Эффективный надзор является инструментом минимизации аварийности и травматизма
ШАПКИН Борис Иванович
заместитель руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора (Удмуртские территориальные отделы)
Номер журнала:
Рубрика:
Удмуртскими территориальными отделами Западно-Уральского управления Ростехнадзора в 2012 году проведено 1195 проверок соблюдения поднадзорными организациями требований промышленной и энергетической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, а также соблюдения требований Градостроительного кодекса. Выявлено и предписано к устранению 14 671 нарушение требований федеральных законов, нормативно-правовых актов, норм и правил. В 2011 году проведено 1218 проверок, выявлено и предписано к устранению 12 192 нарушения. К административной ответственности привлечено 712 должностных и юридических лиц, взыскано штрафов на сумму 6 млн 451 тыс. руб. В 2011 году привлечено к ответственности 544 должностных и юридических лица, взыскано штрафов на сумму 3 млн 188 тыс. руб.
Темпы ввода в эксплуатацию нового и реконструированного оборудования отстают от темпов старения действующего. Для решения проблемы на предприятиях должны быть внедрены инвестиционные программы по реконструкции и модернизации оборудования, проводиться работы по его переосвидетельствованию, диагностированию технических устройств, отработавших нормативный срок эксплуатации.
Промышленный надзор
Управлением осуществлялся надзор за соблюдением требований промышленной безопасности в 1219 поднадзорных организациях, из них 1100 предприятий эксплуатируют 2685 опасных производственных объектов.
За отчетный период проведено 572 проверки выполнения поднадзорными организациями требований промышленной безопасности. Выявлено и предписано к устранению 6527 нарушений требований законодательства РФ и правил промышленной безопасности. За нарушения требований промышленной безопасности наложено 287 административных штрафов на сумму 6 млн 34,0 тыс. руб. Взыскано за этот же период 269 штрафов на сумму 5 млн 102,0 тыс. руб. Количество административных приостановлений деятельности через суд составило восемь.
Энергетический надзор
Управление осуществляет контрольные и надзорные мероприятия более чем за 10 000 потребителями электрической и тепловой энергии, генерирующими и энергоснабжающими компаниями и гидротехническими сооружениями. В сфере госэнергонадзора проведено 844 обследования состояния безопасности электрических и тепловых установок и сетей, выявлено и устранено 7240 нарушений требований правил устройства и безопасной эксплуатации электрических и тепловых установок и сетей. Наложен 391 административный штраф на сумму 755,0 тыс. руб. Взыскан за этот же период 391 штраф на сумму 755,0 тыс. руб. Административно через суд приостановлена эксплуатация двух энергоустановок.
Строительный надзор
В реестре объектов капстроительства зарегистрировано 138 объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта. Проведено 115 проверок, в ходе которых выявлено и предписано к устранению 808 нарушений. Наложено 16 административных штрафов на сумму 609,0 тыс. руб. Взыскано за этот же период 14 штрафов на сумму 584,0 тыс. руб. Выдано 46 заключений о соответствии объектов установленным требованиям.
Надзор за безопасностью ГТС
Под надзором Западно-Уральского управления Ростехнадзора (Удмуртские территориальные отделы) находятся 223 ГТС промышленности и водохозяйственного комплекса, из них 34 — бесхозяйных. За отчетный период проведено 26 проверок по вопросам технического состояния, организации безопасной эксплуатации и готовности к прохождению весеннего половодья. Выявлено и предписано к устранению 96 нарушений требований правил безопасности ГТС. Наложено восемь административных штрафов на сумму 44,0 тыс. руб. Взыскано за этот же период пять штрафов на сумму 10,0 тыс. руб.
Системные проблемы
Значимой проблемой, ежегодно выявляемой при проведении проверок поднадзорных предприятий, является высокая степень износа оборудования, которая достигает 55-60 % в большой энергетике и около 70-80 % — в малой энергетике, на объектах нефтегазодобычи — 60 % нефтепромыслового оборудования, на объектах металлургии — 78 %, на объектах нефтепродуктообеспечения — 60 %. Темпы ввода в эксплуатацию нового и реконструированного оборудования отстают от темпов старения действующего.
