данного Закона).

Внесенные изменения показывают также, что не подлежат регулированию техническими регламентами вопросы общей организации тех или иных производств, связанные с обеспечением их безопасности. То что эти сферы (объекты) перечислены в связи с разработкой стандартов, техническим регулированием в полном объеме считаться не может, так как применение стандартов осуществляется на добровольной основе (см., например, пп. ж) пункта 2 настоящего Закона).

Вопросы определения объектов регулирования, включаемых в технические регламенты, пока неполностью отработаны методически, а принципы формирования системы стандартов и иных ведомственных нормативно-технических актов, применявшиеся ранее, до принятия Федерального закона «О техническом регулировании», не позволяют механически перенести требования по безопасности из различных ведомственных актов в технические регламенты. В связи с этим сужение сферы правоотношений, регулируемых техническими регламентами, и сокращение перечня объектов технического регулирования на первом этапе реализации реформы в определенной степени обоснованно. в абзаце третьем слово «производства» заменить словами «проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки»;

(2) Комментарий: данная норма детализирует перечень терминов, описывающих стадии жизненного цикла продукции. Вместе с тем  следует иметь в виду, что и в новой редакции ФЗ «О техническом регулировании» термин «требования» имеет двоякое применение: он относится как к императивным нормам технических регламентов, так и к документам, имеющим добровольный характер (стандарты, своды правил). Во втором случае обязательность использования документов возникает не в силу требований закона, а только в силу договора в случае добровольного принятия на себя изготовителем соответствующих обязательств.

б) пункт 3 после слов «не распространяется на» дополнить словами «социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда»;

(3) Комментарий: Вопрос об исключении тех или иных видов норм по охране труда остается в известной степени открытым. Приведенная в данной норме Закона классификация норм (мер) в области охраны труда взята из Трудового кодекса РФ. Для отделения норм по охране труда от норм, включаемых в систему технического регулирования, нужны иные критерии.
Ведомственное нормирование в области охраны труда осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». Система ведомственных актов состоит из:
- межотраслевых правил по охране труда – «ПОТ Р М» (утверждает Минздравсоцразвития России);
- отраслевых правил по охране труда – «ПОТ Р О» (утверждают уполномоченные федеральные органы исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России);
- межотраслевых типовых инструкций по охране труда – «ТИ Р М» (утверждает Минздравсоцразвития России);
- отраслевых типовых инструкций по охране труда – «ТИ Р О» (утверждают уполномоченные федеральные органы исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России);
- строительных норм и правил – «СниП»
(утверждает Росстрой);
- сводов правил по проектированию и строительству –
«СП» (утверждает Росстрой);
- санитарных норм и правил – «СанПиН»
(утверждает Минздравсоцразвития России);
- гигиенических нормативов – «ГН»
(утверждает Минздравсоцразвития России);
- санитарных норм – «СН»
(утверждает Минздравсоцразвития России);
- санитарных правил – «СП»
(утверждает Минздравсоцразвития России);
- правил безопасности – «ПБ» и инструкций по безопасности – «ИБ» (утверждают Ростехнадзор и Росатомнадзор);
- правил устройства и безопасной эксплуатации –
«ПУБЭ» (утверждают Ростехнадзор и Росатомнадзор);
- государственных стандартов безопасности труда – «ГОСТ Р ССБТ» (утверждают Ростехрегулирование и Росстрой).

В развитие этого постановления Правительства РФ было издано постановление Минтруда России от 17.12.2002 № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда». Однако и в постановлении Минтруда России не используется классификация, приведенная в Трудовом кодексе РФ и повторенная в поправках к ФЗ «О техническом регулировании».

Кроме того, системный анализ российского законодательства, содержащего нормы по охране труда, показывает, что нередко эти нормы выходят за пределы собственно нормирования безопасности труда (см., например, пп. 3.6, 3.7, 4.3, 4.4 упомянутых Методических рекомендаций).

В связи с изложенным можно констатировать, что часть норм (требований) по охране труда, в первую очередь санитарно-гигиенических требований, в системе технического регулирования сохранится, хотя и в измененной редакции, применительно к безопасности продукции, а не к безопасности труда.

