Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

январь 2025

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Экспертиза промышленной безопасности: изменения и основные нарушения

 
Петрова Елена  Владимировна, начальник межрегионального отдела предоставления  государственных  услуг, планирования и отчетности Волжско-Окского управления Ростехнадзора

Петрова Елена Владимировна
начальник межрегионального отдела предоставления государственных услуг, планирования и отчетности Волжско-Окского управления Ростехнадзора

Номер журнала: 

Рубрика: 

Редакция журнала обратилась в Волжско-Окское управление Ростехнадзора с вопросами на тему порядка проведения экспертизы промышленной безопасности, допускаемых нарушений и изменений в данной области, которые вступили в  текущем году.

- Елена Владимировна, какими нормативными правовыми актами регламентировано проведение экспертизы промышленной безопасности?
- Проведение экспертизы промышленной безопасности регламентировано:
- Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон №116-ФЗ), статья 13;
- Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденными Приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 г. № 420 (далее – Правила № 420).

- Какие виды объектов подлежат экспертизе промышленной безопасности?
- Экспертизе промышленной безопасности в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 116-ФЗ подлежат:
-документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;
- документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
- технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных ст. 7 Федерального закона № 116-ФЗ;
- здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;
- декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;
- обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

- Каковы основания для проведения ЭПБ?
- Основанием для проведения экспертизы промышленной безопасности являются требования ст. 13 Федерального закона № 116-ФЗ.
Основания для проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств установлены ст. 7 Федерального закона № 116-ФЗ. Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:
- до начала применения на опасном производственном объекте;
- по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
- при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
- после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
Основания проведения экспертизы зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, перечислены в п. 5 Правил № 420:
- в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
- в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
- после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
- по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.

- Какие объекты не подлежат экспертизе промышленной безопасности?
- В соответствии с определениями, данными в ст. 1 Федерального закона № 116-ФЗ, «экспертиза промышленной безопасности - определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, указанных в п. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности». Соответственно, если к предполагаемому объекту экспертизы не установлены требования промышленной безопасности, экспертизе промышленной безопасности такой объект не подлежит.

- Кем проводится экспертиза промышленной безопасности? Каким требованиям должна отвечать организация и лица, проводящие ЭПБ? На что обратить внимание заказчику при выборе экспертной организации?
- Требования к организациям и лицам, проводящим экспертизу промышленной безопасности, установлены п.п. 2, 3, 10 ст. 13 Федерального закона № 116-ФЗ. 
Из основного можно отметить, что экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика. 
Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить указанную экспертизу в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. 
Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном Правилами № 420, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники. 
Эксперту в области промышленной безопасности запрещается участвовать в проведении экспертизы промышленной безопасности в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит.

- Существует ли методика определения цены ЭПБ? На что ориентироваться заказчику?
- В настоящий момент продолжает действовать «Методика определения размера платы за оказание услуги по экспертизе промышленной безопасности», утвержденная Приказом Ростехнадзора от 14.02.2012 № 97 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 20.03.2012, рег. № 23523).

-  Каковы сроки и регулярность проведения экспертизы промышленной безопасности?
- Сроки проведения экспертизы промышленной безопасности установлены п. 14 Правил № 420: «Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев со дня получения экспертной организацией от заказчика экспертизы (далее — заказчик) комплекта необходимых материалов и документов. Срок проведения экспертизы может быть продлен по соглашению сторон». 
Периодичность проведения ЭПБ нормативными правовыми актами не установлена. Следует отметить, что не допускается эксплуатация технических устройств, зданий и сооружений по истечении срока службы.

- Какие изменения произошли в 2023 году в проведении экспертизы промышленной безопасности подведении итогов экспертизы? Как оформляются результаты экспертизы?
- С 1 марта 2023 года вступили в силу изменения в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», внесенные Приказом Ростехнадзора от 13.04.2022 г. № 120. В соответствии с указанными изменениями, заключение экспертизы может содержать только один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности):
1) объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;
2) объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.
Результаты экспертизы оформляются в соответствии с разделом IV Правил № 420.

- Куда направляются результаты экспертизы промышленной безопасности и где они отражаются?
- Пунктом 5 ст. 13 Федерального закона № 116-ФЗ установлено, что заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. 
Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.
В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 141 (далее – Административный регламент № 141), государственная услуга оказывается по экстерриториальному принципу в любом территориальном органе Ростехнадзора, предоставляющем государственную услугу, по выбору заявителя. 
Сведения, содержащиеся в Реестре заключений экспертизы промышленной безопасности, размещаются на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора в сети «Интернет».

- Какие нарушения допускаются предприятиями (заказчиками) и исполнителями? Какие санкции предусмотрены за данные нарушения.
- При регистрации заключений экспертизы промышленной безопасности обычно выявляются следующие нарушения, являющиеся основанием для отказа в регистрации Заключения:
1) представление не в полном объеме и (или) оформление заявительных документов с нарушением требований Административного регламента № 141 – заявление оформлено не по установленной форме, не приложен диск с электронными копиями заявления и заключения экспертизы, заявления подписано лицом, чьи полномочия действовать от имени юридического лица, не подтверждены;
2) представление в составе комплекта заявительных документов заключения экспертизы промышленной безопасности, подписанного экспертом (экспертами), область аттестации которых не соответствует или не в полной мере соответствует объекту экспертизы;
3) представление в составе комплекта заявительных документов заключения экспертизы промышленной безопасности, проведенной не в отношении объектов экспертизы, установленных п. 1 ст. 13 Федерального закона № 116-ФЗ – например, под видом заключения экспертизы промышленной безопасности на техническое перевооружение подают заключение экспертизы на капитальный ремонт, подают Заключения на объекты экспертизы, к которым не установлены требования промышленной безопасности (не идентифицированное в составе опасного производственного объекта ввиду отсутствия признаков опасности, заключения экспертизы на объекты, к которым требования безопасности установлены Федеральным законом от 22.06.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (системы пожаротушения, противопожарные резервуары);
4) несоответствие информации, представленной заявителем в заявлении о внесении заключения экспертизы промышленной безопасности в Реестр, сведениям, находящимся в распоряжении органа, предоставляющего государственную услугу, и (или) полученным на основании межведомственных запросов, представление недостоверных и противоречивых сведений.
С 13 августа 2023 года вступил в силу Приказ Ростехнадзора от 17.05.2023 № 185 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых для осуществления федерального государственного лицензионного контроля за деятельностью  по проведению экспертизы промышленной безопасности». 
В соответствии с указанным Перечнем  индикатором риска является наличие информации о двух и более решениях об отказе во внесении в Реестр, принятых в отношении заключений экспертизы промышленной безопасности, подготовленных одной экспертной организацией за 6 месяцев по одному из следующих оснований:
- представление в составе комплекта заявительных документов заключения экспертизы промышленной безопасности, подписанного экспертом (экспертами), область аттестации которых не соответствует или не в полной мере соответствует объекту экспертизы;
- представление в составе комплекта заявительных документов заключения экспертизы промышленной безопасности, проведенной не в отношении объектов экспертизы, установленных пунктом 1 статьи 13 Федерального закона № 116-ФЗ.
В соответствии с частью 9 ст. 23 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» наличие индикаторов риска является основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в отношении лицензиата (экспертной организации).

Все статьи рубрики