Для решения проблемы на предприятиях должны быть внедрены инвестиционные программы по реконструкции и модернизации оборудования, проводиться работы по его переосвидетельствованию, диагностированию техустройств, отработавших нормативный срок.
Надзорными отделами по УР за 2012 год зарегистрировано и рассмотрено 5900 заключений промышленной безопасности, из них по 28 заключениям принято решение об оставлении их без утверждения, что составляет всего 0,5 % от общего количества заключений. Это связано с тем, что требования к заключению экспертизы, определенные Временным порядком утверждения экспертизы промышленной безопасности, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 1 августа 2012 года № 436, соблюдаются большинством экспертных организаций, и рассмотрение заключений экспертиз в настоящее время приняло формальный характер.
В данных условиях целесообразно ограничиться регистрацией заключений экспертизы промбезопасности, усилив контроль за своевременным проведением экспертизы оборудования и техустройств, выработавших нормативный срок эксплуатации.
При изменении технологического процесса, внедрения нового оборудования поднадзорными предприятиями не вносятся изменения в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасных производственных объектов, технологические схемы, планы ликвидации аварий. Целесообразно внести дополнение в НТД с требованием ограничить срок внесения изменений в проектную документацию и выше названные документы.
Одной из проблем, которой уделяется внимание, является постановка на учет бесхозяйных ГТС. На основании Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» администрации МО обязаны оформить право собственности на бесхозяйные объекты, расположенные на территории муниципальных образований. Однако оформление права собственности идет низкими темпами, в связи с чем МО в финансовых планах не предусматриваются профильные расходы.
Процесс старения лифтов жилищного фонда в городах Удмуртии опережает процесс замены и модернизации. Распоряжением Правительства УР в 2010 году утверждена Региональная программа «Комплексная замена лифтов на 2011-2015 годы». Расходы на реализацию программы в ценах 2011 года должны составить более 2,5 млрд рублей. Финансирование работ по программе предусматривалось за счет средств, поступивших из Фонда содействия реформированию ЖКХ и федерального бюджета, средств бюджета Удмуртии, бюджетов муниципальных образований и средств ТСЖ, жилищных, ЖСК и собственников помещений. По программе планировалось заменить 1640 лифтов, то есть ежегодно по 328 лифтов. В 2011 году заменено 26 лифтов, в 2012 году — 70. Для решения проблемы готовится информация в Правительство УР о ходе реализации программы.
Анализ причин аварийности и травматизма
За 12 месяцев 2012 года на предприятиях, поднадзорных Западно-Уральскому управлению Ростехнадзора (Удмуртские территориальные отделы), произошло две аварии и один несчастный случай со смертельным исходом.
Авария произошла 29 февраля 2012 года в 16 час. 11 мин. на опасном производственном объекте филиала «Сарапулгаз» РОАО «Удмуртгаз» по адресу: г. Сарапул, перекресток ул. Достоевского и ул. Вечтомова. Бригадой МУП г. Сарапула «Сарапульский водоканал» при производстве земляных работ гидромолотом был поврежден газопровод высокого давления (0,4 МПа) диаметром 530 мм. В результате повреждения газопровода остались без газоснабжения 1923 индивидуальных жилых дома, 42 многоквартирных жилых дома, 23 котельных. 29 февраля в 20 час. 55 мин. авария была ликвидирована, а газоснабжение объектов восстановлено.
Причины аварии:
1. Неэффективное осуществление производственного контроля исполнителем аварийно-восстановительных работ (МУП г. Сарапула «Сарапульский водоканал») за соблюдением требований нормативно-технической документации в процессе производства аварийно-восстановительных работ, а также со стороны эксплуатирующей организации (филиал «Сарапулгаз» РОАО «Удмуртгаз») за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации подземных газопроводов.
2. Неудовлетворительная организация аварийно-восстановительных работ водопровода в охранной зоне распределительного газопровода:
- производство земляных работ в охранной зоне газопровода проводилось без постоянного присутствия представителя эксплуатирующей организации (РОАО «Удмуртгаз»);
- разработка грунта на земельном участке, входящего в охранную зону газораспределительной сети, производилась механизированным способом на глубину более 0,3 м (МУП «Сарапульский водоканал»).