в) дополнить пунктом 4 следующего содержания:
«4. Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с: применением мер по предотвращению возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний человека, профилактике заболеваний человека, оказанию медицинской помощи (за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в том числе лекарственным средствам, медицинской технике, пищевой продукции); применением мер по охране почвы, атмосферного воздуха, водных объектов курортов, водных объектов, отнесенных к местам туризма и массового отдыха»;

(4) Комментарий: данные исключения концептуально обоснованы, поскольку они касаются регулирования природоохранной и рекреационной деятельности. В отличие от стандартизации, а с 2003 года – технического регулирования, которые находятся в исключительном ведении Российской Федерации (см. пункт р) статьи 71 Конституции РФ), регулирование охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, координация вопросов здравоохранения и пр. находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации (см. пп. д), ж), к) статьи 72 Конституции РФ).

Кроме того, перечисленные в комментируемых нормах объекты не являются продукцией в том смысле, как она понимается в ФЗ «О техническом регулировании».

Вместе с тем, следует иметь в виду, что законодательство о техническом регулировании не распространяется на природные ресурсы до того этапа, пока эти ресурсы не поступают в промышленную переработку и последующее потребление. Такая правовая позиция нередко высказывается специалистами в области технического регулирования, например, при обсуждении проектов технических регламентов о безопасности питьевой воды.

Проблема корректного отделения законодательства о техническом регулировании от законодательства о природных ресурсах, по существу, выходит на более масштабный вопрос: исключения из сферы технического регулирования вопросов экологической безопасности.

Экологическое нормирование – самостоятельное законодательство (хотя и связанное с законодательством о техническом регулировании). Экологическое нормирование строится на иных принципах, отличающихся от принципов технического нормирования. Если для технического нормирования в отношении тех или иных видов продукции основным принципом является универсальность (одинаковые требования по безопасности независимо от производителя и страны происхождения товара), то нормирование экологическое, напротив, строится на дифференцированном подходе. В его системе для каждой территории (природного объекта и пр.) рассчитывается предельно допустимая промышленная и иная техногенная нагрузка, причем расчет осуществляется кумулятивным методом: возможная дополнительная нагрузка на территорию рассчитывается как разница между фактической нагрузкой и предельно допустимой с учетом отдаленного эффекта накопления в воздухе, воде, почве и пр. вредных веществ.

2) в статье 2:
а) абзац седьмой изложить в следующей редакции:
«заявитель – физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия»;

(5) Комментарий: данное определение термина «заявитель» является более корректным, чем ранее действовавшее. При этом следует учитывать, что данная правовая ипостась распространяется и на случаи, когда лицо обращается в аккредитованную лабораторию или испытательный центр с ходатайством о проведении исследований (испытаний) соответствующей продукции.
б) в абзаце одиннадцатом слова «процессам производства» заменить словами «или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки»;

См. комментарий (1);

в) в абзаце шестнадцатом слово «производства» заменить словами «проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки», после слов «положениям стандартов» дополнить словами «сводов правил»;

г) абзац девятнадцатый после слова «стандартов» дополнить словами «сводов правил»;

д) абзац двадцатый после слова «стандартов» дополнить словами «сводов правил»;

(6) Комментарий: Закон не содержит пояснений (оснований) для дополнительно введенного понятия «своды правил», не определены также существенные различия между этими документами.

Из системного толкования норм ФЗ «О техническом регулировании» в новой редакции следует предположить, что стандарты в большей степени ориентированы на описание конструирования (проектирования) и производства продукции, а своды правил – процессов.

Вместе с тем в ряде случаев Закон предполагает издание сводов правил вместо стандартов (см. пп. в) пункта13 Закона).

е) в абзаце двадцать втором слово «производства» заменить словами «проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки», слова «Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения» заменить словами «Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения»;

(7) Комментарий: вторая часть данной нормы имеет признаки правовой коллизии. С одной стороны, согласно статье 1 ФЗ «О техническом регулировании», стандарты являются документами добровольного применения. С другой стороны, согласно данной норме, стандарты «могут содержать» методы испытаний, измерений и пр., а также требования к упаковке, маркировке и пр.

Если эти методы касаются оценки безопасности и способов надлежащего информирования потребителей, то это требования, то есть нормы, обязательные для исполнения теми субъектами права, которых они касаются. Такие требования (правила) могут включаться в стандарты только в виде ссылок на соответствующие технические регламенты.

