Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Две трети объема вредных выбросов в атмосферу в городах Удмуртии составляют выхлопные газы автотранспорта!

 
Чеботарев Михаил Юрьевич, заместитель руководителя Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике

Чеботарев Михаил Юрьевич
заместитель руководителя Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике

Номер журнала: 

Рубрика: 

Парк автотранспорта в России растет ежегодно и большими темпами. Как следствие – растет и уровень негативного воздействия на окружающую среду. Более подробно о существующих проблемах мы побеседовали с заместителем руководителя Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике Михаилом Юрьевичем Чеботаревым.

- С точки зрения экологии, автомобиль это в первую очередь источник вредных выбросов в атмосферу. Насколько актуальна данная проблема и какие на сегодняшний день существуют пути по регулированию и снижению уровня  выхлопных газов?

- Общий валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу в Удмуртской Республике в 2006 году составил 228,045 тыс. тонн. Валовый объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников – 131,028 тыс. тонн. Это 57 % от общего валового выброса! Причем большая часть объема выбросов загрязняющих веществ отмечается в городах и достигает 72% от общего выброса загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу.

Таким образом, автотранспорт занимает первое место по количеству выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ. Стоит заметить,  что автомобиль загрязняет атмосферный воздух не только токсичными компонентами отработанных газов, но и парами топлива, а также продуктами износа шин и тормозных накладок. Наибольший ущерб здоровью наносят машины, стоящие в непосредственной близости от жилых домов.

Если сравнивать выбросы от предприятий и автотранспорта, стоит отметить, что первые не так ощущаются населением. Например, труба ТЭЦ-2 имеет высоту более 150 метров, благодаря чему выбросы углекислого газа рассеиваются над территорией нескольких районов. Выхлопные газы автротранспорта же выбрасываются прямо на жителей.
На сегодняшний день выделяются два доминирующих направления по решению проблемы вредных выбросов транспорта в атмосферный воздух.

Первое – это совершенствование конструкции автомобиля и двигателя. Второе – это контроль за соблюдением экологических требований при эксплуатации автомобильного транспорта.

В первом случае государство на законодательном уровне вынудило автопроизводителей прек-ратить производство автомобилей с устаревшим карбюраторным двигателем. Кстати, из практики – несколько лет назад была проведена проверка автомобилей на конвейере Ижевского автозавода, которая выявила, что около 40 процентов «Орбит» не соответствовали нормам! Выпускаемые ныне «Лада Калина», «Лада Приора» и другие оснащены инжекторными двигателями с катализатором в системе выпуска.

Во втором случае надзор за нормами выбросов отработавших газов осуществляет Управление Ростехнадзора по Удмуртской Республике. Постановлением Правительства РФ №83 «О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» от 06.02.02 в целях реализации  статьи  17  Федерального  закона  «Об  охране атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации,1999, N 18, ст.22) Правительство Российской Федерации постановило проводить  регулярные  проверки  на  соответствие  техническим нормативам  выбросов  вредных  веществ  в  атмосферный воздух автотранспортных средств, тракторов, самоходных дорожностроительных и иных машин, маневровых, магистральных тепловозов, воздушных судов гражданской авиации. Нормативные значения содержания в отработавших газах автомобилей азота и углеродов регламентированы ГОСТ Р 52033—2003 «Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния». Значения нормативных величин дымности отработанных газов для дизельных двигателей пронормированы ГОСТ Р52160-2003 «Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния». 

В 2006 году инспекторами Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике совместно с привлеченными специалистами Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска, согласно совместному плану, в рамках операции «Чистый воздух» впервые проводились проверки организаций на соответствие техническим нормативам  выбросов  вредных  веществ  в атмосферный воздух автотранспортных средств. Было проверено 18 транспортных предприятий, расположенных на территории г.Ижевска. Из них допустивших выпуск на линию автомобилей с превышением технических норм выбросов загрязняющих веществ – 12, что составляет 67% от общего количества проверенных предприятий. Предприятиям, допустившим превышение технических нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах автотранспорта, выданы предписания об устранении экологических правонарушений.