3. Неэффективное осуществление контроля со стороны мастера водопроводного участка МУП г. Сарапула «Сарапульский водоканал» за соблюдением технологической дисциплины, требований норм и правил при производстве земляных работ в охранной зоне газопровода при производстве аварийно-восстановительных работ на водопроводе.
4. Отсутствие опознавательных знаков на трассе газопровода в районе аварии.
5. К производству земляных работ допущены работники МУП г. Сарапула «Сарапульский водоканал», не прошедшие обучение и проверку знаний Правил охраны газораспределительных сетей.
По результатам технического расследования аварии установлены виновные лица: старший мастер службы подземных газопроводов филиала «Сарапулгаз» РОАО «Удмуртгаз» и мастер водопроводного участка МУП г. Сарапула «Сарапульский водоканал», которые привлечены к административной ответственности.
Авария произошла 19 октября 2012 года в 10 час. 25 мин. на опасном производственном объекте, эксплуатируемом предприятием «Ижевскгаз» РОАО «Удмуртгаз».
При проведении земляных работ по горизонтально-направленному бурению для прокладки электрического кабеля к строящемуся светофорному объекту бригадой ООО «ТоннельСтройСервис» был поврежден газопровод высокого давления (0,6 МПа) диаметром 529 мм по адресу: г. Ижевск, ул. Удмуртская, напротив ТРЦ «Флагман». В результате повреждения газопровода было отключено газоснабжение 706 многоквартирных домов, 1500 домов частного сектора, 31 предприятия Индустриального и Октябрьского районов г. Ижевска.
Причины аварии:
1. Производство земляных работ в охранной зоне распределительного газопровода осуществлялось с отступлением от проектного решения (фактически горизонтально направленное бурение скважины осуществлялось на глубине 1400 мм вместо проектной 3500 мм).
2. Низкий уровень организации строительно-монтажных работ по устройству прокола методом горизонтально-направленного бурения для прокладки электрического кабеля в охранной зоне газопроводов:
- производство земляных работ в охранной зоне распределительного газопровода осуществлялось без присутствия представителя эксплуатирующей организации («Ижевскгаз» РОАО «Удмуртгаз»);
- заказчиком нарушен порядок подготовки и передачи подрядной организации строительной площадки для производства строительно-монтажных работ.
3. Неэффективное осуществление контроля со стороны главного инженера ООО «ТоннельСтройСервис» за соблюдением технологической дисциплины, требований норм и правил при производстве земляных работ в охранной зоне газопровода при производстве горизонтально-направленного бурения.
4. К производству земляных работ допущены работники ООО «ТоннельСтройСервис», не прошедшие в установленном порядке проверку знаний Правил охраны газораспределительных сетей и Правил охраны и безопасности труда с учетом их должностных обязанностей и характера выполнения работ.
Установлены виновные лица: главный инженер ООО «ТоннельСтройСервис» и юрлицо ООО «ТоннельСтройСервис», которые привлечены к административной ответственности. Возбуждено уголовное дело.
Несчастный смертельный случай произошел 4 августа 2012 года в 23:00 в филиале «Удмуртэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» с электромонтером по эксплуатации распределительных сетей Можгинского РЭС Герасимовым. В ходе аварийного осмотра поврежденного участка ВЛ 10 кВ № 10 ПС «Сельская» Герасимов С.Е. поднялся на железобетонный блок, на котором установлена КТП. Без применения средств индивидуальной защиты стал осматривать опорные изоляторы 10 кВ, приблизился на недопустимое расстояние к токоведущим частям и был поражен электрическим током.
Причины несчастного случая: неудовлетворительная организация производства работ, нарушение трудового распорядка и дисциплины труда
Мероприятия по устранению несчастного случая: проведен внеплановый инструктаж с персоналом филиала «Удмуртэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья». Необходимо провести внеочередную проверку знаний в территориальной комиссии Западно-Уральского управления Ростехнадзора начальнику Можгинского РЭС и главному инженеру Можгинского РЭС; внеочередную проверку знаний в Центральной комиссии Ростехнадзора начальнику ПО «Южные электросети», главному инженеру ПО «Южные электросети».