Кроме того, такая правовая конструкция неполностью соответствует основополагающим нормам законодательства о защите прав потребителей, которое не допускает участия федеральных органов исполнительной власти в регулировании вопросов защиты прав потребителей. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона РФ «О защите прав потребителей»
Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. В числе прав потребителей указанный Закон предусматривает, в частности, такие как право на безопасность товаров, работ, услуг, а также право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах, работах, услугах (см. статьи 7–10 ФЗ «О защите прав потребителей»).

ж) абзац двадцать четвертый изложить в следующей редакции: «техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия»;

(8) Комментарий: данное определение понятия «техническое регулирование» сформулировано недостаточно полно. Если какие-то правила, нормы называются «требованиями», то на юридическом языке это означает, что они не могут во всех случаях применяться «на добровольной основе». Связь между добровольностью таких норм и обязательностью их исполнения устанавливается через договорные обязательства.

Ни прежняя, ни новая редакция ФЗ «О техническом регулировании» не содержит существенной оговорки: если изготовитель (исполнитель, продавец) добровольно, по собственному усмотрению принял на себя те или иные обязательства в части исполнения рекомендаций (то есть производит, например, продукцию по определенному национальному стандарту), то соблюдение правил этой «рекомендации» становится для него обязательным. Это важное положение, которое позволило бы связать нормы гражданского права, законодательства о защите прав потребителей и законодательства о техническом регулировании.

з) в абзаце двадцать пятом слова «ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» заменить словами «ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации», слова «процессам производства» заменить словами «или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки»;

и) в абзаце двадцать шестом слово «производства» заменить словами «проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки»;

См. комментарий (1) и (2);

к) дополнить абзацами следующего содержания:
«схема подтверждения соответствия – перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям;

(9) Комментарий: данное определение не совсем полно, так как отнюдь не все действия участников подтверждения соответствия дают результат в виде (в качестве) доказательства. Например, результаты таких действий, как подача заявки или отбор образцов продукции для испытаний еще сами по себе не являются доказательствами. Доказательства появляются как результат проведения соответствующих испытаний и (или) применения иных способов оценки продукции на предмет соответствия установленным требованиям.
Свод правил – документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе».

См. комментарий (6);

3) в статье 3:
а) в абзаце втором слова «процессам производства» заменить словами «или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки»;

См. комментарий (1);

б) дополнить абзацем следующего содержания:
«недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов»;

(10) Комментарий: данное дополнение является очень существенным, так как позволяет снижать административные барьеры путем четкого разграничения компетенции контрольнонадзорных органов. Важно, чтобы в технических регламентах определялось разграничение компетенции контрольно-надзорных органов в целях реализации данной нормы Закона.

4) cтатью 5 изложить в следующей редакции:
«Статья 5. Особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения указанной продукции и указанных объектов:

1. В отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу; продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа; продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну; продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии; процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения соответственно указанной продукции и указанных объектов обязательными требованиями наряду с требованиями технических регламентов являются требования, установленные государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами).

2. Особенности технического регулирования в части разработки и установления обязательных требований государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, в отношении продукции (работ, услуг), объектов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также, соответственно, процессов их проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения устанавливаются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.

3. Особенности стандартизации продукции (работ, услуг) и объектов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также, соответственно, процессов их проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Особенности оценки соответствия продукции (работ, услуг) и объектов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также, соответственно, процессов их проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения устанавливаются Правительством Российской Федерации»;

(11) Комментарий: В ранее действовавшей редакции статьи 5 ФЗ «О техническом регулировании» предусмотрено право федеральных органов исполнительной власти на издание нормативно-технических актов в отношении оборонной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну.

При этом в ранее действовавшей редакции ФЗ «О техническом регулировании» содержалась существенная оговорка: такое право возникало у федеральных органов исполнительной власти в случае отсутствия соответствующих требований технических регламентов (пункта 1 статьи 5).

В новой редакции пункта 1 статьи 5 ФЗ «О техническом регулировании» устанавливается, что право на ведомственное техническое нормирование (в лице государственных заказчиков) существует наряду с требованиями, устанавливаемыми техническими регламентами.