Хочу заметить, что невыполнение гражданами условий эксплуатации автомобилей, оснащенных бензиновыми двигателями (а именно эксплуатация автомобилей, содержание ЗВ в выбросах которых превышает установленные нормативы, что является нарушением природоохранного законодательства, а именно ст. 17 Федерального закона №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 05.04.1999 года), имеет признаки правонарушения (ст.8.23 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»), в соответствии с которой предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 100 до 300 рублей. Должностные лица, виновные в выпуске автомобилей, содержание загрязняющих веществ в выбросах которых превышает установленные нормативы, могут быть подвергнуты административной ответственности в соответствии со ст.8.22 КоАП в виде штрафа на сумму от 500 до 1000 рублей.

Еще одно природоохранное мероприятие, нацеленное на снижение уровня загазованности в Ижевске – строительство объездной дороги. Ранее весь транзитный транспорт шел через город, по улицам Карла Либкнехта и Удмуртской.

- Помимо загрязнения атмосферы, сам автомобиль, а также предприятия автомобильного сервиса и частные автовладельцы служат источником отходов: отработавшие покрышки, аккумуляторы, отработанное масло и прочее. Насколько они представляют угрозу окружающей среде и какая работа проводится надзорными органами для снижения негативного воздействия на окружающую среду с их стороны? 

- Отходы производства и потребления – одна их глобальных проблем России, и касается она в том числе и автотранспорта. Ее усугубление происходит за счет специфики рынка автоуслуг, где большая часть предприятий – это индивидуальные предприниматели, небольшие ООО. Как правило, данные предприятия стараются извлечь максимальную прибыль из своей деятельности и как можно больше снизить накладные расходы за счет экономии на вывозе и утилизации отработавших покрышек, аккумуляторов, отработанного масла. А если это никуда не сдается – значит, выливается и вываливается куда попало: в канализационные колодцы, овраги и т.д. То же самое касается аккумуляторов – если б не было «общественных» сборщиков цветных металлов, отработавшие аккумуляторы также бы скидывались в овраги. Впрочем, в данном случае стоит еще подумать, что будет меньшей из бед: выброшенный аккумулятор или разлитая в процессе разборки кислота?! 
Зачастую данные предприятия работают в арендованных помещениях или на территории гаражных автокооперативов, что еще более затрудняет выявление фактов нарушения природоохранного законодательства.

С начала текущего года Управление Ростехнадзора по Удмуртской Республике тесно сотрудничает с экологической милицией, специальным подразделением в структуре МВД Удмуртской Республики. Функция данной структуры – выявление факта праонарушения, сбор доказательной базы, на основе которой специалисты Ростехнадзора дают оценку с точки зрения загрязнения окружающей среды. Далее полный пакет материалов нап-равляется в Природоохранную прокуратуру. В зависимости от степени вины, объемов загрязнения и т.д., прокурор либо возбуждает административное дело в отношении нарушителя, либо направляет материалы в суд. Приведу ряд примеров.

В апреле 2007 года  в ходе проверки специалистами Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска соблюдения законодательства в области обращения с отходами ПГСК «Двигатель», расположенного на улице Базисной, были выявлены факты нарушения статьи 51 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.02.02. В ходе проверки установлено, что заместитель председателя правления ПГСК «Двигатель», ответственный за соблюдение надлежащего санитарного состояния и организацию вывоза отходов с территории ПГСК, допустил размещение отходов производст-ва и потребления (потерявший потребительский свойства шифер, строительный мусор, ртутьсодержащую лампу) на почве, на площади 16 квадратных метров на территории ПГСК.

Другой случай – в ходе проверки автокооператива «Зеленый», расположенного на улице Советской, был выявлен факт хранения угля и разлива топлива на открытой площадке. В результате талый сток от места складирования, загрязненный нефтепродуктами (имеющий характерную масляную пленку), сбрасывается на рельеф местности в водоохраную зону реки Карлутка.

При проверке данного автокооператива было также установлено, что частный предприниматель П. в ходе производственной деятельности по техническому обслуживанию автотранспорта допустил размещение отходов производства (промасленная ветошь, отработанные масла) на почве на  территории автокооператива.

За совершение подобных правонарушений предусмотрено привлечение правонарушителя к ответственности в соответствии со статьей 8.2. «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении  и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Впрочем, и крупные автотехцентры допускают нарушения.  В феврале 2007 года Управление Ростехнадзора по Удмуртской Республике вынесло постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Автотехцентр «Навигатор». Поводом послужила проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности предприятий, инициированная прокуратурой Индустриального района. Согласно отчету, в результате деятельности данной организации образуются следующие виды отходов: твердые коммунальные отходы, отработанные автомобильные масла, отработанные ртутьсодержащие лампы, шлам от отстойников моек с оборотным водоснабжением. Несмотря на то, что все указанные виды отходов вывозятся по договорам специализированными организациями, само предприятие не представило проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещение, отсутствовала также лицензия по обращению с опасными отходами. Таким образом, ООО «Автотехцентр «Навигатор» нарушило ст. 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 01.01.02 и ст. 9, 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.98.

