Энергоаудит должен предложить серьезную альтернативу нерациональному потреблению ресурсов
Номер журнала:
Рубрика:
Между тем закон устанавливает вполне жесткие рамки для субъектов, которые обязаны пройти обязательное энергетическое обследование. В рамках провозглашенного руководством страны курса на модернизацию экономики в 2008-2009 гг. власти стали уделять значительное внимание вопросам энергосбережения, что привело к принятию Федерального закона РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». «Государство должно начать с себя!», — оценили представители федеральной власти, говоря о политике повышения энергоэффективности. Согласно ст. 24 данного закона, бюджетные учреждения обязаны в течение пяти лет сократить потребление энергоресурсов не менее чем на 15 % по сравнению с 2009 годом.
Бизнес-сообщество надеется, что сов-ременные энергоаудиторы смогут предложить практические, качественные рекомендации, стимулирующие политику энергосбережения.
Энергообследование как раз и является механизмом для управления проблемой энергоемкости. Задача энергоаудита — найти нерациональные потери энергоресурсов и предложить заказчику мероприятия, которые позволят достичь их экономии.
В ходе процедур энергоаудита собираются и обрабатываются данные о фактически потребляемых энергетических ресурсах, делается расчет показателей энергетической эффективности и предлагаются мероприятия по энергосбережению.
По результатам энергетического обследования составляется энергетический пас-порт в соответствии с Приказом Минэнерго от 19 апреля 2010 года № 182. Это строго регламентированная табличная форма, содержащая 23 приложения.
Помимо энергетического паспорта, энергоаудиторы представляют заказчикам отчет по результатам энергетического обследования. В документе дается анализ потреб-ления энергоресурсов, указывается порядок расчета приведенных в энергопаспорте показателей и обосновываются предложенные мероприятия по энергосбережению.
Особое внимание сегодня уделяется вопросам проведения проверок наиболее крупных энергопотребителей. Так, энергоаудит на государственных и коммунальных предприятиях теперь будет проводиться в четком соответствии с регламентами. Основным предметом аудита при этом является соблюдение и реализация принципов программы повышения энергетической эффективности.
Тем компаниям, руководство которых не соблюдает вышеуказанные требования, грозят крупные финансовые санкции — в их отношении будут возбуждены административные дела. Также в регламенте, по которому будет осуществляться энергоаудит промышленных потребителей электроэнергии, прописаны полномочия сотрудников, призванных осуществлять проверку.
В целом же к организациям, которые должны провести энергоаудит, относятся:
- бюджетные учреждения;
- предприятия сферы ЖКХ, осуществляющие жизнеобеспечение социально значимых объектов;
- крупные предприятия нефте-, газо-, углеперерабатывающей промышленности и электроэнергетической отрасли;
- организации, затрачивающие на топливно-энергетические ресурсы в год более 10 млн рублей.
Государственный контроль за надлежащим исполнением ФЗ «Об энергосбережении» осуществляется на федеральном и региональном уровнях.
Важным моментом для предприятий является выбор энергоаудитора. Во избежание ошибок заказчику следует руководствоваться несколькими правилами, соблюдение которых обеспечит гарантированное обращение к профессиональным структурам. Во-первых, проверяющая организация должна быть членом СРО. Это весьма существенный фактор при выборе энергоаудитора. Во-вторых, следует особое внимание при поиске специализированной организации уделять отзывам о ранее выполненных данной структурой работах. В-третьих, важно учитывать уровень профессиональной квалификации аудиторов. Небольшой опыт работы аудитора, непродолжительный срок работы самой компании и отсутствие рекомендаций — весомый повод для отказа от сотрудничес-тва с проверяющей компанией.
Представители бизнес-сообщества надеются, что профессиональные энергоаудиторы, квалификация которых подтверждена государственным реес-тром и аттестацией, будут, действительно, представлять руководителям частных или государственных предприятий объективную картину энергоэффективности каждого конкретного объекта, предлагать практические, по-настоящему качественные рекомендации, стимулирующие стратегию энергосбережения.