Это может обусловить появление коллизий – столкновение норм технических регламентов, с одной стороны, и норм подзаконных актов, требований государственных заказчиков – с другой. Несмотря на данную формулировку пункта 1 статьи 5 ФЗ «О техническом регулировании» приоритет будут иметь нормы федеральных законов.

Таким образом, новая редакция нормы не только не содержит существенной оговорки (возникновение права федеральных органов на техническое нормирование только в случае отсутствия необходимых норм в технических регламентах), но и существенно расширяет сферу, в которой техническое нормирование осуществляется федеральными органами исполнительной власти («государственными заказчиками»). Это расширение ведомственного нормотворчества осуществляется за счет следующих объектов технического регулирования:
• продукции, сведения о которой относятся к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа;
• использования атомной энергии.

Введение в законопроект группы взаимосвязанных норм (пп. 2–4 статьи 5), которые устанавливают возможность изменения подзаконными актами (Президента РФ и Правительства РФ) требований технических регламентов, принимаемых федеральными законами, может также привести к возникновению правовых коллизий. Из части 3 статьи 115 Конституции РФ следует, что акты Правительства РФ не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. Основная форма принятия технического регламента – федеральный закон (пункт 1 статьи 9 Закона о техническом регулировании). Нельзя поправить подзаконным актом (постановлением Правительства РФ) федеральный закон. То же – в отношении актов Президента РФ (часть 3 статьи 90 Конституции РФ).
5) в статье 7:
а) пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:
«другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 настоящего Федерального закона»;

(12) Комментарий: учитывая развитие научно-технического прогресса, это дополнение обосновано, но при условии, что перечень видов безопасности будет дополняться по одному классификационному принципу – естественно-научному.

Вместе с тем следует отметить, что действующий перечень видов безопасности некорректен, так как в нем смешаны два классификационных признака: естественно-научный и ведомственный. Конкретно в списке видов безопасности присутствует промышленная безопасность, хотя она, по существу, поглощает практически все перечисленные естественно-научные виды безопасности, за исключением, пожалуй, безопасности биологической. В связи с этим промышленную безопасность следует понимать как объединяющий классификационный признак, являющийся производным от естественно-научных признаков безопасности.

б) в пункте 3:
абзац первый изложить в следующей редакции:
«3. Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения»;

(13) Комментарий: Схемы подтверждения соответствия «должны» (а не «могут») содержаться в технических регламентах, иначе существует вероятность развития ведомственного нормотворчества либо образования правовых пробелов.

В целом новая редакция этой нормы является более адекватной правовым реалиям, так как термин «могут» относился в ранее действовавшей редакции и к определению способов оценки соответствия в технических регламентах.

В абзаце третьем слова «процессам производства» заменить словами «или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки», слова «являются исчерпывающими,» исключить;
в абзаце четвертом слова «процессам производства» заменить словами «или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки»;
в) в пункте 4 слова «процессам производства» заменить словами «или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки»;
г) в пункте 5 слова «процессам производства» заменить словами «или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки»;
д) в пункте 6 слова «осуществления процессов производства» заменить словами «или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки»;

См. комментарий (1);

е) пункт 8 изложить в следующей редакции:
«8. Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если такое использование признано невозможным вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и (или) технологических особенностей или по иным основаниям либо если Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международных стандартов или отдельных их положений.
Национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов»;

ж) в абзаце первом пункта 9 слова «процессам производства» заменить словами «или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки»;

См. комментарий (1);

з) пункт 11 изложить в следующей редакции:
«11. Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу технического регламента утверждается перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия. В случае отсутствия указанных национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического регулирования Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу технического регламента утверждаются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

(14) Комментарий: эта норма, по существу, восстанавливает право ведомств на техническое нормотворчество. К тому же имеет место правовая коллизия данной нормы и пункта 3 статьи 4 ФЗ «О техническом регулировании».

Указанные правила не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона»;

(15) Комментарий: норма сформулирована неопределенно, так как нет критериев, позволяющих судить о том, является ли препятствие излишним или нет. Не определено также понятие минимальности.

