Энергобезопасность Нижегородской области
КАРАБАНОВ Анатолий Николаевич
и. о. заместителя руководителя Волжско-Окского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
В преддверии празднования Дня энергетика мы обсуждаем современную ситуацию в области энергетической безопасности с и. о. заместителя руководителя Волжско-Окского управления Ростехнадзора Анатолием Николаевичем Карабановым.
- Анатолий Николаевич, День энергетика традиционно отмечается в канун Нового года, когда принято подводить итоги. С какими результатами в области обеспечения энергетической безопасности завершает этот год Волжско-Окское управление Ростехнадзора?
- Если говорить о результатах контрольно-надзорной деятельности, то точные цифры по итогам года будут позже, а за три квартала они таковы: за 9 месяцев 2010 г. в общей сложности проведено около тысячи плановых и около шестисот внеплановых обследований, в результате которых выявлено около 14 тыс. нарушений требований Норм и Правил. За нарушения привлечены к административной ответственности 658 должностных и юридических лиц.
На особом контроле у инспекторов управления – вопросы безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений. За отчетный период проведено 28 проверок организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, из них 6 тематических - готовность гидротехнических сооружений к устойчивому функционированию в паводковый период. Специалисты управления также приняли участие в 8 преддекларационных обследованиях, в том числе филиала ОАО «РусГидро»-«Нижегородская ГЭС».
В целом, по нашей оценке, эксплуатация энергоустановок в 2010 г. осуществлялась удовлетворительно.
- Какие проблемы в области энергетики существуют в Нижегородской области и каковы реальные пути их решения?
- Одной из основных энергетических проблем в нашем регионе я бы назвал надежность электроснабжения потребителей. Физический и моральный износ основных энергетических установок (турбины, генераторы, трансформаторы, котлы) составляет от 50 до 80 %. И такая ситуация характерна для всей страны. Диагностирование оборудования в большинстве случаев проводится не на должном уровне. Еще одна проблема – это пропускная способность электрических, воздушных и кабельных сетей. Так как сети строились в основном в середине ХХ столетия, их пропускная способность уже не отвечает современным нуждам потребителей электрической энергии. Это касается распределительных сетей 6-10 кВ, и особенно остро стоит вопрос электроснабжения потребителей системы ЖКХ и социальной сферы по кабельным линиям в крупных городах и промышленных центрах. В целях решения данной проблемы в области разработана программа по строительству новых сетей и подстанций.
- Тема не праздничная, но не спросить нельзя. Как обстоят дела с травматизмом и аварийностью на подведомственной Волжско-Окскому управлению Ростехнадзора территории?
- Ситуация, к сожалению, не идеальна. На объектах энергетики за 9 месяцев 2010 г. произошло 4 аварии, попадающие под классификацию, установленную «Правилами расследования причин аварий в электро-энергетике». К примеру, в июне этого года ураган, сопровождавшийся сверхнормативными ветровыми нагрузками, причинил значительный ущерб электросетевому хозяйству области, жилым строениям и хозяйственным постройкам. Массовые отключения потребителей электроэнергии были квалифицированы как авария. В ходе расследования комиссия Волжско-Окского управления Ростехнадзора выявила ряд недостатков, явившихся предпосылками аварии и затруднивших ее ликвидацию. 9 июля 2010 г. жители трех районов Нижегородской области остались без электричества в результате аварии на подстанции Арзамасская. Тогда произошло возгорание трансформатора 500 кВ, повлекшее отключение 1572 смежных трансформаторных подстанций.
Вынужден отметить, что в этом году на объектах энергетики увеличилось количество несчастных случаев со смертельным исходом. Нашим управлением постоянно ведется работа по профилактике аварийности и травматизма. Особое внимание поднадзорных организаций обращается на анализ причин, принятие мер по их недопущению и устранению. Среди причин аварийности и травматизма можно выделить слабый контроль со стороны работников, ответственных за безопасность производства работ; проведение работ без оформления наряда-допуска; недостаточность мер безопасности, определенных нарядом-допуском; нарушение технологии выполнения работ; самовольное расширение объема работы пострадавшим; ошибочные действия пострадавших; не использование средств защиты; неудовлетворительное руководство работами со стороны производителя работ.
Износ оборудования
Физический и моральный износ основных энергетических установок (турбины, генераторы, трансформаторы, котлы) составляет от 50 до 80%. И такая ситуация характерна для всей страны.
- Со вступлением в силу Федерального закона от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ очень много говорят об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Какова роль управления Ростехнадзора в этом вопросе?
- Да, действительно, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 г. № 67 и от 01.06.2010 г. № 391 на Рос-технадзор возложены полномочия по контролю и надзору в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и представлению информации оператору государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В 2010 г. мы приступили к составлению реестра организаций, обязанных принять программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности. На данный момент в него вошли уже более 300 предприятий Нижегородской области.
- И в заключение, одна из наиболее актуальных тем сейчас – прохождение отопительного сезона. С какими результатами завершилась подготовка нижегородских предприятий к ОЗП 2010-2011?
- Волжско-Окским управлением Ростехнадзора проведено 43 обследования поднадзорных организаций по контролю за подготовкой к ОЗП 2010-2011 гг. Проверки состояния электростанций и котельных, проводимые инспекторским составом Волжско-Окского управления Ростехнадзора, позволили заблаговременно выявить и устранить около 700 нарушений требований правил и норм безопасности. Прохождение и ход подготовки к отопительному сезону контролировались в процессе плановых обследований энергоснабжающих организаций по вопросам энергетической и промышленной безопасности.
По организациям, где подготовка к отопительному сезону шла неудовлетворительно, информация направлялась в органы прокуратуры, главам администраций городов и районов области и другие органы исполнительной власти. Кроме того, представители управления принимали участие в выездных областных совещаниях, а также в работе городских и районных штабов и комиссий по подготовке к отопительному сезону.