Экологичный транспорт Чеченской Республики: переход на использование газомоторного топлива
АТАЕВ Руслан Увайсович
заместитель министра транспорта и связи Чеченской Республики
Номер журнала:
Рубрика:
В настоящее время во многих регионах России происходит переход на газомоторное топливо (ГМТ) в транспортной сфере. Подобные мероприятия также проводятся и в Чеченской Респуб-лике. О том, как в регионе происходит переход на ГМТ, а также других проблемах и задачах транспортного комплекса Чеченской Республики рассказывает Атаев Руслан Увайсович, замес-титель министра транспорта и связи Чеченской Республики.
По словам Руслана Увайсовича, в Министерстве транспорта и связи Чеченской Республики реализуется Комплекс мероприятий, направленных на создание условий для доведения к 2020 году уровня использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте до 50 %.
При переводе парка автомобильной техники на использование газомоторного топлива предпочтение отдается сжиженному природному газу (СПГ). Компримированный природный газ (КПГ) используется мало. В перспективе КПГ запланирован в ограниченном количестве из-за следующих факторов:
- в регионе мало АЗС по заправке КПГ, а по заправке СПГ их много;
- мощность двигателя при использовании КПГ и СПГ падает до 30 %;
- собственный вес 8-10 баллонов газобаллонного оборудования (ГБО) при использовании КПГ в качестве моторного топлива значительно больше, чем вес ГБО при использовании СПГ. Это дополнительная нагрузка для автобусов, особенно малого класса марки ПАЗ, при перевозке пассажиров в рабочие дни и в час пик.
КПГ можно использовать в следующих условиях:
а) Строительство в г. Грозном и в районных центрах Чеченской Республики автомобильных газонаполнительных компрессорных станций или многотопливных автозаправочных станций по заправке природным газом (метаном) по низкой цене.
б) Субсидирование перевода транспортных средств на использование природного газа в качестве моторного топлива в целях обновления автобусного парка.
в) Субсидирование приобретения у заводов изготовителей АТС автобусов с ГБО и с газодизельными двигателями.
г) Наличие в Республике фирм по установке газобаллонного оборудования (ГБО) по доступной цене.
д) Высокое качество ГБО, обеспечивающее соблюдение правил ТБ и пожарной безопасности.
В соответствии с комплексом мероприятий запланировано с 2014 по 2020 гг. обновление и перевод на использование газомоторного топлива до 30 автобусов ежегодно при условии их приобретения. Затраты на установку ГБО ежегодно составят до 450 000 рублей. Годовой экономический эффект от использования газомоторного топлива составит 1,2 млн рублей. По состоянию на 15 октября 2014 года оснащены ГБО для работы на СПГ 312 автобусов. Это составляет 60 % от общего количества транспорта подведомственных предприятий Министерства транспорта и связи Чеченской Республики. Объем использования за 2013 год СПГ составляет 2755 тонн, за I полугодие 2014 года — 1216 тонн. Перевод автотранспортных средств для использования газомоторного топлива производится за счет собственных средств предприятий.
Стоит отметить, что в Чеченской Республике АЗС по заправке КПГ — 2 ед., а по заправке СПГ — 18 ед. Газозаправочных станций, подведомственных Министерству транспорта и связи Чеченской Республики, не имеется. Заправка автобусов СПГ, ТО и ремонт газобаллонной техники, техническое освидетельствование баллонов производится на четырех газозаправочных станциях, двух пунктах АЗС «Гарант» и АЗС М-1, расположенных в г. Грозном и в г. Урус-Мартане, ст. Наурской и с. Знаменском.
Кроме того, в г. Грозном в ГУП «Чечентрансагенство» переведено на СПГ 40 единиц автобусов, в филиале «Грозненский» ГУП «Чечавтотранс» на СПГ переведено 200 единиц автобусов и одна грузовая машина.
Также контролируется качество используемого топлива в лаборатории нефтебазы. Осуществляется контроль в производственных помещениях совместно с санэпидстанцией на содержание окиси углерода, обеспечивается вытяжка воздуха с помощью вентиляционной системы.
В Чеченской Республике помимо этого на транспортных предприятиях ведется активная деятельность по обеспечению экологической безопасности. Работа подведомственных предприятий Министерства транспорта и связи Чеченской Республики по обеспечению благоприятной экологической обстановки организована в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Во всех автотранспортных филиалах отведены отдельные площадки и установлены контейнера для сбора твердых бытовых отходов, шин и аккумуляторов, емкости для сбора отработанных масел. Постоянно увеличиваются площади озеленения территории, регулярно проводятся уборки территории. Оборудованы посты для мойки автотранспорта и системы сбора и отвода сточных вод после мойки автомашин. В филиале «Грозненский» функционирует мойка с оборотным водоснабжением и очисткой сточных вод. Составлены проекты ПДВ, ПДС и ПНООЛР. Своевременно перечисляется плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Что касается транспортировки опасных грузов, то Министерство транспорта и связи Чеченской Республике, а также подведомственные ему предприятия подобными видами работ не занимаются.
Развитие электротранспорта в Чеченской Республики находится на начальной стадии. Планируется восстановление троллейбусного движения на четырех маршрутах. Восстановление трамвайных маршрутов не планируется.
В целях обеспечения пожарной безопасности проводятся плановые инструктажи с водителями, ремонтными рабочими и ИТР по противопожарной безопасности при работе на автомобильном транспорте. Весь подвижной состав автотранспортных предприятий, производственные помещения и зоны стоянки транспорта укомплектованы огнетушителями и противопожарным инвентарем.