Экологические ограничения при проектировании и строительстве автодорог
Номер журнала:
Рубрика:
Размещение и строительство автомобильных дорог в значительной степени связано с изменением и нарушением природных компонентов окружающей среды, таких как лес, поверхностные водные объекты, животный и растительный мир. При проектировании автодорог и других объектов капитального строительства имеются определенные экологические ограничения.
САЛЬНИКОВА НИКИТИН |
Экологические ограничения
Само понятие «экологические ограничения» связано с установлением на федеральном и региональном уровнях системы норм, нормативов, регламентов и правил природопользования, представляющих собой научно-обоснованные количественные границы свойств и характеристик окружающей среды, которые в совокупности обеспечивают ее благоприятное для жизнедеятельности состояние. Экологические ограничения хозяйственной деятельности подразделяются на две категории: планировочные и природные. Планировочные экологические ограничения устанавливаются экологическими нормативами, регламентирующими состояние окружающей среды и допустимое воздействие на нее. Примерами могут служить санитарно-защитные зоны промышленных предприятий и территорий специального назначения, водоохранные зоны поверхностных водных объектов, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, озелененные территории, особо охраняемые природные территории. Природные ограничения обусловлены распространением и активизацией неблагоприятных инженерно-геологических процессов и явлений, в том числе спровоцированных интенсивной хозяйственной деятельностью без учета геоэкологических условий территории. Они представлены склоновыми, береговыми, карстово-суффозионными процессами, просадочностью грунтов, затоплением, подтоплением.
При проектировании автомобильных дорог экологические ограничения могут возникнуть при:
- проложении трассы по особо охраняемым природным территориям. Не допускается проложение трасс по государственным заповедникам и заказникам, охраняемым урочищам и зонам, отнесенным к памятникам природы и культуры;
- проложении трассы по водоохранным зонам. Как правило, трасса дороги должна прокладываться за пределами установленных водоохранных зон. Данное ограничение связано с минимизацией воздействия на водные объекты вследствие поступления в водный объект нефтепродуктов и взвешенных веществ с поверхностным стоком;
- проложении трассы по лесным участкам. Трассы должны прокладываться, по возможности, с использованием просек и противопожарных разрывов.
Ограничения при проектировании автодорог
Остановимся на каждом случае подробнее. Водоохранная зона – территория, примыкающая к акваториям поверхностных водоемов и водотоков, ширина которой определяется в зависимости от протяженности водотоков или площади водоемов. Максимальная ширина водоохранных зон – 500 метров от уреза воды. В водоохранных зонах запрещается загрязнение поверхности земли, в частности, свалка мусора, отходов производства, а также стоянка, заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей, тракторов и других машин.
Особые требования необходимы в случае строительства автомобильных дорог на землях лесного фонда. Использование лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьями 21 и 45 Лесного кодекса РФ. Лесные участки предоставляются гражданам, юридическим лицам для строительства дорог на праве постоянного (бессрочного) пользования, ограниченного пользования чужими лесными участками, а также аренды и безвозмездного срочного пользования (ЛК, статья 45, пункт 2).
Использование лесных участков производится без перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, при условии последующей рекультивации земель. Порядок определен Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи и связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, утвержденными Приказом МПР России от 17.04.07 № 99. В целях строительства, реконструкции и эксплуатации дорог используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают наименее ценные лесные насаждения. Немаловажным требованием является то, что при строительстве дорог не допускаются случаи, вызывающие нарушение поверхностного и внутрипочвенного стока вод, затопление или заболачивание лесных участков вдоль дорог, развитие эрозионных процессов на занятой и прилегающей территории.
Следует отметить, что при проектировании линейных объектов, особенно автомобильных дорог, практически не прорабатываются такие экологические ограничения, как ареалы обитания растений и животных, пути их миграции. Это в основном связано с плохой изученностью ареалов и путей миграции, отсутствием соответствующего картографического материала, государственных баз данных по материалам научных и полевых исследований.
Воздействие на растительный и животный мир может быть прямым (механическое повреждение, уничтожение, отравление производственными отходами, отработанными газами транспортных средств или строительных машин, влияние шума и т. п.) или косвенным, которое обусловлено изменением среды обитания. Решение этой проблемы возможно при проведении инженерно-экологических изысканий в комплексе с инженерными изысканиями для разработки проектной документации. При проведении инженерно-экологических изысканий проводится оценка заселенности территории животными, оценка путей миграции, изучение ареалов растений, в том числе занесенных в Красную книгу, по данным полевых исследований и фоновых данных.
Обоснованием проектных решений должны служить выполненные, по данным экологических обследований, оценки возможного количественного и качественного ущерба лесам, охотничьим и редким животным и птицам, промысловым и ценным видам рыб.
Республика Татарстан, 420073 г. Казань, ул. Шуртыгина, 22,
тел./факс: (843) 272-04-94, 273-39-06