Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Энергосбережение и энергоэффективность в бюджетной сфере Удмуртии

ТРУФАНОВА  Любовь Михайловна,  ведущий инженер группы энергетического обследования  бюджетных организаций, зданий и сооружений отдела энергоаудита и инвестиций АНО «Агентство по энергосбережению УР»

ТРУФАНОВА Любовь Михайловна
ведущий инженер группы энергетического обследования бюджетных организаций, зданий и сооружений отдела энергоаудита и инвестиций АНО «Агентство по энергосбережению УР»

Номер журнала: 

Рубрика: 

Вопросами энергосбережения и повышения энергоэффективности в бюджетных учреждениях АНО «Агентст­во по энергосбережению Удмуртской Рес­публики» (Агентство) занимается с 2004 г., с момента своего образования. До принятия Закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (261-ФЗ) дея­тельность Агентства в бюджетных организа­циях республики носила скорее всего прос­то рекомендательный характер и не воспринималась со стороны организаций всерьез. Во многих обследованных организациях отчеты по проведенным Агентством энергетическим обследованиям с разработанными рекомендациями и техническими мероприятиями по повышению энергоэффективности оставались пылиться на полках.
Принятие 261-ФЗ создало предпосылки и дало импульс для развития энерго­сбережения во всех направлениях, в том числе и в бюджетных организациях. Для реализации требований 261-ФЗ разработана Республиканская целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы и целевые установки до 2020 года», а также аналогичные программы для каждого города и района республики. В Программах определены потенциалы энергосбережения и разработаны основные мероприятия для повышения энергоэффективности в целом по республике и районам.
Для уточнения и решения проблем энергосбережения в конкретной бюджетной организации необходимо проведение энергетического обследования. В ст. 16 261-ФЗ для учреждений, как и иных организаций с участием государства или муниципального образования, установлено требование о проведении обязательного энергетического обследования. Объектом энергетического обследования являются не отдельные здания, строения и сооружения, принадлежащие на праве оперативного управления (находящиеся на балансе учреждения), а в целом учреждение, включая все его филиа­лы и иные структурные подразделения. Даже если учреждение размещается в здании или помещении на основании договора аренды, это не исключает необходимость прохождения таким учреждением обязательного энергетического обследования. Учреждения обязаны организовать проведение первого энергетического обследования до 31 декабря 2012 г., последующие энергетические обследования – не реже чем один раз в 5 лет.
Основными целями энергетического обследования в соответствии со ст. 15 261-ФЗ являются:
1. Получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов.
2. Определение показателей энергетической эффективности.
3. Определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
4. Разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энерго­сбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
По результатам энергетического обследования составляется энергетический паспорт организации как потребителя энергетических ресурсов.
Деятельность по проведению энер­гетического обследования, в соот­ветствии со ст. 15 ч. 4 261-ФЗ, вправе осуществлять только лица, являющие­ся членами саморегулируе­мой организации в области энергетического обследования. Агентство является действительным членом СРО «Некоммерческое партнерство «Объединение компаний по энергетическому обследованию в топливно-энергетическом комплексе» (НП «ТЭК Эксперт»).
Агентством с момента выхода 261-ФЗ проведены энергетические обследования 78 бюджетных организаций. Все паспорта обследованных организаций получили положительное экспертное заключение и согласованы в СРО НП «ТЭК Эксперт».
Однако, при всем понимании необ­ходимости работ по энергосбережению, мероприятия по повышению энергоэффективности в бюджетном секторе до сих проводятся с большим трудом и в очень малых объемах. Многолетний опыт проведения энергетических обследований в бюджетных организациях позво­ляет выделить три основные проблемы, препятствующие повышению энергетической эффективности бюджетного сектора:
1. Недостаточная оснащенность приборами учета ТЭР;
2. Отсутствие системы учета и отчетности потребления ТЭР на всех уровнях бюджетной сферы;
3. Отсутствие стимулов к снижению потребления энергоресурсов получателей бюджетных средств на всех уровнях бюджетной сферы.
Все эти проблемы взаимосвязаны между собой, и решение только одной из них не приведет к существенному улучшению ситуации в области энергосбережения в бюджетной сфере.