и) в абзаце первом пункта 12 второе предложение изложить в следующей редакции: «В этих целях Правительством Российской Федерации утверждается программа разработки технических регламентов (с указанием формы их принятия), реализация которой полностью или частично финансируется за счет средств федерального бюджета и которая ежегодно должна уточняться и опубликовываться», дополнить предложением следующего содержания: «Технические регламенты также могут быть разработаны вне утвержденной программы»;
6) статью 8 признать утратившей силу;

(16) Комментарий: исключение этой нормы актуально и обоснованно. Как показывает анализ практики разработки проектов технических регламентов, в том числе «общих», найти инвариантные, то есть универсальные требования для всех видов продукции одновременно невозможно. Кроме того, такое искусственное разделение регламентов на специальные и общие создает излишние трудности в правоприменении, так как для применения правила общей и частной нормы необходимо будет все время проверять, является то или иное требование в специальном техническом регламенте частным по отношению к соответствующим нормам общих регламентов.

Вероятно, этот методологический недостаток ФЗ «О техническом регулировании» возник из-за неадекватного представления о том, что система технических регламентов будет строиться по отраслевому и продуктовому принципам. Однако это не совсем так. Многие виды регламентов, особенно для сложно-технической продукции, будут группироваться по системе сопряженных показателей (требований) по безопасности.
7) в статье 9:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Технический регламент, разработанный в порядке, установленном настоящей статьей, принимается федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации в порядке, установленном соответственно для принятия федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации, с учетом положений настоящего Федерального закона.

(17) Комментарий: Акты Правительства РФ не могут противоречить федеральным законам (см. часть 3 статьи 115 Конституции РФ). В результате при принятии технического регламента в форме постановления Правительства РФ могут возникнуть проблемы с внесением изменений и дополнений в действующие федеральные законы в связи с принятием такого регламента, так как подзаконным актом (постановлением Правительства РФ) федеральный закон изменить нельзя.
До 1 января 2010 года должны быть приняты следующие первоочередные технические регламенты:
о безопасности машин и оборудования;
о безопасности низковольтного оборудования;
о безопасности строительных материалов и изделий;
о безопасности зданий и сооружений;
о безопасности лекарственных средств;
о безопасности лифтов;
о безопасности электрических станций и сетей;
о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением;
об электромагнитной совместимости;
о безопасности колесных транспортных средств;
о безопасности изделий медицинского назначения;
о безопасности средств индивидуальной защиты;
о безопасности химической продукции;
о безопасности пищевых продуктов;
о безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе;
о безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах;
о безопасности упаковки»;

(18) Комментарий: данную норму в предложенной редакции сложно оценить однозначно. Из нее не ясно, является ли приведенный список технических регламентов минимальной программой, дополнение которой возможно, или другие проекты регламентов до 2010 года Парламентом РФ рассматриваться не будут.
б) в абзаце втором пункта 3 слова «процессов производства» заменить словами «или каких связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки»;

См. комментарий (1);

в) в абзаце седьмом пункта 7 слово «месяца» заменить словами «девяноста дней», дополнить предложением следующего содержания: «Проект федерального закона о техническом регламенте может быть рассмотрен Государственной Думой в первом чтении без отзыва Правительства Российской Федерации в случае, если отзыв Правительства Российской Федерации не был представлен в Государственную Думу в указанный срок»;

г) в абзаце четвертом пункта 8 слово «месяц» заменить словами «шестьдесят дней», слово «месяца» заменить словами «шестидесяти дней», дополнить предложением следующего содержания: «Проект федерального закона о техническом регламенте может быть рассмотрен Государственной Думой во втором чтении без отзыва Правительства Российской Федерации в случае, если отзыв Правительства Российской Федерации не был представлен в Государственную Думу в указанный срок»;

(19) Комментарий: в такой редакции норма не в полной мере соответствует Конституции РФ. Исчерпывающий перечень законопроектов, для которых наличие заключений Правительства РФ обязательно, установлен в части 3 статьи 104 Конституции РФ. К таким законопроектам относятся: о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Таким образом, если введение в действие соответствующего технического регламента не требует увеличения бюджетных расходов, то отзыв (заключение) Правительства РФ не является обязательным, а если предусматривает – то наличие заключение обязательно в силу конституционных требований.

д) дополнить пунктом 8.1 следующего содержания:
«8.1. Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте, разработанный в установленном пунктами 2–6 настоящей статьи порядке и подготовленный к рассмотрению на заседании

Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "АльфаPR"

Все статьи рубрики