Еще один из видов негативного воздействия на окружающую среду – операция по покраске автомобиля. Если предприятие серьезно подходит к организации бизнеса и стремится привлечь клиентов высоким качеством услуг, оно приобретает специализированное оборудование – покрасочные камеры. Современные покрасочные камеры оснащены как минимум примитивной системой очистки – водяным фильтром, в котором оседают частицы краски. Данный фильтр периодически меняется и утилизируется.

Но много в Ижевске и «гаражных умельцев», предлагающих услуги по покраске за небольшие деньги. Нередко они красят на открытом воздухе из пульверизаторов, и все токсичные пары напрямую идут в атмосферу, а частицы краски оседают на почву, растения.

- Михаил Юрьевич, в 2008 году все АЗС должны пройти лицензирование. Насколько оправдана данная мера? И насколько обоснованными окажутся заявления ряда представителей заправочного бизнеса, что лицензирование приведет к повышению стоимости топлива?

- В последние годы в России наблюдается рост аварийности и травматизма. За период с 2000 по 2006 годы на объектах нефтепродуктообеспечения произошло 25 аварий и 35 несчастных случаев со смертельным исходом. Такой рост вызван крупными авариями с тяжелыми последствиями, происшедшими в 2003 году на нефтебазе ОАО «НК «Роснефть» – Туапсенефтепродукт» (пострадало 8 человек, 5 из них – смертельно) и в 2005 году на нефтебазе ООО «Топресурс», г. Балашиха Московской области (6 человек получили смертельные травмы, а нефтебаза полностью сгорела), 28 сентября текущего года в Удмуртии на нефтебазе «АСПЭК-Нефтепродукт» в поселке Малая Пурга произошел пожар, в результате которого пострадали 6 человек.

Результаты расследования данных случаев (за исключением последнего, где расследование не завершено) показали, что главными причинами аварий стала крайне низкая эффективность производственного контроля в организациях, эксплуатирующих объекты нефтепродуктообеспечения. Подавляющее число территорий, оборудования и производственных помещений, в том числе АЗС, не соответствуют установленным нормам безопасности и правилам технической эксплуатации. На большинстве АЗС отсутствуют системы улавливания паров углеводородов, очистные сооружения, системы контроля взрывоопасных концентраций газовоздушной смеси.

Часть резервуаров нефтепродуктов не пригодна для дальнейшей эксплуатации, так как смонтирована в 60 – 80-х годах прошлого века и эксп-луатируется на протяжении длительного срока с нарушениями правил технической эксплуатации.
В связи с этим перед Ростехнадзором сейчас стоит важная задача – организовать действенный государственный надзор за эксплуатацией АЗС и  в качестве первого этапа организовать лицензирование их эксплуатации.

Но данному процессу бизнес оказал активное сопротивление – оборот горюче-смазочных материалов связан с большими деньгами, махинациями и порой криминалом. К тому же в России и Удмуртии выявляются факты эксплуатации старых АЗС, где владельцы, не вкладывая ни рубля на ее диагностирование, ремонт и приведение в соответствие с требованиями промышленной и пожарной безопасности, ведут реализацию топлива. При этом выявляются факты, когда в одной емкости попеременно хранятся 92-й и 95-й марки бензина.

Поэтому понятно желание владельцев АЗС не пускать инспекторов на объект. Оттого сейчас и идет спекуляция, что лицензирование приведет к повышению стоимости бензина. В свою очередь, мы заявляем, что процесс лицензирования не повлияет на стоимость топлива. Другое дело, часть заправок рискует не получить лицензии. Но это крайний случай – Ростехнадзор преследует в качестве основой цели не отказ в лицензии, а приведение в соответствие деятельности заправочных станций. 

Кстати, серьезные игроки на рынке нефтепродуктообеспечения это прекрасно понимают, как и то, что процесс лицензирования качественных услуг не составит особых проблем – в настоящее время подписаны графики контроля лицензирования с основными операторами Удмуртской Республики.

Все статьи рубрики