Проблемы и пути их решения
1. Недостаточная оснащенность приборами учета потребления ТЭР. 
Данные, полученные при проведении энергообследований, а также при проведении мониторинга потребления ТЭР по оснащенности приборами учета ТЭР и воды в бюджетных учреждениях в Удмуртской Республике, говорят о недостаточной оснащенности, главным образом, приборами учета тепловой энергии. 
Если потребление электроэнергии охвачено 100 % приборным учетом, то оснащенность приборным учетом тепловой энергии учреждений рес­публиканского бюджета состав­ляет ~75 %. Данный показатель с учетом требований 261-ФЗ (по максимальной подключенной нагрузке в 0,2 Гкал/ч) для муниципальных бюджетных учреждений УР выглядит следующим образом:
- в городских учреждениях – 52,2 %;
- в районных учреждениях – 26,6 %.
Оснащенность приборным учетом воды по учреждениям республиканского бюджета ~70 %, по учрежде­ниям муниципального бюджета:
- в городских учреждениях – 71,0 %;
- в районных учреждениях – 15,2 %.
На рисунке 1 представлены данные по оснащенности приборами учета тепла в бюджетных учреждениях по городам и районам Удмуртской Рес­публики в процентном соотношении от количества организаций в муниципальном образовании.
На рисунке 2 представлены данные по оснащенности приборами учета воды в бюджетных учреждениях по городам и районам Удмуртской Рес­публики.
Как видно из представленных диаг­рамм приборный учет тепловой энергии полностью отсутствует в четырех районах Республики, приборный учет воды в трех районах организован менее чем в 2 % бюджетных учреждений.
Однако, даже наличие приборов учета тепла зачастую не использует­ся для учета потребляемой энергии по показаниям счетчика. В бюджетных учреждениях объясняют это отсутст­вием квалифицированного технически грамотного персонала. В таких случаях рекомендуем заключение договора со специализированной организацией на обслуживание узла учета. 
При отсутствии приборов учета потребления энергоносителей бюджетные учреждения оплачи­вают коммунальные ресурсы по расчетам снабжаю­щих организаций. При проведении обследований специалистами Агентства проводятся поверочные расчеты договорных объемов потреб­ления тепловой энергии. Расчеты производятся по утвержденным методикам. В 90 % случаев расчетные договорные величины, предъявляемые учрежде­ниям теплоснабжающей организацией, завышены по сравнению с расчетно-нормативными величинами теплопотребления. Ниже приведены примеры наиболее значимых превышений договорных объемов потребления тепловой энергии по сравнению с расчетно-нормативными величинами, выявленных при проведении энергообследований в 2011 г.
При расчетах теплоснабжающие организации, как правило, завышают объемы отапливаемых зданий, а также применяют в расчетах завышенную тепловую характеристику зданий. Бюджетные учреждения, опять же по причине отсутствия технически грамотных специалистов, подписывают договоры с такими расчетными объемами потребления теп­ловой энергии, не проверяя и не оспаривая расчеты теплоснабжающей организации. Как видим, такая ситуация наблюдается не только в районах, но и в Ижевске. Эта проблема решается единственно верным  способом – установкой прибора учета теп­ловой энергии. 
Оплата завышенных объемов тепловой энергии во много раз превышают в приведенных примерах стоимость установки узлов учета теп­ловой энергии. Как правило, объемы потреб­ленной тепловой энергии, зафиксированные прибором учета, ниже расчетных величин, рассчитанных по утвержденным методикам. Отсутствие приборов учета не позволяет эффективно реализовывать тот потенциал энергосбережения, который имеют бюджетные учреждения.  Какие бы мероприятия по энергосбережению  ни проводились, без наличия приборов учета энергоснабжающая организация будет предъявлять к оплате по-прежнему, то есть «по расчету». Для решения задач установки приборов учета тепловой энергии Агентство предлагает свои услуги по установке узлов учета тепловой энергии совместно с установкой автоматики регулирования теплопотребления, а также другими техническими мероприятиями, позволяющими снизить потребление тепла. Данные работы осуществляют­ся в рамках энергосервисного конт­ракта. 
Аналогичная ситуация сложилась и с учетом потребления воды. Учитывая сравнительно низкую стоимость данного вида ресурса, организации предпочитают идти по более легкому пути, полностью доверяя расчеты водоснабжающей организации, не утруждая себя установкой счетчиков воды. 
2. Отсутствие системы учета и отчетности потребления ТЭР на всех уровнях бюджетной сферы. В 95 % непосредственно в самих бюджетных учреждениях не организован учет потребления энергоресурсов и воды. Происходит это по одной простой причине – оплату энергоресурсов производят вышестоящие управления  Администраций муниципальных образований. Снимая показания с имею­щихся приборов учета, работники  учреждения передают их в бухгалтерию для составления счетов на оплату, на этом учет потребления энергоресурсов заканчивается. Несмотря на стопроцентный приборный учет потребления электрической энергии, на местах отсутствуют журналы учета показаний счетчиков. На уровне Администраций контроль за потребле­нием энергоресурса проявляется только в случае перерасхода бюджетных средств на оплату коммунальных услуг. Систематического контроля и учета, тем более анализа, не организовано ни в одном муниципальном образовании Удмуртской Республики. Данная ситуация сложилась в результате того, что в учреждениях отсутствует  практика назначения ответственных лиц за ведение учета энергопотребления. Обязанности по снятию показаний со счетчиков выполняет обычно заведую­щий хозяйством или электрик. Согласно ст. 24 ч. 5 261-ФЗ в целях содействия проведения мероприятий по энергосбережению ответственное лицо за проведение таких мероприя­тий назначается в обязательном порядке, если расходы на покупку энергетических ресурсов в учреждении составляют более чем 10 млн рублей в год. В то же время, для обеспечения реализации мероприятий и соблюдения требований законодательства об энергосбережении рекомендуется назначать ответственное лицо и в иных организациях. А организация системы учета и контроля  потребления является первым основополагающим шагом, создающим возможность и целесооб­разность проведения энергосберегающих мероприятий. К тому же без организации учета и анализа потреб­ления ТЭР невозможно выполнение одного из главных требований ст. 24 ч. 1 261-ФЗ о снижении в сопоставимых условиях объема потребления каждого из видов ТЭР в течение пяти лет не менее чем на 15 % от объема фактически потребленного каждого из ресурсов с ежегодным снижением такого объе­ма не менее  чем на 3 %, начиная с 1 января 2010 г.
3. Отсутствие стимулов к снижению потребления энергоресурсов получателей бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы. Реализация проектов повышения эффективности использования энергетических ресурсов на объектах бюджетной сферы и установки приборов учета дает значительную экономию бюджетных средств. Успех реализации подобных проектов зависит от решения воп­росов определения и распределения финансовой экономии, что в конечном итоге определяет интенсивность усилий ее участников. Проблема состоит не в отсутствии технических решений, а в отсутствии мотивации для реализации энергосберегающих мероприятий. Часть экономии бюджетных средств за счет повышения энергоэффективности должна оставаться в распоряжении бюджетной организации. Только тогда у них появится желание активно заниматься экономией энергоресурсов.
Не дожидаясь финансовых потоков сверху на осуществление деятельнос­ти по энергосбережению, предла­гаем начать с проведения организационных мероприятий по повышению энергоэффективнос­ти в бюджетных организациях. Организационные мероприя­тия, в любом случае, необходимо реализовать в первую очередь. Организационные мероприятия относятся к беззат­ратным. Экономический эффект от их внедрения складывается от установления стабильного экономичного режима потребления энергоресурсов, от приведения договорных отношений между потребителем и энергосбытовой организацией в соответствие с юридическими и нормативными документами. Определить действительную экономию ТЭР можно только при наличии разработанных нормативов потребления ТЭР для каждой организации, каждого здания, которые в настоящее время отсутствуют, то есть первоочередным организацион­ным мероприятием является разработка нормативов потребления ТЭР.
Организационные мероприятия, рекомендуемые для Администраций муниципальных образований:
1. Организация, контроль своевременного проведения всеми бюджетными организациями обязательного энергетического обследования (энергоаудита);
2. Разработка Положения об энерго­сбережении для организации;
3. Разработка Положения о порядке стимулирования работников за экономию энергии и энергоресурсов;
4. Введение в организациях ответст­венных за энергосбережение и определение порядка отчетности по достигнутой экономии;
5. Регулярное проведение обучения на курсах повышения квалификации в области энергосбережения (в настоя­щее время такие курсы по инициа­тиве и с участием специалистов АНО «Агентство по энергосбережению УР» проводятся в ИжГТУ, телефон организаторов курсов: (3412) 59-38-89);
6. Финансовый учет экономического эффекта от проведения энергосберегающих мероприятий и организация рефинансирования части экономии в проведение новых энергосберегающих мероприятий;
7. Принятие долгосрочной прог­раммы или плана организационно-технических мероприятий по энергосбережению с использованием результатов проведенного обязательного энергообследования и предложенных мероприятий;
8. Активное внедрение и использование информационно аналитической системы учета потребления топливно-энергетических ресурсов и воды (ИАС), внедряемой Агентством в 2008-2010 гг. Начиная с 4 квартала 2011 г. и в 2012 г., планируется внедрение ГИС (госу­дарственной информационной сис­темы) в облас­ти энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 20.
Организационные мероприятия для бюджетных учреждений:
1. Назначить ответственных лиц за энергосбережение.
2. Провести обучение ответственных лиц на курсах повышения квалификации по теме «Повышение энергоэффективности, энергосбережение и внедрение энергоменедж­мента в бюджетных организациях». 
3. Ежемесячно проводить анализ фактического потребления электрической энергии и воды по показа­ниям приборов учета. Принимать меры к устранению нерацио­нального использования энергоресурсов. 
4. Разработать и соблюдать режимы работы  электрооборудования. 
5. Создать административно-управленческие механизмы поощрения и стимулирования работников организации по рациональному использованию ТЭР и воды.
6. Заключить договор и организовать проведение обязательного энергетического обследования (энергоаудита). В соответствии со ст. 16 Закона № 261 учреждения обязаны организовать проведение первого энергетического обследования до 31 декабря 2012 г.
7. Для реализации наиболее затратных технических мероприятий рекомендуется заключать муниципальные энергосервисные договоры (контракты). Государственные или муниципальные энергосервисные конт­ракты заключаются и оплачиваются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации о размещении заказов. 
И в заключении еще раз хочется отметить, что энергосбережение – это не абстрактная задача, которую невозможно выполнить, а вполне конкретное, затрагивающее интересы каждого, дело. Следовательно, всем всерьез надо браться за осуществление закона об энергосбережении. 

Все статьи рубрики